UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРЫМ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ УКРАИНЫ

Именно под таким названием 18 апреля 2001 г. Украинский центр экономических и политических исследова...

Автор: Игорь Жданов

Именно под таким названием 18 апреля 2001 г. Украинский центр экономических и политических исследований имени Александра Разумкова (УЦЭПИ) совместно с Бюро по сотрудничеству Фонда Фридриха Эберта провел «круглый стол», в котором приняли участие народные депутаты Украины, представители администрации Президента Украины, Кабинета министров Украины, члены правительства автономии. УЦЭПИ не впервые обращается к проблемам политического развития Крыма. Первый руководитель Центра — Александр Разумков, занимая высокие государственные должности в администрации Президента Украины, Совете национальной безопасности и обороны Украины, активно участвовал в разработке и реализации государственной политики по автономии, высказывал свои предложения на страницах «Зеркала недели».

После 1995 г. отдельные негативные тенденции были нейтрализованы, однако полностью клубок политических проблем разрешить не удалось. Проведенный экспертами Центра Разумкова анализ доказывает, что об окончательной стабилизации политической ситуации в АРК говорить еще рано. По данным социологического опроса, проведенного УЦЭПИ в Крыму, респондентов, оценивших ситуацию как нестабильную, оказалось вдвое больше (36,5%), чем назвавших ее стабильной (14,7%).

Узел крымских политических проблем

Современная политическая ситуация в Крыму характеризуется четырьмя комплексами неразрешенных проблем, каждая из которых может негативно повлиять на развитие политических процессов в АРК.

Первый комплекс состоит в недостаточной урегулированности отношений между Центром и автономией. Потенциально этими проблемами можно воспользоваться для обострения отношений между Киевом и Симферополем, они могут усложнить политическую ситуацию в автономии, стимулировать антиукраинские настроения и сепаратистские тенденции в АРК, особенно на выборах 2002 г. в парламент Украины и Верховную Раду АРК.

Существуют отдельные противоречия между Конституцией Украины и Конституцией АРК. Правовой анализ, проведенный экспертами Центра Разумкова, показал, что существует до восьми противоречий между нормами Конституции Украины, законами Украины и Конституцией АРК. Процесс согласования решений Верховной Рады АРК с законодательством Украины уже начался. 27 февраля 2001 г. Конституционный суд Украины признал неконституционными около 30 статей четырех нормативно-правовых актов Верховной Рады АРК — ее регламента, постановлений о кадровой работе, о Счетной палате АРК, об управлении имуществом.

До конца не урегулированы разногласия в межбюджетных отношениях между Центром и автономией. Несмотря на заявления Президента Украины о поддержке полномочий АРК по сбору и распоряжению налогами на своей территории, на создание специальной комиссии по урегулированию межбюджетных отношений между Центром и автономией, разрешить проблему не удалось. В соответствии с Законом Украины «О государственном бюджете на 2001 г.», собираемый в АРК НДС в сумме около 300 млн. грн. зачислен в государственный бюджет Украины.

Надежду на разрешение этой проблемы дает принятие Верховной Радой Украины 22 марта 2001 г. Бюджетного кодекса Украины, по которому все налоги, в т.ч. НДС, направляются в бюджет АРК. Однако указанная норма (в случае, если Президент Украины подпишет Бюджетный кодекс) вступит в силу только с 2002 г.

Украинская культура и украинский язык занимают очень узкий сектор в общественно-политической жизни АРК. В 2001 г. на территории автономии выходит около 240 периодических печатных изданий; из них только четыре газеты — на украинском языке; 57 изданий — двуязычные. Самые влиятельные региональные телерадиокомпании — ТРК «Черноморская», государственная ТРК «Крым», Севастопольская региональная ТРК ведут вещание преимущественно на русском языке, передачи на украинском составляют лишь 15—30% от общих объемов их эфирного времени.

