UA / RU
Поддержать ZN.ua

Крым, который мы теряем

Главное потрясение, которое всегда вызывал Крым у путешественников, а ныне — туристов, и главный магнит, которым всегда притягивает к себе, — это его разнообразие. Ландшафтное, климатическое, культурное, этническое, религиозное…Разнообразие шокирующее, потому что здесь, кажется, приживается и сосуществует все — любой стиль и любое направление, вещи малопонятного происхождения и материала, любой каприз и разновекторное веяние моды. Разнообразие авантюрное, потому что каждый, имеющий возможности и желание, мог привнести в него нечто свое, привычно-комфортное или где-то увиденное. И архитектура и облик городов здесь не исключение.

Автор: Валентина Самар

Главное потрясение, которое всегда вызывал Крым у путешественников, а ныне - туристов, и главный магнит, которым всегда притягивает к себе, - это его разнообразие. Ландшафтное, климатическое, культурное, этническое, религиозное…Разнообразие шокирующее, потому что здесь, кажется, приживается и сосуществует все - любой стиль и любое направление, вещи малопонятного происхождения и материала, любой каприз и разновекторное веяние моды. Разнообразие авантюрное, потому что каждый, имеющий возможности и желание, мог привнести в него нечто свое, привычно-комфортное или где-то увиденное. И архитектура и облик городов здесь не исключение.

Сильным мира того нужно бы­ло только две сущие мелочи: найти правильное место на полуострове и человека, который «впишет» задумку в Крым. Ярчайший тому пример - Воронцовский дворец в Алупке, построенный по проекту известного английского архитектора Эдвар­да Блора, который никогда не был в Крыму, во что почти невозможно поверить, созерцая потрясающее сочетание дворца и Ай-Петри. В самой же постройке переплелись анг­лийский стиль нескольких эпох (они сменяются, начиная от западных ворот) и неомавританский. Готические дымовые трубы выполнены в форме минаретов, в декоре роскошного портала южной части дворца сочетаются элементы тюдоровской и индо-мусульманской архитектуры, а по фризу арабской вязью шестикратно повторенная строчка суры Корана.

При этом любой архитектор ска­жет вам, что ни один город в Кры­му не имел плана социальной застройки. Во многом еще и потому, что главным назначением Кры­ма от времен его аннексии Россией и до недавних пор было военное.

Да­же тогда, когда полуостров стал всесоюзной здравницей, а курортная сфера пережила своего рода индустриализацию, многие уголки полуострова были закрытой зоной, а в развитии большинства крымских го­родов - где, что и как строить - решающее слово было за военными. Собственно, в Севастополе в этом плане мало что изменилось, военные продолжают сдерживать развитие территории. Разве что центров принятия решения теперь два - Киев и Москва. Возможно, поэтому так трудно говорить о лицах крымских городов и прибрежных поселков - они многолики. Но в последние десятилетия постепенно становятся одинаково безликими. Безумная хаотичная безвкусная и безграмотная застройка мало-мальски свободного клочка земли на побережье и в крупных городах, с одной стороны, и откровенно наплевательское отношение к культурному наследию правителей-рвачей, ничего не создающих, но всем торгующих - с другой. Разруха и нищета, грязь и запустение царят сегодня во многих райских от природы уголках. Памятники советской эпохи - гигантские типовые корпуса санаториев и пансионатов, админзданий и клубов разрушаются и отживают, кажется, еще быстрее, нежели особняки бывших дворянских имений, в которых до сих пор продолжают действовать крымские здравницы. В полном благополучии, будем надеяться, пребывают государственные дачи и госрезиденции - на объекты ДУСи у государства деньги всегда находятся. Хотя за все ручаться не стоит - печальная история Юсуповского дворца, к которой в очередной раз сегодня вернемся, тому предостережение.

Ливадийский дворец

Полистав любой путеводитель по истории Ливадийского дворца и сличив ее с реальностью, вы будете изумлены. Соз­дававшийся как единый дворцовый и парковый комплекс, памятник сегодня разорван на части. Начнем с того, что у него практически нет земли - только та, что под самим дворцом и узкая полоска - до бордюра клумбы с фонтаном. Парк и земля далее - в другом ведомстве, Минприроды Украины и находится в ведении администрации южнобережных парков. И это еще не все - в зданиях, ранее входивших в дворцовый комплекс, сегодня также находятся корпуса санатория «Ливадия», принадлежащего Федерации независимых профсоюзов. В начале почти каждого курортного сезона мир в лице интуристов наблюдает настоящую феодальную войну. Руководители администрации парков не пропускают через свою территорию автобусы с туристами. Причем у некоторых каждая минута расписана - они с круизных кораблей и за пару часов должны успеть посмотреть все дворцы. В прошлые годы администрация парков нанимала ряженых казачков - те устанавливали шлагбаум и несли службу. Почему не объединить парк и дворец? Это же так очевидно - это один цельный памятник! Но цена вопроса не в исторической справедливости, не в цене имиджа, а в цене входного билета через шлагбаум. И во-вторых - в возможностях дворца и желании его руководства зарабатывать еще и для содержания парка-памятника.

