UA / RU
Поддержать ZN.ua

Крым. О коммерческих прибылях и моральных убытках

Почему Украина требует от этого самого цивилизованного мира сохранения и ужесточения санкций по Крыму, а сама таких санкций не вводит? Сколь-нибудь внятных объяснений этому нет, кроме одного - бизнес…

Автор: Андрей Клименко

Ситуация с продолжающимися поставками украинских товаров в аннексированный Крым давно вышла за рамки приличия.

И вот что характерно: на эту скандальную тему уже высказались, пожалуй, все, кто мог - кроме президента, премьер-министра Украины и других высокопоставленных лиц. Руководство страны уже больше года предпочитает сию тему не замечать. Несмотря на мнения крымских граждан Украины - и тех, кто вынужден оставаться на оккупированной территории, и тех, кто выехал на материковую часть страны, и лидеров крымскотатарского народа, и экспертного сообщества. Несмотря на санкции, введенные в связи с аннексией Крыма всем цивилизованным миром.

Почему Украина требует от этого самого цивилизованного мира сохранения и ужесточения санкций по Крыму, а сама таких санкций не вводит? Сколь-нибудь внятных объяснений этому нет, кроме одного - бизнес…

Позорный, циничный и предательский закон о "свободной экономической зоне" в оккупированном Крыму продолжает действовать. Сотни большегрузных автомобилей с украинскими товарами на десятки миллионов долларов ежедневно въезжают в Крым, значительно облегчая стране-оккупанту ту самую транспортную логистику, которая является главным козырем в борьбе за возвращение полуострова.

Похоже, что морализаторство в этой ситуации уже излишне. Поэтому выход один - сформулировать важнейшие принципы украинской государственной политики по Крыму и настойчиво требовать от органов власти их выполнения.

Закон о "свободной экономической зоне" в оккупированном Крыму должен быть немедленно отменен. Это, кроме прочего, отменит и совершенно недопустимую ситуацию с объявлением "нерезидентами" украинских граждан с крымской регистрацией.

Субъекты предпринимательской деятельности с материковой Украины (в основном торговые сети), зарегистрировавшие на оккупированной территории Крыма свои предприятия по русскому законодательству и уплачивающие налоги в бюджет оккупанта, должны быть объявлены коллаборационистами, пособниками агрессора и оказаться под угрозой экономических санкций. Товарные поставки в оккупированный Крым с территории материковой Украины должны быть запрещены.

Да, мы не можем не понимать, что наши соотечественники, оставшиеся в оккупации, нуждаются в украинских товарах. Значит, нужно развернуть соответствующую инфраструктуру на неоккупированной территории - в районах Херсонской области по соседству с Крымом. И граждане, живущие в Крыму, в том числе предприниматели, должны иметь возможность купить необходимые товары там. И при этом не идти несколько километров пешком между двумя КПП.

Особый вопрос - реакция Украины в связи с экспроприацией оккупантами и их марионетками объектов государственной и частной собственности на территории Крыма. Прошло около полутора лет, но сводного реестра потерянной собственности так и нет. Зато из различных источников, включая Минюст, регулярно появляются совершенно смешные цифры ущерба - около 1 трлн грн, которые в десятки раз меньше реальных.

Совершенно нетерпимой является замалчиваемая ситуация с продолжающейся и наращиваемой добычей газа на морском шельфе, которая ведется экспроприированным "Черноморнефтегазом". Причем самое перспективное месторождение - Одесское - находится ближе к побережью Одесской области, чем к Крыму. Два миллиарда кубометров газа, принадлежащего украинскому народу, в год... И подобных примеров - множество. Уникальные музеи и дворцы, заповедники и порты, судостроительные заводы и санатории. Сколько-сколько там мы должны России за газ или за что-то еще? - На самом деле, после аннексии Крыма Украина уже ничего не должна РФ. На много лет вперед…

На административной границе с оккупированным Крымом не должно быть ни таможенных, ни пограничных постов, появившихся и узаконенных в связи с принятием закона о фейковой СЭЗ. Уже сотни раз сказано: существование там пограничных и таможенных структур означает признание аннексии де-факто. У нас война? У нас оккупирована часть территории? - Значит там, на границе с оккупированной территорией, которая ускоренными темпами превращается в огромную военную базу для продолжения агрессии, должны находиться военные и Национальная гвардия.

Наряду с этим Украина должна четко сформулировать комплекс мер для содействия нашим гражданам, оказавшимся в оккупации.

Сегодня этого не просто почти нет - создается впечатление, что государство, наоборот, осознанно либо по недомыслию (что хуже - неизвестно), делает все, чтобы изолировать крымчан.

Да, мы совершенно правильно не признаем документов, выданных органами оккупационной власти. Но и здесь государственная политика должна быть мудрой. Или хотя бы вообще быть: ведь люди рождаются и умирают, женятся и разводятся, пытаются продавать имущество, чтобы выехать с оккупированной территории, оканчивают учебные заведения, выходят на пенсию и т.д. Есть десятки жизненных ситуаций, на которые украинское законодательство пока не просто не дает ответа, а наоборот - создает безвыходные тупиковые ситуации, изолирующие наших граждан в оккупации.

Как человеку, продавшему жилье или бизнес, дабы уехать из Крыма, вывезти деньги, чтобы их не конфисковала украинская таможня? Как выпускнику крымской школы, получившему русский аттестат, поступить в украинский вуз? Как семье вывезти из Крыма ребенка, родившегося после аннексии, если у него - не признаваемое нами свидетельство о рождении русского образца…

Все вопросы, связанные с аннексией Крыма, - непростые. Не имеющие аналогов и типовых алгоритмов. Но это не означает, что ими не нужно заниматься и искать разумные решения.

Ключей к поиску этих решений два: системная и последовательная экономическая война с оккупантом и режим наибольшего благоприятствования нашим гражданам, которых государство в силу разных причин не смогло защитить в феврале-марте прошлого года.