Из 583 общеобразовательных школ, функционирующих в Крыму, только четыре школы — с украинским языком обучения; 98,2% учеников обучаются на русском языке. Правда, на выпускных экзаменах в 2000 г. 47% девятиклассников выбрали диктант, а 25% выпускников 11-го класса пожелали писать сочинение на украинском языке.

В АРК функционируют две украинские библиотеки, причем на общественных началах; книжный рынок автономии на 99,9% заполнен русскими изданиями. В репертуаре Украинского музыкального театра лишь два украиноязычных спектакля.

Второй комплекс проблем связан с развитием внутренней политической ситуации в АРК. Отсутствие слаженной работы между органами государственной власти АРК, ухудшение жизни крымчан будет провоцировать нагнетание среди них сепаратистских и левых настроений, критическое снижение уровня доверия населения АРК к центральным органам государственной власти, высшим должностным лицам Украины. Следовательно, центральные органы государственной власти должны уделять особое внимание развитию политических процессов в АРК.

Продолжительное политическое противостояние в Верховной Раде АРК (практически начиная с 1999 г.) привело к блокированию ее деятельности. Такой острый политический конфликт вызван следующими причинами. Во-первых, в условиях почти полного отсутствия политической структуризации, влиятельных политических партий, их представительства в ВР АРК, организованное депутатами большинство является неустойчивой ситуативной группировкой. Во-вторых, законодательно не детализированы отношения между Верховной Радой и правительством АРК. В-третьих, конфликт провоцируется личными амбициями лидеров — Л.Грача и С.Куницына, представляющих к тому же идеологически противоположные политические силы. В-четвертых, оба лидера пользуются поддержкой со стороны отдельных должностных лиц в центральных органах государственной власти, в частности в окружении главы государства.

Примечательно, что основной причиной политического противостояния между Л.Грачом и С.Куницыным, по данным социологического исследования, проведенного УЦЭПИ в Крыму в марте 2001 г., около трети респондентов (31%) считают личные интересы и амбиции этих лидеров; почти столько же (29,9%) — расхождение их взглядов на развитие политической ситуации.

Продолжительное политическое противостояние приводит к тому, что сотрудничество представительного органа автономии и Совета министров АРК в разрешении социально-экономических проблем крымчан низкорезультативно. И это при том, что общее снижение уровня жизни волнует 66,7% жителей автономии, проблемы трудоустройства и безработицы — 44,6%, состояние экономики в целом — 39,3%, несвоевременность выплаты зарплат, пенсий, социальных выплат — 37,1%.

Уже сегодня рейтинг центральных органов государственной власти и высших должностных лиц Украины среди крымчан значительно ниже, чем в целом по стране. Полная поддержка в Крыму деятельности правительства Украины почти втрое меньше, чем среди населения Украины в целом — соответственно 3,4% и 9,7%; Верховной Рады Украины — 3,2% и 4,5% соответственно (табл. «Поддержка деятельности органов государственной власти и отдельных должностных лиц»).

Уровень поддержки деятельности отдельных высших должностных лиц государства в Крыму и в Украине в целом отличается еще более заметно. Деятельность председателя Верховной Рады Украины И.Плюща в Крыму полностью поддерживают почти в четыре раза меньше респондентов, чем в целом по Украине (соответственно 1,7% и 6,2%); премьер-министра Украины В.Ющенко — в пять раз меньше (5% и 26,7%). Это может, в частности, объясняться неразрешенностью острых социально-экономических проблем автономии, а также тем, что в оппозиции к нему находится самая популярная партия полуострова — КПУ.

Примечательно, что отношение населения к Президенту Украины практически одинаково: в Крыму его деятельность полностью поддерживают 9,7% граждан, в целом по Украине— 11,4%.

