UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРЫМ. РУССКИЙ ГАМБИТ

Политические кризисы в Крыму уникальны прежде всего своей длительностью. Уж если пошла эскалация политического конфликта, то все понимают: это надолго...

Политические кризисы в Крыму уникальны прежде всего своей длительностью. Уж если пошла эскалация политического конфликта, то все понимают: это надолго. Сложнейшее переплетение личных амбиций, экономических интересов и электоральных настроений моментально превращается в некое подобие гордиева узла. Особенно если речь идет об амбициях коммунистов и экономических интересах российских предприятий.

Нынешняя ситуация в Крыму может привести к срыву выборов в автономии. Спикер украинского парламента Иван Плющ считает, что ситуация может разрешиться путем изменения нынешнего статуса АРК. Остается только предполагать, какую реакцию вызывают подобные шаги в и без того взбудораженном Крыму.

Впрочем, кто уж действительно умеет раскачивать ситуацию в Крыму, так это российские политики. Еще перед началом рокового судебного заседания Леонид Грач, очевидно, чувствуя неладное, заявил, что нити заговора против него тянутся в киевские властные кабинеты. И честно предупредил: убрать с политической арены его либо его блок — «означает вернуть Крым вспять, в период конфронтации с центром, криминальных разборок, правовой неустойчивости». Сразу же после суда в интервью российской телекомпании РТР крымский спикер заявил: «Расправа, которая ведется надо мной как лидером, имеющим поддержку со стороны достаточно большого количества крымчан и имеющим твердую и неизменную на протяжении всех лет абсолютно четкую объединительную пророссийскую позицию, — эта борьба превратилась в судебный фарс». На зов Грача немедленно откликнулись российские политики, причем довольно широкого спектра. Лужков, Немцов, Шойгу, Райков и Зюганов в своем письменном обращении призвали руководство Украины «восстановить справедливость» по отношению к Грачу, стороннику сближения украинского и русского народов. А лидер КПРФ Геннадий Зюганов даже провел параллель между Крымом и Косово и назвал Грача «будущим президентом Украины».

Впрочем, ряд комментаторов указывают, что столь агрессивная реакция Грача имеет и еще одну подоплеку. Как сообщало авторитетное интернет-издание «Украинская правда», премьер-министр Крыма Валерий Горбатов после своей недавней поездки в Москву констатировал: в столице России он нашел полное подтверждение тому, что Леонид Грач в обмен на поддержку на выборах пообещал российскому капиталу «рассчитаться» крымской собственностью, в частности, объектами санаторно-курортного комплекса полуострова. Как известно, в ходе визита в Москву Леонид Грач был принят председателем Госдумы Российской Федерации Геннадием Селезневым и главой администрации президента Александром Волошиным.

Естественно, выполнить свои обещания Грач сможет только после того, как возглавит коммунистическое большинство в крымском парламенте: по его расчетам, Блок Грача получит не менее 60% депутатских кресел в новом составе Верховной Рады. Тогда правительство тоже будет в его руках. По мнению большинства аналитиков, Грач был очень близко к воплощению замыслов.

Очевидно, российский капитал, а за ним и российские политики обещания Грача восприняли всерьез. И даже чересчур буквально. Да, Леонид Грач любит попозировать на фоне какого-нибудь успешного предприятия. Но это лишь ширма, за которой стандартные красные стяги и толпы детей с красными галстуками. Дело в том, что Верховная Рада Крыма, возглавляемая коммунистом Леонидом Грачом, на протяжении ряда лет «топила» одну региональную программу приватизации за другой. За 1998—1999 гг. она не утвердила к приватизации ни одного объекта. Наоборот, принимались решения о приостановлении приватизации объектов. Конечно, контролируя правительство, можно раздавать собственность поштучно и только тем, кому нужно. Однако здесь могут случиться серьезные идеологические недоразумения, особенно с «некарманными» предприятиями. Несмотря на всю пророссийскость крымчан, инвестиции активно осуществляются и нероссиянами. Большую активность проявляет «Казахойл», а также американские и немецкие компании. Правительство Крыма утверждает, что существуют секретные пока договоренности об инвестициях с американцами и турками. Японцы участвуют в реализации проекта реконструкции Симферопольской ТЭЦ, подготовленного при участии японской компании «Сумитомо». Общий объем инвестиций по этому проекту составляет 92 млн. долларов США, а его реализация позволит на 40% обеспечить потребности Крымского полуострова в электроэнергии. Так что вопрос о содействии продвижению российского капитала в Крыму со стороны Грача далеко не однозначен.

Куда более однозначно утверждение о том, что назревший избирательный кризис в Крыму может нанести существенный вред экономике полуострова. Между тем российский капитал уже вложил значительные средства. На Россию приходится около 60% зарубежных инвестиций, а также приходилось около 60% внешнеторгового оборота крымских предприятий. По данным российской «Независимой газеты», вложения средств требует, прежде всего, туристическая отрасль, поступления от которой наполняют одну из главных доходных статей бюджета республики. Согласно российским источникам, объем предполагаемых инвестиций составляет порядка 400—450 млн. долл. Крым готов передать в собственность российским компаниям большую часть из 623 санаториев и домов отдыха, находящихся на полуострове. Из них 190 объектов, построенных до 1991 года, фактически не имеют собственника. В соответствии с уже достигнутыми соглашениями между Россией и Украиной Крым предлагает России закрепить за собой эти санаторно-курортные комплексы, разумеется, при условии вложения инвестиций. На побережье также сохраняются недостроенные здания здравниц. Их чуть более ста, и Крым оставил надежду довести их до ума самостоятельно. По словам министра туризма Крыма Александра Таряника, «мы готовы продать эти объекты за 1 доллар» и даже отдать в собственность землю, на которой стоят эти объекты, при условии их дальнейшего развития. Первый замминистра промышленности Крыма Азиз Абдулаев считает, что для покупки недвижимости в Крыму сейчас настал благоприятный момент, поскольку цены достигли предельно низкого уровня. Как говорит Абдулаев, российский бизнес уже постепенно входит на крымский рынок и вкладывает деньги в экономику автономной республики. Особенно активизировались россияне в последнее время. Они интересуются приватизируемыми «Крымэнерго» санаторно-курортными комплексами на Южном берегу, бензозаправками, уникальной троллейбусной линией Симферополь—Ялта, кинобизнесом и многим другим.

