UA / RU
Поддержать ZN.ua

КУРЕНИЕ НА ПОРОХОВОЙ БОЧКЕ

Вслед за звучно стартовавшим Виктором Ющенко в кампанию выборов президента тихо и аккуратно вступила Юлия Тимошенко...

Автор: Егор Соболев

Вслед за звучно стартовавшим Виктором Ющенко в кампанию выборов президента тихо и аккуратно вступила Юлия Тимошенко. После года отвлеченных рассуждений о том, как нужна для первого поддержка второй и как важно для второй поддержать первого, оба начали автономные поиски одних и тех же партнеров, делая вид, что способны выяснить отношения между собой позднее. Худшую игру для них трудно придумать. Лидер «Нашей Украины» рискует проиграть решающие для него выборы президента. Лидер блока своего имени рискует таких выборов никогда не иметь.

Первым предложения от обоих политиков создать совместные штабы в регионах получил Александр Мороз. «Наша Украина» даже определила социалистов, которых бы она хотела видеть в качестве руководителей кампании в областях. В предложении Тимошенко фамилии не называются. Речь идет о принятии стратегического решения вместе идти на выборы. Кто именно станет кандидатом, она предлагает определить позднее.

Это предложение отражает тактику поведения лидера БЮТ, которой она будет придерживаться примерно до конца года: Тимошенко попытается создать альянс с Социалистической и Коммунистической партиями, одновременно держа в уме возможность присоединения к коалиции Ющенко. И первый, и второй варианты, тем более их соединение, подходят под лозунг о необходимости выдвижения «единого кандидата от оппозиции», который Юлия Владимирована будет пропагандировать в течение 2003 года.

Хотя эта универсальная позиция, позволяющая Тимошенко объяснять свои действия электорату, не нова, сохранение ее сейчас означает, что дорожки Ющенко и Тимошенко расходятся все дальше. Лидер «Нашей Украины» уже строит собственную кампанию, еще в марте публично призвав Тимошенко поддержать его. В ответ лидер БЮТ предлагает только начать определение кандидата с установками, которые лишь частично совпадают с принципами кампании Ющенко. Он не позиционирует и не будет позиционировать себя кандидатом от оппозиции. Понимание этого факта толкает Тимошенко на свою игру.

Разногласия между Ющенко и Тимошенко не новы. Совпадение в прошлом их интересов создало в Украине, и особенно за ее пределами, миф об обязательности альянса двух политиков. Общее у них фактически одно — самый пересекающийся электорат в Украине. Однако это обстоятельство в большей степени следствие дефицита нелевых политиков, которые способны дать надежду на лучшую жизнь Западной Украине, чем сходство идеологических и человеческих кредо двух самых популярных там политиков.

Тимошенко не разделяет либеральные взгляды Ющенко на экономику, являясь сторонником ее большего регулирования государством и обширных социальных программ. Ее внешнеполитическая ориентация носит куда меньшую степень прозападности, и последние сигналы из США продолжают уменьшать эту степень. В своих действиях она ультрарадикальна на фоне всегда склонного к компромиссам Ющенко. Ей непонятна поговорка «тише едешь — дальше будешь», которая часто помогает Виктору Андреевичу, зато она зачастую использует достоинства тактики «со щитом или на щите».

Что еще более важно, они по-разному видят механизмы «очищения» власти — ключевого для обоих лозунга избирательной кампании-2004. При первой же возможности Ющенко может сотрудничать с Леонидом Кучмой, позабыв многочисленные обиды, если принципы этого сотрудничества будут приемлемы для лидера «НУ». При первой же возможности Тимошенко ознакомит нынешнего главу государства с условиями содержания попавших в немилость политиков в украинских следственных изоляторах, вернув долг за 2001 год.

Разницу убеждений Ющенко и Тимошенко отражает голосование их фракций в парламенте. Позиция «Нашей Украины», стремящейся поддерживать инициативы власти, которые она одобряет, зачастую ближе к «Регионам Украины», чем к БЮТ, которая почти всегда руководствуется принципом «что хорошо власти, плохо для нас» вне зависимости от того, выгодно ли это стране. (Хотя возможны и исключения — например поддержка фракцией БЮТ программы правительства Януковича.) Голосования блока Тимошенко чаще совпадают с решениями КПУ. Поэтому перед выборами-2004 Тимошенко легче искать общий язык с Петром Симоненко, чем с Ющенко, хотя это противоречит электоральным требованиям.