Спектр политических симпатий жителей Крыма, по сравнению с настроениями населения Украины, заметно смещен влево. В частности, за коммунистов в автономии готовы проголосовать на 11% больше, чем в целом по Украине, а фракция КПУ, по предварительным прогнозам, будет одной из самых влиятельных фракций в будущей Верховной Раде АРК (примерно четверть мандатов).

Третий комплекс проблем связан с обустройством депортированных народов, сложной межконфессиональной и межнациональной ситуацией на полуострове. Сегодня 60% крымских татар являются безработными; 73% мест компактного проживания репатриантов не обеспечены водой, 25% — электроэнергией, уровень их газификации не превышает 3%. В АРК только девять школ с крымскотатарским языком обучения; издаются две газеты на крымскотатарском языке. На государственной ТРК «Крым» работает крымскотатарская редакция, передачи которой составляют 7% от общего объема вещания компании.

Высокий уровень конфликтного потенциала накоплен в связи с неудовлетворением ряда политико-правовых требований крымских татар относительно: признания официального статуса крымских татар как коренного народа Украины; признания меджлиса как представительного органа крымскотатарского народа; установления квоты представительства крымских татар в Верховной Раде АРК, признания крымскотатарского языка официальным языком автономии и т.п. При этом признание крымскотатарского коренным может вызывать в перспективе негативные последствия.

Во-первых, они связаны с возможной реализацией права на самоопределение, созданием национальной автономии крымских татар, что (в свою очередь) может привести к требованиям обеспечения права собственности крымскотатарского народа на землю, ее недра, атмосферный воздух, водные и прочие природные ресурсы и т.п. К тому же, по оценкам демографов, в районах, где доля крымских татар составляет 20—25% населения, их численность в течение следующих 10 лет может увеличиться до 40%. В дальнейшем эти районы могут стать основой формирования национальной государственности крымских татар.

Во-вторых, это может создать прецедент для других народов и национальных меньшинств, что может привести к дальнейшей автономизации Украины, поставить под вопрос ее существование как целостного государства.

В-третьих, признание крымскотатарского народа коренным может повлечь увеличение политического напряжения в АРК, поскольку подобное решение вряд ли встретит поддержку населения АРК: в целом только 14,2% респондентов считают необходимым предоставить крымскотатарскому народу статус коренного народа Украины; почти три четверти крымчан (73,4%) убеждены, что этого делать не следует.

О наличии межнациональных противоречий свидетельствует и то, что жители Крыма разных национальностей не понимают важности обеспечения прав своих сограждан, относящихся к иным этносам (например, почти половина населения АРК (47,2%) убеждена: права крымских татар обеспечены в достаточной степени).

В случае разрешения проблем крымских татар, прежде всего социально-экономических, налаживания сотрудничества между ними и властью, постепенного повышения их жизненного уровня, ситуация в автономии стабилизируется. С другой стороны, нерешенность политико-правовых и социально-экономических проблем крымских татар может спровоцировать их на радикальные действия, политизацию крымскотатарского движения. Признаки подобного развития событий уже заметны.

Четвертый комплекс проблем определяется внешними факторами влияния по трем основным направлениям: российскому, турецкому и исламскому. Действие каждого из них носит комплексный характер и включает финансовую, политическую, культурную, информационную, а в отдельных случаях — и военную, составляющую. Влияние российского фактора на политическую ситуацию в АРК уменьшается; турецкого и исламского — возрастает.

При этом результаты социологического исследования УЦЭПИ (диагр. «Взгляды населения относительно будущего статуса АРК») свидетельствуют о значительном потенциале пророссийских настроений в АРК, имеющем пока латентную форму и не проявляющемся в активных действиях. Почти половина (47,3%) крымчан желает вхождения автономии в состав России (в Украине так считают лишь 4,1% респондентов). В Украине преобладает мнение, что Крым должен быть обыкновенной областью в составе Украины (37,7% респондентов в Украине, 10% — в Крыму) и что Крым должен быть автономной республикой по территориальному признаку (38,8% — в Украине, 25,9% — в Крыму). Невысокой является поддержка статуса Крыма в качестве крымскотатарской автономии или независимого государства (3% и 8,2% соответственно).

