UA / RU
Поддержать ZN.ua

Крымский земляной круг

Самозахваты земли, сопровождаемые установкой армейских палаток или строительных вагончиков, стали настолько привычным элементом крымского ландшафта, что впору заносить их в туристические путеводители...

Автор: Валентина Самар

Самозахваты земли, сопровождаемые установкой армейских палаток или строительных вагончиков, стали настолько привычным элементом крымского ландшафта, что впору заносить их в туристические путеводители. Тем более, что некоторые из «полян протеста» репатриантов на побережье существуют уже по два-три, а то и более лет. В мертвый сезон за самозахватом присматривают вахтенным методом, а ближе к весне «поляны» оживают, бывает, что крымские татары поселяются здесь целыми семьями. Близость курортного сезона, конечно, имеет свое важное значение. В эту пору представители власти становятся более сговорчивыми, опасаясь, что акции протеста репатриантов могут отпугнуть денежного курортника. Или и того хуже: что самовольная застройка привлекательного места помешает планам важных людей по возведению дачных коттеджей или элитного жилья на продажу. К тому же — впереди 18 мая, День траура по жертвам сталинской депортации. День, когда репатрианты предъявляют счет власти за нерешенные проблемы, невосстановленные права и лишения — вчерашние и сегодняшние. Центральная власть обретает способность слышать, и особенный отклик находят нарекания на работу местных руководителей. Традиционно (Виктор Ющенко в прошлом году продолжил начинание Леонида Кучмы) в начале мая президент, пребывая на отдыхе в Крыму, встречается с Советом представителей крымскотатарского народа, заслушиваются отчеты о невыполненных поручениях с прошлой встречи и даются новые. Поэтому апрель и первые дни мая — пора для обеих сторон мобилизационная.

Однако нынешняя весна особенная. Впервые меджлис никак публично не обозначил свою позицию относительно волны самозахватов, которая уже порядком накрыла и побережье, и столицу автономии. По данным Ялтинского управления земельных ресурсов, репатриантами на территории Большой Ялты самовольно занят в общей сложности 21 гектар земли. В разных районах Симферополя в одночасье были обозначены четырнадцать самозахватов. В основном на окраинах города, на пустырях и брошенных полях. Изюминка сезона — захват территории бывших артиллерийских складов Южного оперативного командования, которыми военные после расформирования части еще не успели распорядиться. Количество желающих получить участок, согласно спискам, в некоторых местах доходит до полутора тысяч человек. Активисты и руководители акций проводят разметку участков, на некоторые уже завезены стройматериалы. Спланированность и скоординированность акций не вызывает никаких сомнений в существовании единого центра принятия решений, однако в отличие от прошлых лет лидеры меджлиса не спешат выступить с заявлениями о поддержке действий соотечественников, не говоря уже о взятии ответственности за развитие событий. Насколько известно, в повестке дня первомайского заседания меджлиса этот вопрос также не значится. Известные крымскотатарские деятели, с которыми удалось поговорить, называют несколько причин такой нарочитой отстраненности своего представительного органа.

Во-первых (и эта маленькая хитрость использовалась и ранее), якобы незадействованность меджлиса в акциях позволяет занять более выгодную позицию на переговорах с властями. Последние будут вынуждены просить авторитетных лидеров повлиять на ход акций, свернуть их или перевести в менее массовые. Немаловажно также, что лидеры меджлиса в данном случае не выглядят нелояльно по отношению к центральной власти, по списку партии которой в ВР Украины снова прошли М.Джемилев и Р.Чубаров.

Во-вторых, события происходят в период междувластия, вернее, в период формирования новых властных органов. Неплохой результат на выборах в парламент автономии (восемь мандатов) позволяет меджлису рассчитывать на сохранение кадрового потенциала. До выборов выдвиженцы курултая—меджлиса занимали посты вице-спикера, в разных составах правительств — одного-двух вице-премьеров, двух-трех министров и председателей рескомитетов, за репатриантами числилось несколько постов замминистров. Плюс главы райгосадминистраций в регионах, где численность крымскотатарского населения сравнительно высока, а их кандидатуры должен будет представить на утверждение премьер автономии. Однако так заметно представлены во власти крымские татары были при председательстве в парламенте Бориса Дейча, всегда стремившегося к созданию широких коалиций и избегавшего противостояния. Как будет сейчас, при убедительной победе «регионалов» — другой политической и жизненной школы — неизвестно. Понятно, что с крымскими татарами считаться придется. Однако каков будет итог — никто не возьмется прогнозировать, даже с учетом хороших отношений Мустафы-эфенди и Рината Ахметова. Поэтому акции самозахватов — это тот самый бронепоезд, который стоит на запасном пути меджлиса.