Между двумя непохожими политиками в последнее время растет проблема доверия. После работы в правительстве в 2000 году Ющенко и Тимошенко не имеют удачного опыта больших совместных проектов. На выборах 2002 года стороны не враждовали, но и не дружили. Тимошенко помнит, как Ющенко отверг предложенное ею объединение перед выборами, посчитав его невыгодным. Ющенко не забыл, за кого могли проголосовать избиратели, голоса которых провели в парламент Тимошенко. Оба политика плохо понимают мотивы действия друг друга в этом году. Тимошенко подозревает Ющенко в готовности сотрудничать с Президентом для победы на выборах. Этот вариант, который по ее мнению позитивно воспримет Запад, Тимошенко считает предательством идеалов вне зависимости от результатов сотрудничества. Лидер БЮТ болезненно восприняла нежелание Ющенко поддержать атаку на Святослава Пискуна, посчитав это двоедушием. В свою очередь лидер «Нашей Украины» увидел в этой атаке попытку решить личные проблемы Тимошенко, которые его окружение очень часто считает основным мотивом ее поступков. Более того, в «НУ» убеждены, что против Пискуна Тимошенко выступает в осознанном тандеме с Медведчуком.

Недостаточный уровень доверия мешает сторонам сесть за стол переговоров. Они закончились, не успев начаться. Еще в начале года Тимошенко и Ющенко провели встречу, на которой выяснили позиции друг друга. Тимошенко выдвинула идею раздела высших государственных постов между лидерами сил, которые согласятся поддержать Ющенко. Лидер БЮТ высказала желание получить пост премьера и потребовала от Ющенко публично об этом заявить. Ющенко ответил, что не понимает, как нынешний парламент проголосует за нее даже в случае его победы. Позднее БЮТ разработал более мягкую формулу, по которой вместо конкретных постов участники коалиции должны получить квоты на участие в органах власти. Но первая встреча не получила продолжения: сочтя тему обсуждения неправильной, Ющенко уклонился от следующих разговоров. Тимошенко попросила заняться наведением мостов Анатолия Матвиенко — главного сторонника поддержки Ющенко в БЮТ. Он выдвинул идею создания координационного совета между блоками с отдельным аппаратом, повисшую в воздухе. Назначенный новым политическим координатором «Нашей Украины» Петр Порошенко, со своей стороны, инициировал начало консультаций на уровне заместителей лидеров. Но без согласия первых вторые лица «Нашей Украины» и БЮТ мало что могут сделать.

Когда переговоры будут возобновлены, и что при этом будут обсуждать, не может спрогнозировать никто. С обеих сторон есть люди, считающие необходимым форсировать альянс, но еще больше в «Нашей Украине» и БЮТ людей, которые полагают, что другая сторона сдастся сама. Оба блока морально готовы к тому, чтобы в осень, когда придет время активной работы на своего кандидата, войти без договоренностей. Скорее всего, так и будет, то есть принятие окончательных решений будет отложено на зиму или даже весну следующего года, когда надо будет официально выдвигать кандидатов.

Такой сценарий опасен для обоих политиков, так как только усложнит достижение договоренности о поддержке лидером БЮТ лидера «Нашей Украины». С каждым днем у Тимошенко будет все больше соблазнов идти на выборы самостоятельно. В отличие от Ющенко, который заработал свой рейтинг еще в 2000 году, утратив его часть в последующие два года, Тимошенко, вышедшая в «высшую лигу» в 2001-м, продолжает зарабатывать баллы. По итогам прошлого года лидер БЮТ имела наилучшую динамику роста рейтинга доверия населения среди украинских политиков. (По данным Центра Разумкова президентский рейтинг Тимошенко колеблется от 6,5 до 7 процентов. Однако при том, что 11,3% полностью поддерживают действия Тимошенко, а 21,9% — частично, 54,2% не поддерживают Ю.В. вообще. Именно последний показатель заставляет Ющенко крепко думать над тем, в каком образе Юлия Владимировна способна ему больше навредить — в образе друга или врага.) Вместе с усилением личных позиций Тимошенко, заметно укрепилась и продолжает укрепляться материнская партия ее блока. С 2001 года «Батьківщина» совершила еще более впечатляющий рывок, чем ее лидер. За последний год партия втрое увеличила численность первичных организаций, накрыв половину из 33 тыс. существующих в стране избирательных участков. Численность партии, по словам Александра Турчинова, превысила 200 тыс. человек, причем, пережив в прошлом году финансовый кризис и гонения властей, кадры прошли естественный отбор, что еще более важно, чем количественный рост. 45% местных организаций финансируют себя самостоятельно. Оставшиеся центральный офис планирует перевести на бездотационную работу до конца этого года.