Каждый из трех факторов внешнего влияния имеет как положительные, так и отрицательные признаки влияния. С одной стороны, их действие может быть направлено на развитие экономики АРК, туристического бизнеса, создание новых рабочих мест, углубление культурных связей, привлечение финансовой помощи, в т.ч. для обустройства депортированных. С другой — при определенных условиях влияние внешних факторов может быть использовано для эскалации политического напряжения на полуострове, активизации деятельности радикальных сепаратистских организаций, в т.ч. пророссийской или исламской ориентации.

В общем политическая ситуация в АРК сохраняет значительный конфликтный потенциал. Действие факторов влияния (как внутренних, так и внешних) носит комплексный характер и охватывает практически все сферы общественно-политической и социально-экономической жизни автономии. Следовательно, перед органами государственной власти, субъектами политических процессов стоят задачи нейтрализации негативных тенденций, наработка основ государственной политики по Крыму на средне- и долгосрочную перспективу.

Ниже изложены предложения УЦЭПИ о принципах такой политики и мерах по ее реализации.

Центр и автономия: шаги навстречу

На центральном уровне необходимо четко определить основы государственной политики по развитию АРК, а также создать действенные механизмы предотвращения и разрешения политических конфликтов в Крыму. Для этого эксперты УЦЭПИ предлагают принять следующие меры.

Кабинету министров Украины до конца 2001 г. разработать основы государственной политики по решению политических и социально-экономических проблем АРК на средне- и долгосрочную перспективу, спланировать конкретные меры с определением источников их финансирования, в т.ч. из государственного бюджета Украины. Определить базовые показатели политического и социально-экономического развития АРК, контролировать их достижение на каждом этапе.

Усилить информационно-аналитическую составную разработки государственной политики по Крыму. В частности, создать единую информационную аналитическую систему органов государственной власти, включив в нее базы данных органов государственной власти автономии.

Верховной Раде Украины, Конституционному суду Украины продолжить работу по возвращению АРК в правовое поле Украины путем приведения отдельных положений Конституции АРК, иных нормативно-правовых актов автономии в соответствие с Конституцией и действующим законодательством Украины. Осуществлять эту работу поэтапно, в режиме диалога и политического компромисса с органами государственной власти и общественностью автономии. Изменение статуса АРК на современном этапе является нецелесообразным — попытки расширить (ущемить) полномочия автономии приведут к обострению отношений между Киевом и Симферополем.

Президенту Украины целесообразно подписать принятый парламентом Бюджетный кодекс Украины, предусматривающий зачисление НДС в бюджет Крыма.

Усилить кадровые рычаги влияния Кабинета министров Украины на ситуацию в АРК: назначать руководителей органов исполнительной власти АРК по согласованию с соответствующими центральными органами исполнительной власти Украины.

С целью внедрения действенных механизмов предупреждения и нейтрализации политических конфликтов в АРК в составе администрации Президента Украины создать управление по обеспечению деятельности Постоянного представительства Президента Украины в АРК, в котором сосредоточить функции анализа, прогнозирования и внесения предложений по комплексному разрешению политических проблем АРК. Организовать периодические стажировки в Крыму работников управления, соответственно в Киеве — стажировки сотрудников Постоянного представительства Президента Украины в АРК.

Наладить работу Постоянного представительства как соединительного управленческого звена между Киевом и Симферополем, переориентировать его с выполнения преимущественно контрольных функций на функции координации. Повысить авторитет постоянного представителя Президента Украины в АРК — назначать на эту должность политиков всеукраинского масштаба, пользующихся уважением и доверием основных политических сил автономии.