В-третьих, утверждают собеседники, немногим известно, что нынче не все самозахваты «правильные» и надо различать акции, например, в Чистенькой и в Дубках или на улице Стрелковой. Оказывается, отличаются они заказчиками. Понятно, что информация не подлежит проверке, однако есть основания считать, что за отдельными самозахватами стоит бизнесовый интерес известных крымскотатарских политиков. И не обязательно связанных с меджлисом. А даже где-то ему оппозиционных.

Теперь отделим семена от политических плевел. Следует признать, что за год с небольшим деятельности новой власти земельные проблемы репатриантов в отдельности и всего Крыма в целом мало в чем выдвинулись из порочного круга. На сегодня, по данным Государственной земельной инспекции АРК, общая площадь самовольно захваченных земельных участков составляет порядка 28 тысяч гектаров. При этом, как сообщает крымская прокуратура, доля крымскотатарских захватов составляет всего треть от общего количества этих нарушений закона. Таким образом, стрелки, которые пытаются политики-чиновники перевести на неуправляемых репатриантов, мешающих навести на полуострове порядок в земельных отношениях, надо рисовать наоборот. И когда предлагается ввести уголовную ответственность за данное правонарушение, то не мешало бы посмотреть — а как контролирующими органами используются имеющиеся административные полномочия? По информации начальника Государственной земинспекции Крыма М.Шевелева, «во многих крымских регионах общая сумма штрафов за самовольно занятые земли составила за истекший период текущего года 50—60 гривен»!

Второй момент, который не удалось изменить администрации нынешнего президента. Ни о каком серьезном намерении власти по правовому использованию крымских земель нельзя говорить, пока не будет, наконец, завершена инвентаризация участков, установление их собственников и пользователей. Напомню, что ровно год назад президентом В.Ющенко были даны чрезвычайные полномочия для специально созданной комиссии под руководством секретаря СНБОУ П.Порошенко по проверке соблюдения законности в сфере земельных отношений. Реальных результатов работы этой комиссии страна так и не дождалась. Инвентаризация и создание цифрового кадастра продолжается до сих пор. Не в последнюю очередь — из-за недостаточного финансового обеспечения, которое было обещано центром. Более того, в период нынешнего междувластия Госкомзем предпринял очередную попытку отобрать полномочия (и, следовательно, возможность зарабатывать) у республиканского комитета по земельным ресурсам. Если предыдущий руководитель центрального ведомства пытался создать некий «Укрспецзем» для операций с крымской землей, то приказом нынешнего готовилась передача Киеву полномочий автономии по выдаче экспертиз проектов землеотводов. По словам председателя Рескомзема Крыма Николая Голубева, даже для оформления межи (границ участков сельхозназначения) крымчане должны были обращаться в Киев: «Попытка ввести монополию центра на распоряжение крымской землей — перехлест со стороны господина Сидоренко (главы Госкомзема. — Авт.). Мы и так подаем все документы, которые касаются рекреационных участков и 100-метровой прибрежной зоны, в Киев. А то, что Сидоренко хочет сам делить сельскохозяйственные земли, это коррупция чистой воды».

Понятно, что пока не закончена инвентаризация земельных участков, невозможно точно сказать, сколько же в действительности семей репатриантов могут претендовать на применяемый меджлисом статус «безземельных» и сколько участков, навязанных крымским татарам в прежние годы в малоперспективных регионах, остались неосвоенными; сколько человек, уже получив участок под строительство жилья, претендует на получение нового. Никто не анализирует внутрикрымские миграционные процессы (естественные, а не организованные, в том числе и бизнесменами), а потому разработать, как предлагают симферопольские власти, государственные схемы расселения репатриантов не представляется возможным.

Несправедливо будет не напомнить, что меджлисом на протяжении многих лет предлагаются и правовые пути выхода из затяжной земельной войны. Руководитель юридического отдела меджлиса Эмине Авамилева так обозначила свое видение очередности предпринимаемых шагов. «Во-первых и самое главное — принятие закона о статусе крымскотатарского народа в Украине. Это дало бы основание для последующих изменений в законодательстве, регулирующем земельные отношения с учетом прав репатриантов. Параллельно следует завершить инвентаризацию земель в Крыму и образовать специальный земельный фонд, который и позволит обеспечить земельными участками всех, кто в них нуждается. Определить потребность можно совместными усилиями меджлиса и властей, а фонд должен быть сформирован из земель разного назначения — и для строительства жилья, и для ведения доходообразующей деятельности, и сельхозназначения».

Предложения, казалось бы, вполне реализуемые, если бы не политическая составляющая пункта первого. Упомянутый законопроект пылится в ВР Украины, кажется, уже третий созыв. Да что говорить, если ветированный Л.Кучмой накануне президентских выборов закон о реабилитации прав репрессированных по национальному признаку за время после смены власти так и не был «реабилитирован». Недавним указом президент Ющенко обязал Кабмин «обеспечить надлежащее сопровождение в ВР Украины» прохождения этого закона с учетом предложений президента. Так что пойдем по кругу…