На этом фоне желание поднять наивысший вес растет у Тимошенко одновременно с уверенностью, что она может это сделать. Это не означает, что лидер БЮТ потеряла контроль над собой из-за действительно огромных амбиций, разучившись считать, как хотят представить ситуацию многие ее доброжелатели. И не обязательно это будет означать, что она является тайным партнером власти с целью помешать Ющенко выиграть выборы. Просто тенденция торможения Ющенко на фоне продолжающегося собственного прогресса поставила Тимошенко перед самым рискованным выбором в ее политической карьере. Тимошенко озабочена не другими, а собой. Для нее давно нет вопроса, может ли она стать президентом. Вопросом остается когда? Стремление Тимошенко вступить в альянс с СПУ и желание работать с КПУ отражает ее план иметь альтернативный Ющенко вариант. Опыт работы в акции «Восстань, Украина» доказал ей, что сотрудничество с Морозом и Симоненко способно приносить ей пользу. Убедить даже одного из них в необходимости ее поддержки будет крайне проблематично, но Тимошенко привыкла штурмовать недостижимые цели. Если Ющенко не найдет способа договориться с ней до старта официальной кампании либо получит поддержку сил из лагеря власти, лидер БЮТ с огромной долей вероятности выдвинет свою кандидатуру.

Много будет зависеть от позиции Мороза. Как метко заметил один из социалистов, фактически от лидера его партии сейчас зависит, кого сделать «единым кандидатом» не от власти. Если Мороз решит поддержать Ющенко, Тимошенко будет крайне сложно не последовать примеру партнера по оппозиционному лагерю. Но если поддержку Мороза получит она, статус «кандидата от оппозиции» будет стимулировать Тимошенко биться за победу вне зависимости от поведения Ющенко перед первым туром. Пока в СПУ доминирует точка зрения, что Мороз может баллотироваться и сам. Но при этом есть сторонники как поддержки Ющенко, так и Тимошенко. Причем последние отнюдь не слабее первых.

Участие Тимошенко в выборах вместе с Ющенко создает огромные риски для обеих сторон. Со времен выборов Верховной Рады идентичность электората только усилилась. По оценке Киевского международного института социологии, сделанной по заказу Института открытой политики, никакая другая пара политиков не имеет настолько сросшийся электорат. Согласно их июньскому исследованию, 30% сторонников Ющенко готовы проголосовать за Тимошенко, если лидер «Нашей Украины» не будет участвовать в выборах. Избирателей Тимошенко, готовых отдать свои голоса за Ющенко при отсутствии возможности голосовать за нее, еще больше — 43%. Одновременное наличие их фамилий в бюллетене для голосования будет означать взаимное «поедание» голосов в пользу кандидата от власти и представителя Компартии, участие которых в выборах можно прогнозировать с большей долей уверенности.

Проблема для Тимошенко и Ющенко будет заключаться не только в делении куска пирога на слишком мелкие части. В случае одновременного баллотирования они неизбежно начнут войну друг против друга, что будет сокращать общий размер их доли. При этом обе стороны, по логике, выдвинут одинаковое обвинение — сговор с властью. Ющенко будет говорить о Тимошенко то, что Мороз говорит о Наталье Витренко, а Тимошенко будет использовать против Ющенко характеристики, которые Витренко присваивает Морозу. Такая война не только будет сокращать число имеющихся симпатиков, но и отвращать тех избирателей, которые еще не определились. Между тем, именно эта последняя группа определит исход выборов. Вероятное при таком сценарии поражение может иметь фатальные последствия для обоих политиков, несмотря на несхожесть их прошлого. Ющенко, на победу которого поставлено слишком многое, проигрыш выборов может спровоцировать уйти из политики. Тимошенко, которую обвинят в проигрыше, это обвинение может утянуть на дно.