Принять меры по формированию в АРК управленческой элиты со всеукраинским мировоззрением. Для этого, в частности: расширить набор государственных служащих из АРК в Академию государственного управления при Президенте Украины; направлять государственных служащих АРК на определенный срок на работу в центральные органы исполнительной власти с последующим возвращением на руководящие должности в Крым или в другие регионы; назначать на их места государственных служащих из Киева и областей Украины.

Как нам обустроить автономию

Необходимо продолжить работу по нейтрализации негативного влияния внутренних и внешних факторов на ситуацию в АРК. С этой целью эксперты УЦЭПИ предлагают принять следующие меры.

Верховной Раде Украины принять закон Украины «О Совете министров АРК», которым определить статус и полномочия исполнительной власти автономии, детализировать процедуру взаимодействия Совета министров АРК с Верховной Радой АРК, с центральными органами исполнительной власти, с местными государственными администрациями. На основании положений Конституции Украины более четко и детально определить процедуру снятия с должности председателя Совета министров АРК (процедуру согласования с Президентом Украины).

Внедрить механизмы гражданского контроля над деятельностью правоохранительных органов на региональном уровне, в т.ч. путем проведения регулярных слушаний о результатах их деятельности на заседаниях Верховной Рады АРК, широкого освещения их работы в местных СМИ. Сориентировать правоохранительные органы исключительно на профессиональное выполнение определенных законом функций, ограничить их вмешательство в политические конфликты в АРК. Проводить периодическую ротацию сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры в другие регионы Украины.

С целью обеспечения информационной поддержки органов государственной власти создать при Совете министров АРК Центр информационного обеспечения социально-экономического и культурного развития автономии, обеспечить распространение в СМИ информации о Крыме, его культурных, туристических, лечебных возможностях, в т.ч. с использованием новейших информационных технологий, сети Интернет. Уменьшить налоговое давление на печатные СМИ Украины, что будет способствовать организации издания в Крыму их региональных выпусков.

Государственному комитету Украины по делам религий, Комитету по делам религий АРК способствовать усилению социальной составляющей в деятельности конфессий на территории автономии, предотвращать втягивание их в политические конфликты. Спланировать и провести «круглый стол» под названием «Пути достижения межконфессионального согласия в Крыму» с привлечением представителей всех конфессий, органов государственной власти, экспертов и ученых.

Постепенно повышать уровень присутствия украинской культуры и украинского языка в общественной среде и информационном пространстве АРК. Не провоцировать при этом искусственно создаваемые конфликты, например, путем введения новых правил украинского правописания, установления ограничений на использование русского языка и т.п. Количество украинских школ (классов) увеличивать не за счет закрытия русских, а путем строительства в автономии новых учебных заведений.

Министерству образования и науки Украины укомплектовать крымские школы квалифицированными преподавателями украинского языка и литературы, улучшить материально-техническое обеспечение учебных заведений, в т.ч. с украинским языком обучения. Разработать программу повышения квалификации преподавателей украинского языка и литературы, работающих в автономии. Объявить конкурс на звание «Лучший учитель украинского языка в АРК» с соответствующим моральным и материальным поощрением.

Рассмотреть возможность создания в АРК филиалов ведущих университетов Украины. В рамках государственного заказа увеличить для крымской молодежи специальные квоты набора в университеты Украины.

Министерству культуры и искусств Украины способствовать активизации гастрольной деятельности в АРК ведущих творческих коллективов, театров Украины, популярных молодежных групп, организации выставок, экспозиций центральных музеев Украины. Проводить Дни культуры областей Украины в АРК, ежегодный общенациональный музыкальный конкурс «Звезды Украины — Крыму».

Для активизации международной деятельности на территории АРК Министерству иностранных дел Украины инициировать создание постоянно действующего межгосударственного украинско-российско-турецкого форума «Крым — зона стабильности и сотрудничества». В его деятельности могли бы принимать участие представители органов государственной власти, политической, деловой и культурной элиты трех стран.