Но все это меркнет перед главным кушем нынешних выборов в Крыму — тем, из-за чего и разгорелись страсти. В 2005 году земля станет товаром, а что ни говори, наиболее ценная в Украине земля — каменистые бухты ЮБК. Именно за контроль над большим земельным переделом и ведутся сейчас предвыборные баталии.

Среди факторов, отпугивающих инвесторов, все эксперты называют прежде всего высокие политические риски. Движение крымских сепаратистов и традиционно сильные позиции на полуострове коммунистов, тяжелая криминогенная обстановка, — все это заставляло зарубежный капитал искать себе более безопасное применение. Это хорошо знает и председатель правительства Крыма Валерий Горбатов, отметивший: «На данном этапе Крым находится в неблагоприятном положении для привлечения инвестиций. У нас есть и национальный фактор, у нас есть и разные политические силы, радикальные по своему направлению, у нас есть прокоммунистический парламент. Все это вызывает сомнения инвесторов. Поэтому сегодня мы не делаем абсолютно никаких приоритетов перед Россией, Западом или другими потенциальными инвесторами. Я, работая в ФГИ, имел очень много контактов с представителями европейских государств, Турцией, Индией, с американскими инвесторами. Все они, к сожалению, только приезжали. Вроде бы заинтересовываются объектом, но стоит им побыть здесь два-три месяца, и, видя наши политические риски, у них сразу пропадает всякий интерес. Поэтому у нас нет сейчас какого-то приоритетного направления в выборе инвестора, мы рады каждому потенциальному инвестору».

Крымские политические риски стали настоящей притчей во языцех. Например, известный кремледворец Глеб Павловский рисует жутковатую картину «горячего треугольника»: Кавказ—Крым—Молдова. Несмотря на некоторые географо-геометрические проблемы этого построения, Глеб Павловский уверен в схожести всех проблем в регионе: «Как и в сентябре, мы видим очередную вспышку дестабилизации во всех точках черноморского треугольника. И здесь, как и повсюду в мире, она связана с некомпетентными суверенитетами. Ошибки молдовского правительства Воронина не извиняют румынских интриг против Кишинева. Румыния оказывает постоянное давление на восточных соседей, на Кишинев и в Украину, вплоть до прямых территориальных претензий. Только совместная позиция России и НАТО, я полагаю, окончательно оградит суверенитет Молдовы и покончит с притязаниями румын на украинский о. Змеиный. Совершенно очевидно, что обострение в Крыму имеет ту же самую природу: предвыборная дестабилизация в крайней форме, попытку которой мы пережили в 1999 году. Раскачка ситуации в Крыму — часть стратегии дестабилизации Украины с конечной задачей — превратить крупнейшую страну Европы в еще один «некомпетентный суверенитет» для создания масштабного повода для прямого вмешательства в украинские дела». Можно ли представить себе большую «раскачку ситуации в Крыму», чем подобные глобальные умопостроения?

Нетрудно также заметить, что они не имеют ничего общего с реальными интересами русского бизнеса в Крыму. Более того, дестабилизация — самый надежный способ потерять вложенный капитал и заработать кучу неприятностей. Тогда почему целая группа российских политиков сознательно идет на дестабилизацию ситуации в Крыму, поддерживая Леонида Грача и выстраивая апокалиптические визии?

Впрочем, нельзя сказать, что российский бизнес однороден. Это далеко не так. В России происходит трагическая борба поколений и подспудная «борьба домов». Старый «дом Ельцина» уступает место молодому путинскому «дому». В экономике это означает смену олигархов. Старожилы вроде Гусинского и Березовского теперь безжалостно гонимы. Даже Абрамовича многие рассматривают с подозрением: уж больно он «стар». Но «первоолигархи» не здаются, ищут себе новые бизнес-среды, в том числе и путем создания нестабильности в регионах, где работают другие российские компании, как, например, Лукойл в Крыму. Что касается Березовского, то он имеет богатый опыт ведения бизнеса в условиях нестабильных политических систем, — вспомним хотя бы Чечню или Абхазию. Кроме того, политический реванш, на который надеются «старые олигархи», вполне можно начать с такого удачного плацдарма, как Крым, — уж если здесь-то Кремль обязательно завязнет, то ему потребуются люди, контролирующие полуостров. Однако все вышеперечисленные интересы старого поколения российских олигархов — это уже не совсем экономика.

Разновекторность российской политики в отношении Крыма скорее всего объясняется несовпадением интересов игроков от геополитики и представителей реального неспекулятивного бизнеса. Первые пока задают тон, и сейчас остается констатировать: нынешний курортный сезон в Крыму поставлен на грань срыва, потенциальные инвесторы насторожены. Но это лишь аванс той суммы, которой экономика полуострова может расплатиться за политические игры.