UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ ВОЗЛАГАЮТ НАДЕЖДЫ НА КИЕВ

Вряд ли и в Киеве, и в Симферополе серьезно рассчитывали на то, что удастся принять такой новый вариант крымской конституции, который удовлетворил бы и сепаратистов, и крымских татар, и центральную власть Украины...

Автор: Владимир Притула

Вряд ли и в Киеве, и в Симферополе серьезно рассчитывали на то, что удастся принять такой новый вариант крымской конституции, который удовлетворил бы и сепаратистов, и крымских татар, и центральную власть Украины. И действительно, полученный в результате голосования 1 ноября конституционный продукт в полной мере не устраивает ни одну из сторон. Но если первые потеряли почти все рычаги воздействия для достижения своих целей, а последние, наоборот, имеют возможность при утверждении крымской конституции сделать из нее сборник анекдотов, то крымские татары попытались отстоять свои права и интересы посредством нетрадиционных парламентских методов - голодовки депутатов и традиционных для них непарламентских методов - акций гражданского неповиновения. Однако, как считают местные наблюдатели, отказ парламентского большинства пойти на реальный компромисс с крымскими татарами - существенный, но все же только повод для радикального обострения политической ситуации в Крыму.

Требуя конституционных гарантий эффективного представительства в органах власти Крыма, фракция Курултая во многом добилась своего: поправка в ст.107 конституции автономной республики о пропорциональной системе выборов в местный парламент позволит крымским татарам иметь 10 - 15% депутатских мест, а при пассивности русскоязычного населения и активности крымскотатарского - и того больше. Тем не менее, это была серьезная уступка фракции - ведь Меджлис вначале требовал квоту в 1/3 мест будущего Верховного Совета Крыма или же двухпалатный парламент. Что же касается требования конституционного закрепления равенства крымскотатарского, русского и украинского языков, то, по словам членов фракции Курултая, это вопрос выживания крымскотатарского языка, который может сохраниться (или исчезнуть) только здесь - в Крыму.

Однако на парламентское большинство, как никогда монолитное и сплотившееся перед «татарской угрозой», не повлияла ни политическая голодовка 9 их коллег, ни призывы Меджлиса к гражданскому неповиновению. Более того, складывается впечатление, что депутаты из бывшего блока «Россия», постоянно чувствующие унижение в связи с необходимостью работать в правовом поле Украины, просто отыгрываются на крымских татарах, политических союзниках Киева в споре о территориальной принадлежности Крыма. Не поэтому ли местный парламент, закусив удила, отверг все компромиссные варианты поправок в конституцию автономии, предложенные экспертами ОБСЕ и Верховного Совета Украины, на которые согласилась фракция Курултая? Не потому ли встал вопрос о недоверии заместителю председателя ВС Крыма Рефату Чубарову, который выступил в среду на несанкционированном многотысячном митинге крымских татар? Сам Р.Чубаров назвал заседание ВС Крыма 15 ноября «шабашом», и он недалек от истины: в эти дни атмосфера в крымском парламенте была пропитана духом ксенофобии.

Бывший председатель ВС Крыма Сергей Цеков назвал требования крымских татар беспричинными: «Я не вижу в них особой логики, не вижу весомых аргументов в пользу того, чтобы согласиться с тем, что они вносят. И так Верховный Совет пошел на значительные уступки». Один из лидеров русских национал-патриотов в Севастополе депутат Александр Круглов более резок: «Требования татар, если назвать в бытовом плане, просто наглые, а если говорить языком политическим - чрезмерны. Этого мы допустить не можем и не допустим».

Выступая на одном из пленарных заседаний, депутат Лиля Буджурова заявила, что по вине большинства в ВС автономии парламентский кризис может перерасти в политический кризис в Крыму, так как оно подталкивает крымских татар к проведению акций гражданского неповиновения. Но некоторые наблюдатели высказывают и другие причины обострения ситуации в Крыму. Вследствие резкого ухудшения социально-экономического состояния крымскотатарского населения, а также нерешенности ряда политических проблем крымских татар (самая острая - отсутствие упрощенной процедуры получения депортированными украинского гражданства) растет влияние радикального националистического крыла национального движения. Все чаще либеральные, прокиевски настроенные крымскотатарские деятели (Р.Чубаров, Н.Бекиров, Л.Арифов и др.) остаются в меньшинстве. Именно угроза перехода Меджлиса под контроль радикалов, по мнению некоторых наблюдателей, стала причиной нескольких переносов сроков созыва очередного общенационального съезда - Курултая, на котором планируется переизбрание Меджлиса. На Курултае обязательно возникнет вопрос, а чего добились в политическом плане 14 депутатов - крымских татар за время пребывания в крымском парламенте? И принятие конституции Крыма без гарантий представительства и равноправия языков - будет воспринято среди всех крымских татар как серьезное поражение. Это и предопределило радикализацию действий Меджлиса и фракции Курултая.

Но тем не менее, как считают наблюдатели, маловероятно, что угрозы акций гражданского неповиновения будут приведены в исполнение. Как сказал руководитель Меджлиса Мустафа Джемилев, Меджлис полностью контролирует ситуацию среди крымских татар и не будет начинать этих акций, пока не прояснится позиция официального Киева. Лидер крымскотатарского народа заявил в интервью «ЗН», что надеется только «на понимание наших позиций со стороны Украины». Он поддержал предложение Рефата Чубарова, высказанное им на встрече с Президентом Украины Леонидом Кучмой, о создании специальной комиссии или совета при Президенте для рассмотрения национальных проблем Крыма (в том числе и конституционной), куда бы вошли депутаты ВС Крыма, члены Меджлиса, представители украинских организаций автономной республики и представители центральных властей. «Это наиболее разумный путь решения проблем», - сказал М.Джемилев. В то же время Р.Чубаров обратился к Президенту Л.Кучме с предложением закрепить за Центром функции разрешения межнациональных проблем регионов, а «гарантом соблюдения взаимосбалансированных подходов при разрешении национальных проблем должен выступать Президент Украины». Очевидно, это можно расценить как сигналы Киеву о готовности крымскотатарских лидеров к компромиссу и даже к уступкам. Но для этого им нужно помочь сохранить хотя бы видимость успеха. И, например, возможный президентский указ о «признании Меджлиса высшим представительным органом крымскотатарского народа» с поручением Минюсту разработать юридическое определение этого статуса, при отсутствии каких-либо существенных негативных последствий для Киева (кроме очередного заявления РДК), выглядел бы крупной победой проукраинского крыла Меджлиса накануне Курултая. И одновременно это усилило бы влияние и авторитет украинских властей среди крымскотатарского населения Крыма. Добавлю, что де-факто признание Меджлиса произошло как симферопольскими и киевскими властными структурами, так и международными организациями.

Но это лишь один из вариантов разрешения сложившейся ситуации. В любом случае, и Киеву, и Симферополю нужно избавляться от «антитатарского синдрома». Разумно интегрировав крымскотатарский народ в украинское общество, Украина сможет обезопасить себя на будущее и от «татарского сепаратизма», и от «мусульманского фундаментализма».