Министерству иностранных дел, Министерству экономики Украины обеспечить координацию внешнеэкономического сотрудничества АРК, прежде всего с регионами России, в рамках реализации Программы пограничного и межрегионального сотрудничества Украины и РФ до 2007 г.; с другими странами — в рамках межгосударственных соглашений.

Министерству иностранных дел Украины довести до российской стороны позицию Украины о нежелательности направления подразделений ЧФ РФ в «горячие» точки внутренних российских конфликтов (в частности, в Чечню), поскольку это провоцирует политизацию ислама в Украине, в частности в АРК.

Министерству обороны Украины при проведении военных учений избегать использования конфликтных сценариев с участием иностранных подразделений, т.к. это может усложнить отношения Украины с РФ или НАТО; предварительно согласовывать со стратегическими партнерами Украины основные цели и задачи военных учений. Принять решение о запрете проведения военных учений на территории АРК в период курортного сезона.

Министерству внутренних дел Украины, Службе безопасности Украины усилить контроль над деятельностью радикальных организаций на территории Крыма, проникновением представителей экстремистских исламских течений на территорию Украины, в т.ч. в АРК.

Совету министров АРК разработать комплекс мер по рекламно-информационной поддержке проведения курортного сезона. С этой целью наладить сотрудничество с ведущими СМИ Украины, России и других государств, подготовить ряд рекламных и информационных передач для телевидения, публиковать статьи о курортном потенциале АРК. Министерству иностранных дел Украины привлечь к этой работе советников по вопросам культуры дипломатических представительств Украины. Для распространения информации о возможностях Крыма шире использовать web-сайты посольств Украины.

Совету министров АРК способствовать деятельности совместных предприятий, в т.ч. с Россией, для создания замкнутых циклов по организации туризма и отдыха в АРК (информационно-рекламная поддержка — продажа путевок в России — проезд в АРК — отдых в Крыму — возвращение в РФ). Шире привлекать иностранные предприятия к участию в приватизации объектов в Крыму. Максимально снять барьеры (дорожные, экологические сборы, прочие ограничения) для туристов, направляющихся на отдых к АРК.

Крымские татары
и власть: основные принципы диалога

По мнению экспертов УЦЭПИ, для разрешения проблем крымскотатарского народа необходимо активно способствовать налаживанию постоянного диалога между властными структурами, с одной стороны, и общественными организациями крымских татар — с другой.

Вести этот диалог на всех уровнях: на высшем уровне — с участием Президента Украины, Верховной Рады и правительства Украины; на уровне региона — с участием руководства Верховной Рады и Совета министров АРК; на местном — с участием местных советов, государственных администраций, органов местного самоуправления.

К диалогу с органами государственной власти (на всех уровнях) пригласить уполномоченных представителей не только меджлиса, но и других общественных организаций и политических партий, представляющих интересы крымских татар и выражающих готовность к конструктивному сотрудничеству. Важной предпосылкой подобного диалога должен стать отказ этих общественных организаций и политических партий от поддержки радикальных действий крымских татар.

Диалог проводить с привлечением авторитетных представителей политической, деловой и научной элиты — это позволит усовершенствовать правила диалога, отработать эффективные технологии поиска и закрепления компромиссных решений в соответствующих законах Украины, актах Президента Украины, нормативно-правовых актах Верховной Рады АРК, решениях органов исполнительной власти Украины и автономии.

Более четко определить статус Совета представителей крымско-татарского народа при Президенте Украины.

Во-первых, Совет представителей не может быть органом государственной власти (с контрольными или иными властными функциями). Он может иметь статус только совещательного органа при главе государства — для проведения диалога, поиска политических компромиссов, принятия вариантов решений на общегосударственном уровне.