Но главный враг Ливадийс­кого дворца вчера и сегодня - это оползень. В его укрощение время от времени вкидываются довольно приличные бюджетные ассигнования. Однако, не устраняя причин активизации оползня (среди главных - активное строительство по улице выше, о чем писало «ЗН», добившись при былой власти остановки строительства отеля «Импера­тор», возводимого фирмой сына генерала Астиона), не исследуя и не проводя постоянный мониторинг его поведения, справиться с угрозой сползания дворца по склону и разрушений его стен невозможно. Так говорят специалисты и взывают к череде премьеров и президентов: нужна прог­рамма, нужен комплексный проект. В этом году также объявлен тендер на очередное «пожарное» латание дренажной системы. И ес­ли его выиграет вездесущий «Строй-центр 2»…

Юсуповский дворец в Кореи­зе и Охотничий домик в Соко­лином (ранее - Коккоз, Бахчи­сарайский район)- такие разные заказы все тому же архитектору Н.Краснову от семьи Феликса Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона, генерал-губернатора Москвы. И разная судьба.

Охотничий домик в Соколином

Дворец в Кореизе строился в окружении изумительного парка с множеством скульптур и фонтанов. Во время Ялтинской конференции в Юсуповском дворце была резиденция Иосифа Стали­на, к приезду которого территорию готовили с особыми мерами безопасности - в старых подвалах был построен настоящий бункер. В советские времена дворец значился под названием «госдача №4», а затем по распоряжению Михаила Горбачева его передали народу в лице Ялтинского горсовета. В бурные для Крыма 90-е дворец был сдан в аренду частной фирме, и здесь открыли элитный отель. А в 2001 году договор аренды в судебном порядке был признан недействительным, и год спустя Ялтинский горсовет передал комплекс в госсобственность. Уже в статусе государственной резиденции он достался «собирательнице земель» - знаменитой ДУСе - и с тех пор закрыт для посещений. Теме сохранности и нецелевого использования Юсуповского дворца, необходимости его открытия - для специалистов по охране культурного наследия и народа, ZN.UA, можно сказать, регулярно пишет, начиная с 2008 года. Это и журналистские расследования того, как на самом деле используется дворец со статусом госрезиденции: при президенте Ющенко он был VIP-отелем, при президенте Януковиче - судя по ответу руководству АРК из ДУСи, еще и для «организации отдыха работников администрации президента Украины, аппарата ВР Украи­ны, Кабинета министров Украины, других государственных органов и отдельных должностных лиц».

Тем временем уже третий год прокуратура Крыма продолжает через суды возвращать землю Юсуповского дворца, которая по письмам той же ДУСи - по ходатайствам руководства управления санаторно-курортных учреждений, была передана частным лицам и двум фирмам под застройку. Все последние годы Ассоциация музеев и заповедников Крыма, руководство автономии просят президентов и премьеров: верните Юсуповский народу, откройте для посещений, организуйте там музей - это уникальный объект. От­веты, как и при Ющенко, приходят даже не из президентской администрации, а из самой ДУСи. Они считают, что музеифицировать и открывать дворец для посещений не стоит. Он им самим нужен - они, «отдельные должностные лица», там отдыхают.

Правовой аспект и угрозы

На протяжении уже почти десяти лет должностными лицами, в чьем ведении и пользовании находятся памятник-дворец и памятник-парк, грубо и сознательно нарушают целый ряд законов Украины, в том числе рег­ламентирующих охрану культурного наследия и Земельный кодекс. На протяжении последних трех лет мы наблюдали следующие нарушения закона:

- на территорию памятников не допускаются даже те, кому законом определен беспрекословный к ним доступ - сотрудники рескомитета по охране культурного наследия;

-без согласования с органами охраны культурного наследия производились строительные и ремонтные работы;

- памятники, которые имеют статус госрезиденции, используются не по целевому назначению: апартаменты Юсупова, Сталина, Молотова сдаются за крупные суммы через турагентст­ва; первые лица государства Украина в госрезиденции не пребывают, не были замечены там и высокие зарубежные гости;

- пользование памятником не оформлено охранным договором;

- госакт на земельный учас­ток и охранный договор на па­мятник-парк также отсутствуют.

Можно продолжать, но есть ли смысл? До тех пор, пока хозяин будет позволять челяди валяться в барской постели, порядка не будет.

