С приближением президентских выборов в Украине внимание главных политических игроков все больше сосредоточивается на проблеме возможного перераспределения собственности. Основания для беспокойства действительно существуют, и заключаются они в масштабной тенизации отечественной экономики, в незащищенности части собственности, полученной в результате приватизации. Если около половины валового внутреннего продукта производится (и перераспределяется) в тени, вне пределов официальной статистики и государственного бюджета, очевидно, что не меньшая часть политики тоже является теневой, непубличной, закрытой для общественности.
Желание ведущих игроков надежно обезопасить собственные бизнес-интересы после избрания нового президента в определяющей мере влияет на развитие политических процессов в Украине. Подтверждение этому — стремление президентской команды завершить конституционную реформу до выборов, чтобы перераспределение властных полномочий и ключевые кадровые назначения состоялись под контролем нынешнего Президента; яростная борьба за представительство в Верховной Раде, в руководстве регионов и отдельных городов, разворачивающаяся в период избирательных кампаний на всех уровнях; концентрация средств массовой информации в руках нескольких самых влиятельных финансово-политических группировок; назначение ими «своих» людей на ключевые должности в структурах исполнительной и судебной власти, в правоохранительных органах.
С приходом к власти новой президентской команды в самом деле появляется опасность перераспределения собственности, причем в случае победы кандидата как от оппозиции, так и от действующей власти. Однако опасения по поводу возможного перераспределения собственности в значительной мере преувеличены. Вместе с тем борьба за гарантии сохранения собственности путем установления контроля над государственными органами сопровождается многочисленными нарушениями закона, сворачиванием демократических процессов в украинском обществе. Тем самым не создаются благоприятные условия для поступательного развития общества и государства, формируется негативный имидж Украины в мире.
Выход из этой ситуации мы видим в легализации и амнистии собственности, капиталов и доходов; внедрении действительно свободной конкуренции; установлении прозрачных и одинаковых для всех правил игры. В этом заинтересованы прежде всего предприниматели, ведь их не устраивают ни зависимость бизнеса от отдельных высоких должностных лиц, ни чрезмерное вмешательство контролирующих и правоохранительных структур в экономику. Не только бизнесмены, но и подавляющее большинство (69%) граждан убеждены, что вести предпринимательскую деятельность, не нарушая закон, в Украине сегодня невозможно.
В легализации и амнистии собственности, капиталов и доходов заинтересовано и украинское общество. Подтверждая несправедливый характер приватизации, почти две трети (62%) граждан вместе с тем уверены, что легализация теневых капиталов необходима, 58% считают, что нужно создавать условия для подобной легализации, а 46% — засвидетельствовали готовность простить нарушения, имевшие место в прошлом, тем предпринимателям, которые выведут капиталы из тени и будут вкладывать их в легальную экономику страны. Речь идет об амнистии не в сугубо юридическом значении понятия, а, скорее, об общественно-политическом, общественном признании, придании легитимности приобретенной собственности, капиталам и доходам с целью их привлечения в легальную экономику в интересах всего общества.
Экономика страны нуждается в долгосрочных, а следовательно — в защищенных капиталовложениях. Только они в состоянии обеспечить новые рабочие места, соответствующую стоимость труда, стабильную зарплату. Именно поэтому необходимо наконец подвести черту под прошлым, чтобы двигаться вперед. Попытки политической эксплуатации популистских лозунгов «перераспределения собственности во имя восстановления социальной справедливости» могут найти поддержку у людей, большинство из которых социально незащищены и не владеют собственностью. Но ни к чему, кроме как к усилению социальной напряженности и стагнации экономики, подобные призывы не приведут. Как и не добавят они положительных черт международному имиджу Украины, ее кредитному и инвестиционному рейтингам.
Осознавая важность решения этой проблемы, эксперты Центра Разумкова выносят результаты ее исследования и обсуждения в рамках профессиональной дискуссии на страницы «Зеркала недели». Надеемся, они заинтересуют читателей. Тем более что «ЗН» было одним из первых украинских изданий, которое подняло вопрос общественно-политических последствий тенизации собственности в Украине и постоянно держит его в поле зрения. Профессиональная дискуссия состоялась 24 марта 2004 года с участием всех заинтересованных сторон — предпринимателей, политиков, юристов, представителей общественности, журналистов.
Пользуясь случаем, выражаем благодарность Посольству Королевства Швеция в Украине, поддержавшему этот исследовательский проект в рамках Программы SIDA — Агентства по вопросам международного сотрудничества и развития. Собственно, факт этой поддержки свидетельствует о том, что международное сообщество хочет видеть Украину демократическим, стабильным и предсказуемым партнером.