Во-вторых, Совет представителей должен нести ответственность (политическую, моральную) за противоправные действия крымских татар, если таковые имеют место в автономии. Органы государственной власти необходимо сориентировать на корректное, но решительное противодействие любым незаконным формам протеста, а тем более — насильственным действиям со стороны крымских татар, граждан иных национальностей. При этом широко информировать население АРК, в т.ч. крымских татар и их уполномоченных представителей, о действиях власти и их последствиях.

Исходными (базовыми) принципами проведения политического диалога на высшем уровне могли бы стать следующие принципиальные положения (18 мая 2001 г., к очередной годовщине депортации крымских татар, Президент Украины мог бы сделать соответствующее заявление по этому поводу):

Ё Украина осуждает преступления сталинского режима 1944 г., но при этом не несет политической и формально-правовой ответственности за них.

Ё Удовлетворение требования крымских татар о создании в Крыму национальной автономии в нынешних условиях и в среднесрочной перспективе невозможно; подобный шаг спровоцировал бы решительное противодействие со стороны подавляющего большинства крымчан, дестабилизировал бы политическую ситуацию на полуострове и в целом по Украине, усложнил бы отношения между Украиной и РФ.

Ё Органы государственной власти Украины будут всесторонне способствовать разрешению политико-правовых, социально-экономических и гуманитарных проблем крымских татар, созданию надлежащих условий для развития крымскотатарской культуры и крымскотатарского языка на полуострове.

Ё Проблема возвращения в Украину депортированных народов имеет международное измерение, она задевает интересы многих государств. Исходя из этого, Украина рассчитывает на более активное участие стран бывшего СССР, европейских организаций в практическом разрешении проблем обустройства крымских татар на их исторической родине.

Ё Сложные проблемные вопросы (а тем более острые конфликтные ситуации) в автономии не могут решаться путем ультиматумов или иного давления на властные структуры со стороны крымских татар; они будут решаться государственными органами исключительно путем диалога, поиска взаимоприемлемых решений, с учетом интересов всех сторон, на основе действующего законодательства и исходя из имеющихся ресурсных возможностей государства.

Ё Деятельность властных структур по решению неотложных проблем возвращения депортированных крымских татар в Украину и их обустройства на родине, прежде всего выделение и целевое использование бюджетных средств, будет максимально прозрачной для общественности.

Ё Поиск компромиссных решений возможен лишь при условии толерантного отношения к проблемам граждан Украины других национальностей.

Исходя из изложенных выше принципов, эксперты УЦЭПИ предлагают следующие практические шаги.

Удовлетворение политико-правовых требований крымских татар

Установление квот на представительство в органах государственной власти (как в представительных, так и в исполнительных) по национальному признаку противоречит действующему законодательству Украины. В то же время увеличению представительства крымскотатарского народа в государственных структурах будут способствовать следующие меры.

Верховной Раде Украины принять новый закон Украины «О выборах депутатов в Верховную Раду АРК», которым предусмотреть выборы в представительный орган автономии на пропорциональной основе.

Совету министров АРК, районным государственным администрациям автономии обеспечить прозрачность процедур приема на работу, проведение конкурсов на замещение вакантных должностей в органах исполнительной власти. Это сделает невозможным создание искусственных препятствий по этническому, религиозному и прочим признакам. Соответственно Совет представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины мог бы разъяснять крымским татарам их права и возможности, контролировать (на общественных началах) соблюдение установленных процедур трудоустройства в государственных структурах автономии.

В районных государственных администрациях АРК ввести должности заместителей глав районных государственных администраций, которые непосредственно отвечали бы за разрешение проблем депортированных народов на территории района.

Главному управлению государственной службы Украины направлять перспективную молодежь из числа крымских татар (в рамках определенных квот) на обучение в Академию государственного управления при Президенте Украины. Назначить на ответственные должности в центральные органы исполнительной власти наиболее подготовленных специалистов из числа крымских татар; после приобретения опыта работы в Киеве их можно было бы назначить на руководящие должности в органы государственной власти АРК.

