UA / RU
Поддержать ZN.ua

Коту под хвост?

Новая редакция понятия «роялти» лишает IT-индустрию части льгот по НДС

Автор: Владимир Коноваленко

Поднимите мне веки: не вижу! 

Николай Гоголь, «Вий» 

Просматривая проекты законов на вебсайте Верховной Рады, я натолкнулся на законопроект №4088 от 14 сентября 2020 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о налогообложении субъектов, осуществляющих отчисления (вознаграждение) за использование объектов авторского права и (или) сопредельных прав в пользу организаций коллективного управления». Заинтересовался. Что же еще готовит нам парламент в сфере налогообложения роялти? 

Хотя текст законопроекта занимает лишь одну страницу, он, впрочем, содержит две новации, которые могут изменить жизнь субъектов хозяйствования, доходом или затратами которых является роялти. 

Причем одни субъекты хозяйствования заживут хуже, а другие — немного лучше. 

Начнем с новации, которая, по моему мнению, лишает IT-индустрию части льгот по НДС, предусмотренных п. 261 подраздела 2 «Переходных положений» НКУ. 

Сразу, как говорится, берем быка за рога. Остановимся на новой редакции понятия «роялти» (пп. 14.225 п. 14.1 ст. 14 НКУ), предложенной в законопроекте. От определения этого понятия остался только первый абзац. Это означает, что вся борьба айтишников за льготы по НДС пойдет, как говорится, коту под хвост. 

Чтобы в этом убедиться, воссоздадим первый абзац нормы закона о льготах по НДС, содержание которого позволит увидеть то, чего не заметили авторы проекта закона. 

«Временно, с 1 января 2013 года до 1 января 2023 года, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по поставке программной продукции, а также операции с программной продукцией, плата за которые не считается роялти согласно абзацам второму‒седьмому подпункта 14.1.225 пункта 14.1 статьи 14 этого Кодекса». 

Прошу читателей напрячь зрение и обратить внимание на то, что сейчас от налогообложения НДС освобождаются операции с программной продукцией, плата за которые не считается роялти согласно абзацам второму‒седьмому пп. 14.1.225 п. 14.1 ст. 14 НКУ. 

Если же новая редакция понятия «роялти» будет принята в предложенной редакции, то есть без второго-седьмого абзацев, то операции по поставке компьютерной программы конечному потребителю станут объектом налогообложения НДС. 

Аналогичная судьба ожидает дистрибьюторов программной продукции и лиц, которые распространяют экземпляры объектов интеллектуальной собственности, в частности в электронной форме. 

Считаю, что для исправления этой ошибки нужно не принимать новую редакцию пп. 14.225 п. 14.1 ст. 14 НКУ, а просто внести изменения в отношении платежа в пользу организаций коллективного управления к первому абзацу понятия «роялти». 

Переходим ко второй новации, которая позволяет физическому лицу-предпринимателю на общей системе налогообложения включать в затраты роялти, уплаченные в пользу организаций коллективного управления. 

Наконец Верховная Рада решила заняться проблемой включения роялти в затраты физического лица-предпринимателя. Однако в законопроекте почему-то ограничились лишь роялти, которые платятся в пользу организации коллективного управления. 

Следует заметить, что физическое лицо-предприниматель платит роялти не только организациям коллективного управления, но и непосредственно субъектам авторского права и сопредельных прав, владельцам патентов на изобретения, полезные модели и другим лицам, которым принадлежат имущественные права на объекты права интеллектуальной собственности, в частности субъектам хозяйствования по сублицензионным договорам. 

Остановимся на таких двух примерах.  

Физическое лицо-предприниматель занимается издательской деятельностью. Для издания произведений ФЛП получает от автора право на использование произведения и выплачивает ему роялти. Другой предприниматель производит определенные приборы, в которых используется изобретение, охраняемое патентом. За использование изобретения предприниматель выплачивает роялти владельцу патента. 

Для решения этой проблемы в пп. 177.4.3 п. 177.4 ст. 177 НКУ после слов «платежи, уплаченные за получение лицензий на проведение определенных видов хозяйственной деятельности физическим лицом-предпринимателем» нужно дополнить текст словами: «роялти, уплаченные субъектам права интеллектуальной собственности, в том числе субъектам хозяйствования по сублицензионным договорам и в пользу организаций коллективного управления согласно Закону Украины «Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) сопредельных прав». 

Следует заметить, что сейчас физические лица-предприниматели на общей системе налогообложения не имеют права включать роялти в перечень затрат, непосредственно связанных с получением доходов, а физические лица-предприниматели, которые выбрали упрощенную систему налогообложения, имеют право включать роялти в перечень затрат. 

Такие ограничения для физических лиц-предпринимателей на общей системе налогообложения является проявлением налоговой дискриминации, поскольку не отвечают принципу равенства всех плательщиков перед законом (пп. 4.1.2 п. 4.1 ст. 4 НКУ). 

Предложенные изменения в проект закона позволят ликвидировать такую налоговую дискриминацию. 

Надеюсь, что депутаты Верховной Рады учтут предложенные изменения, которые помогут уменьшить налоговое давление на физических лиц-предпринимателей. 

Все статьи Владимира Коноваленко читайте здесь.