Теперь - о Юсуповском охотничьем домике в Соколином. История этого уникального сельского мини-дворца вначале была такой же красивой, как он сам. Краснов построил его по заказу Юсуповых-старших для Феликса Феликсовича (младшего) как подарок к свадьбе, породнившей Юсуповых с царской семьей - Ирина была племянницей Нико­лая II. Деревушка на северном склоне Ай-Петри на землях Юсу­по­ва называлась Коккоз («голубой глаз» в переводе с крымскотатарского) по всей видимости потому, что вокруг очень много родников. И Краснов это красивое название обыграл везде - в вит­ражах окон, в мозаике на стенах, в фонтанах, разбросанных по парку. У самых стен домика протекала горная речушка, и Юсупов-младший в своих воспоминаниях писал, что прямо из окна ловил там горную форель. Родственники и знакомые, которых я возила в Соколиное и по дороге рассказывала эту историю, посмотрев на то, что сталось с творением Краснова, не стесняясь, вытирали слезы или яростно спрашивали: «Как можно было?! Вы что тут в Крыму - совсем уже?!»

Наверное, да, совсем. Потому что иначе, чем словами профессора Преображенского о разрухе в головах нельзя объяснить это убийство. Выбитые и заткнутые грязными подушками «глаза» витражей, загаженные и разрушенные фонтаны, костры «дика­рей»-отдыхающих в парке в курортный сезон - их пускают сю­да летом, когда постоянные обитатели на каникулах. В Охот­ничьем домике многие годы при отсутствии элементарных удобств живут школьники - здесь располагается спальный корпус специнтерната для детей-сирот Миноб­ра­зования Крыма. А вот что роднит этот Юсуповс­кий дворец с госрезиденцией, так это полное отсутствие всех положенных для пользования памятником документов - от охранного договора до госакта на землю. Там - потому что с сохранностью всех гектаров и соток территории есть большие вопросы. Здесь, в Соколином, - потому что в бюджете нет денег.

Убийство легко остановить - Охотничий домик надо продавать! Не может Крым и государство его спасти и содержать - продайте тем, кто его сохранит, отреставрирует и создаст здесь туристический объект. А то, что турист сюда поедет - сомнений никаких. И в ансамбле с Юсу­повс­кой мечетью, витражи которой, слава Аллаху, на месте и она сегодня действующая, вместе с уличными родниками-памятниками, усадьбами этнотуризма, которых в округе немало, Коккоз снова оживет. Ведь были же обращения еще в 90-х наследницы Юсуповых Ксении Шереме­тье­вой-Сфири, и есть в Санкт-Пе­тер­бурге Фонд Юсуповых - нуж­но предлагать. Или, не торгуясь, за любую цену, хоть за гривну, но при жестких обязательствах строительства спального корпуса для интерната, - продавать и спасать. Конечно, покупатель еще не привык, а может быть, еще и не вырос. Но ведь появилась первая ласточка - хоть с пятого раза, но продали-таки в прошлом году с аукциона дом Ферсмана. Эти красивые руины видел каждый, кто ехал по трассе Симферополь-Ялта.

Альтернатива поиску настоя­щего хозяина «двухэтажного» Крыма (а именно так выглядят и традиционные дома крымских татар, греков, немцев, и большинство вилл и дач на Южнобережье) будет печальна. Бюджетные деньги сегодня идут только туда и тем, кто способен обеспечить правильный «распил». Зарубеж­ный инвестор не будет рисковать капиталом, вкладывая в страну, живущую не по закону. Есть самый надежный инвестор - внут­ренний. Тот, кто живет на этой земле, знает ее историю и хочет, чтобы здесь жили его дети. Поэтому он рискнет, нужно только помочь ему всем миром.

И последнее. На мой вопрос - так что же надо спасать в Кры­му в первую очередь? - авторитетный в сообществе архитекторов Степан Лапычак, не задумыва­ясь, сказал: «Ландшафт. Он делает Крым неповторимым и уникальным. Все остальное люди долж­ны к нему привязать». А ландшафт сегодня неотвратимо убивается, он исчезает. Плавные переходы с гор к морю перекрыты заборами и безвкусными строе­ниями, вместо ландшафтных памятников сегодня открывают карьеры (последний крик общест­венности по поводу белогорских известняков для крымской химии Фирташа). Рас­сказывают, что однажды деловые люди привезли на ЮБК «потенциального системного инвестора курортного бизнеса мирового уровня». Тот посмотрел сверху на побережье Ялты и сказал: «Безум­но красиво. Но только все, что вы здесь понастроили, надо подчистую бульдозером снес­ти и заново построить».

Не вопрос: еще немного - и само разрушится. Что взамен?