Государственному департаменту по делам национальностей и миграции осуществить комплексное изучение и составить прогноз процессов миграции крымских татар в Украину. Исходя из интересов всех сторон и учитывая опыт развитых стран Европы и США, предложить механизмы контроля над этими процессами. Провести консультации с уполномоченными представителями крымскотатарского народа о возможности регулирования, в определенных пределах, миграционных процессов (например, в зависимости от специальности иммигрантов, сроков создания в автономии соответствующих рабочих мест, выделения земельных участков, наличия средств на строительство жилья и т.п.).

Министерству иностранных дел Украины начать (активизировать) переговоры о введении упрощенной процедуры освобождения депортированных и их потомков от статуса гражданина России, Таджикистана, Туркменистана.

В общем, разрешение проблем обустройства крымских татар необходимо перевести из политической плоскости в плоскость разрешения их социально-экономических проблем, удовлетворения культурных потребностей, способствования функционированию крымскотатарского языка.

Разрешение социально-экономических проблем крымских татар

Кабинету министров Украины обеспечить выполнение запланированных мероприятий по обустройству депортированных народов, в т.ч. ежегодное финансирование (включая средства на строительство водопровода, жилья, электрификацию), контроль над выполнением мероприятий; обеспечить прозрачность механизма распределения бюджетных средств, предусмотреть персональную ответственность за их целевое использование.

Министерству иностранных дел Украины способствовать привлечению международной финансовой помощи для строительства жилья, учебных заведений, здравоохранения, развития инфраструктуры в местах компактного проживания депортированных.

Кабинету министров Украины рассмотреть возможность создания неприбыльного учреждения (фонда), которое под управлением руководящего органа (в составе представителей государственных органов, крымских татар, органов местного самоуправления, зарубежных спонсоров) могло бы обеспечить консолидацию и эффективное использование средств, направляемых на обустройство крымских татар.

Министерству агропромышленного комплекса, Министерству финансов Украины вместе с другими органами государственной власти проанализировать возможность предоставления компенсации крымским татарам, исключенным из процесса распаевания земли КСП. Как вариант эту компенсацию можно было бы предоставить в виде государственных ценных бумаг. Подчеркнуть невозможность принудительного государственного перераспределения уже распределенных земельных участков и в то же время поддерживать процессы перепаевания земли, происходящие на добровольной основе, по согласию местных жителей.

Министерству труда и социальной политики Украины подготовить широкую программу, которая помогла бы крымским татарам приобрести другую специальность, а также программу организации общественных работ в автономии. Это будет способствовать уменьшению безработицы среди депортированных.

Удовлетворение культурных, информационных
и прочих потребностей крымских татар

Республиканскому комитету информации АРК обеспечить увеличение объемов вещания крымскотатарской редакцией государственной ТРК «Крым». Обеспечить всестороннее освещение в СМИ Крыма реализации мероприятий по обустройству и социально-культурному развитию депортированных народов. Провести переговоры с крымскими телерадиокомпаниями о предоставлении эфирного времени национальным редакциям при условии его оплаты. Совету министров АРК в бюджете автономии на следующие годы предусматривать средства на поддержку СМИ депортированных народов. Более активно привлекать к работе в координационных органах республиканских информационных служб крымско-татарских журналистов и политологов.

Районным государственным администрациям автономии организовать стационарные пункты проведения подписки и распространения печатной продукции в местах компактного проживания депортированных граждан.

Министерству образования и науки Украины обеспечить государственное финансирование издания учебной и учебно-методической литературы на языках народов Крыма, в т.ч. крымских татар.

По мнению экспертов УЦЭПИ, реализация комплекса предложенных мер будет способствовать стабилизации политической ситуации в Крыму, гармонизации отношений между Центром и автономией.

Полностью аналитический доклад УЦЭПИ «Крым на политической карте Украины» опубликован в журнале «Національна безпека і оборона» № 4, 2001.