UA / RU
Поддержать ZN.ua

«КТО БЫЛ НИЧЕМ, ТОТ СТАНЕТ ВСЕМ»

Все течет, все изменяется. И только Коммунистическая партия остается верной традициям вот уже восьмое десятилетие...

Автор: Анна Архипова

Все течет, все изменяется. И только Коммунистическая партия остается верной традициям вот уже восьмое десятилетие. Все те же флаги, лозунги, цели, враги. Вот только люди, сидящие в президиуме, поменялись, а на дворе — 2000 год. Правда, украинским коммунистам это не мешает.

Последний съезд коммунисты проводили в 1998 году. Тогда же была принята новая программа, главная цель которой — свергнуть этот режим, не важно каким способом. Главное, чтобы не было олигархов при власти, а страной правили советы. С тех пор много воды утекло. Задача коммунистов по свержению этого режима была вполне близка к выполнению. Выйдя во второй тур президентских выборов, Петр Николаевич Симоненко понимал, что разыгрывается до боли знакомый российский вариант. У него были все шансы войти в историю, отказавшись участвовать во втором туре и передав эстафету третьему, Морозу, таким образом осуществив программу партии по свержению нынешнего режима. Но безудержная воля к власти не позволила сделать разумный шаг, в результате чего выборы Компартия проиграла. Проиграла она и позже, не сумев найти общий язык с левоцентристскими партиями. Имея все карты в своих руках, лидеры левого движения упустили момент, когда нужно было консолидироваться. Правые оказались шустрее, в результате чего доселе правившая в парламенте Компартия потеряла своего вице-спикера, комитеты, авторитет и, соответственно, финансирование за лоббирование законов. Занятая оборонительно-выжидательная позиция через полгода после того, как правое большинство стало проводить свою политику (чем несказанно радует западных гостей), уже никого не интересует. А обыватели и вовсе забыли, почему это Компартия регулярно отказывается принимать участие в обсуждении вопросов, а игравшая ранее роль Благочестивой Марты Наталия Витренко все свое рабочее время проводит на балконе.

Тем не менее, коммунисты менять ничего не собираются. Казалось бы, «ситуативность» большинства уже проверена временем. И стоило бы начать искать общий язык с его руководством, дабы попытаться вернуть себе хотя бы пару комитетов да место вице-спикера. Но коммунисты не собираются идти на сговор с людьми «захватившими власть незаконным путем». Поэтому Компартия намерена ждать, что же скажет по поводу этого инцидента Конституционный суд, хотя ни у кого давно не вызывает сомнения, что именно он скажет...

Не собираются в партии менять и руководство. Хотя бы по той причине, что менять просто не на кого. И в этой ситуации не смущает партию даже проигрыш на выборах и проигрыш в политике. Отсутствие ярких личностей в руководстве — это вообще бич украинских партий, исключая, пожалуй, СДПУ(о) и «Трудовую Украину». В остальных случаях чаще всего весь имидж держится на харизме лидера, а глядя на коммунистов, можно сделать вывод, что на лидере без вышеназванного свойства. Странно, но на горизонте тоже не просматривается фигура, из которой лидера могли бы вырастить. И если с таким партийным списком через полтора года (если не раньше) и можно будет пойти на парламентские выборы, то президентские потребуют ярких личностей, способных увлеченно говорить и мужественно выполнять обещаемое. Таких у Компартии на примете нет. Доказательством могут служить и парламентские довыборы, на которые партия не выставила ни одной яркой кандидатуры, способной победить приехавших в округа из Киева не самых бедных политиков и чиновников разного ранга, временно оказавшихся за пределами праздника жизни.

Зато к парламентским выборам, даже досрочным, Компартия готова. Судя по политическому заявлению, еще с января месяца. В принципе, досрочные выборы были бы даже на руку коммунистам, поскольку их партия еще не забыта, а альтернативные левые в виде «Солидарности» Порошенко и «Справедливости» Чижа еще недостаточно созревшие для серьезной конкуренции. На их фоне, учитывая, что и многие правые партии из находящихся ныне в парламенте, туда могут не попасть, Компартия сможет взять достаточное количество мест. Но вряд ли это будет 24%, как на предыдущих выборах. Максимально, на что можно рассчитывать, так это на 80—100 мест в парламенте, даже если выборы будут на пропорциональной основе. Именно на этом и будет настаивать партия, когда парламент начнет рассматривать новый закон «О выборах народных депутатов». Цель опять же благородная, если учесть, что пропорциональная система не даст возможность купить округ, который по разным подсчетам стоит от 400 тысяч до 1 миллиона долларов. Правильно, покупать теперь будут места в партийном списке. Чем ближе к пятерке — тем дороже. Да и цена возрастет минимум раза в полтора. И думается мне, что для перспективных партий, нуждающихся в деньгах, это станет выгодным бизнесом. С другой стороны, если выборы будут не досрочными, а плановыми, то коммунисты могут оказаться в менее выгодном положении. Бесспорно, в парламент они пройдут, только неизвестно, в каком количестве. Потому что в тот момент, когда все приходят к выводу, что нужно объединяться и что-то начинать строить, Компартия стоит на прежних позициях: «весь мир насилья мы разрушим до основания, а затем...» Практика показывает, что с основания строить очень тяжко, и часто получается вовсе не то, что задумывалось. Спустя десять лет после провозглашения независимости бороться за возвращение Советского Союза, государственную форму управления народным хозяйством и колхозы, несколько, если можно так выразиться, несвоевременно. Селянин, который уже обладал собственным клочком земли, никогда от нее не откажется, что бы вы ему не обещали. Классику читать надо, господа. Итак, программа партии, так и не будучи выполненной, может оказаться устаревшей. Как могут оказаться устаревшими лозунги и члены партии, их провозглашающие. Тем временем не стоит недооценивать конкурентов, которые уже сейчас думают об объединении, и вполне возможно, они могут оказаться куда моложе, современнее и богаче.

Это далеко не весь список просчетов политики партии. Но, похоже, партия и не собирается выигрывать. Ее вождей вполне устраивает второе место и плавание по течению. Зачем рваться в бой, если и так остаешься самой численной партией с многолетней историей. Только вот при этом нужно учитывать, что количество бывших коммунистов, верных своей партии, как это ни грустно, с каждым годом все уменьшается, а для молодых людей страна предлагает широкий спектр левых партий, снабженных целой кучей электоральных технологий. И выбор может быть сделан далеко не на пользу самой старой и многочисленной.