UA / RU
Поддержать ZN.ua

Конституция как история успеха

Германия празднует важную дату: нашему Основному закону и вместе с тем Федеративной Республике Германия исполняется 60 лет...

Автор: Ханс-Юрген Гаймзет

23 мая Германия празднует важную дату. Нашему Основному закону и вместе с тем Федеративной Республике Германия исполняется 60 лет.

Для нас, немцев, это настоящий праздник и повод для радости: 60 лет демократии и стабильности, а также успешного экономического развития. После Второй мировой войны все это невозможно было предсказать, однако все исполнилось и стало большим счастьем, за которое мы признательны.

Потому не случайно, что мы празднуем сегодня два дня рождения — нашего государства и нашей конституции. Когда 60 лет назад мы принимали Основной Закон, никто не предполагал, что он станет самой лучшей конституцией, когда-либо существовавшей в Германии. Сегодня же мы знаем, что Основный Закон — крепкий фундамент нашего государст­ва, гарантом нашей стабильной демократии.

Эта история успеха началась в сложных обстоятельствах. Прошло всего четыре года после Второй мировой войны, в ходе которой «блуждания» Германии превратили Европу в руины. Германия стала ареной начала холодной войны. Западные союзники спешили с созданием обособленного западногерманского государства для обеспечения интеграции в евроатлантические блочные структуры. По их приказу в 1948 году был созван так называемый Парламентский совет с целью разработать новую конституцию.

Он заседал под председательством Конрада Аденауэра, позже многолетнего федерального канцлера. Семьдесят членов этого органа должны были решить очень сложную задачу — создать основу для отделенного западногерманского государства и извлечь надлежащие уроки из прошлого, прежде всего устранить недостатки Веймарской конституции, воспользовавшись которыми к власти пришли национал-социалисты.

Роковой оказалась нехватка эффективных и сбалансированных инструментов контроля между президентом, парламентом и главой правительства. Именно это сделало возможным приход к власти национал-социалистов, а также насильническое привлечение государственных органов к господствующей идеологии. Кроме того, не хватало защитных механизмов для предотвращения нарушения прав человека.

«Бонн — не Веймар», — говорили отцы Основного Закона, имея в виду, что первостепенными по значению должны быть неприкосновенность человеческого достоинства и основные права граждан, защищенные сильным конституционным судом. Это должно свидетельствовать о том, что центром внимания нового государства является индивидуум.

Система контроля и баланса checks and balances предотвращает злоупотребление властью. Сильный канцлер и президент с широкими представительскими задачами стоят во главе государства. Вотум недоверия возможен только как конструкция — то есть канцлера переизбирают, одновременно избирая нового. Двухпалатная система учитывает немецкий федерализм.

Таким образом, возникла конституция, способствующая консенсусу между конституционными органами. Она является рамками для обороноспособной демократии, демократии, не допускающей для ее врагов возможности устранить ее легальным путем.

Сегодня, через 60 лет, мы можем сказать, что такая тонко продуманная конституционная система блестяще выдержала все испытания.

Главными достижениями при этом являются стабильность и обращенность в будущее.

Основной Закон и в сложных навигационных обстоятельствах удерживал правильный курс корабля под названием Федеративная Республика. Даже в кризисные периоды Германия всегда сохраняла способность управлять. Это началось с послевоенного восстановления на фоне холодной войны и продолжалось в период общественных изломов 1968 года и во времена террористической угрозы со стороны «Фракции «Красная армия».

Вместе с тем конституция оставалась открытой для новых внешнеполитических тенденций — западной интеграции или более глубокого вхождения в ЕС.

Но главное испытание Основной Закон выдержал, безусловно, в 1990 году — когда Германия стала единой. Можно критиковать воплощение немецкого единства в жизнь, тем не менее со стороны Восточной Германии не слышна критики по поводу того, что она приняла Основной Закон. Как раз наоборот, конституцию очень быстро и хорошо восприняли и в новых федеральных землях. И после объединения выдающаяся роль, которую играют конституция и конституционное правосудие в Германии, не изменилась.

И это стало почти иронией истории, ведь конституция, учитывая раздел страны, была скромно названа «Основной Закон». Однако граждане Германии изначально быстро и с энтузиазмом настроились на эту конституцию, на доверие к ней, поскольку она брала на себя обязанность защищать каждого отдельного человека. Правовое государство приобрело вес и стало правовым сообществом, институтом граждан для граждан. Интеграционная сила и самобытное наполнение были развиты настолько, что во времена, когда немецкое национальное государство было разделено, говорили о «конституционном патриотизме».

То, что Основной Закон в нашей стране стал историей успеха, связано, безусловно, со специфическими историческими условиями и опытом.

В Украине меня часто спрашивают, какую конституционную систему я бы посоветовал. Могу только сказать, что это решение должны принять украинские депутаты и избиратели. Однозначного ответа нет. В мире существует много успешных и абсолютно разных конституционных моделей. Украина же имеет свои особенности. Она — молодое государство со своей самобытностью и с большим количеством партий, которые, впрочем, не слишком настроены на программное наполнение. И тот, кто ищет лучшую конституцию для Украины, должен учесть это. Украинские собеседники часто возражают: дескать, за политический кризис отвечает не столько конституция, сколько отдельные личности. Но это, на мой взгляд, только половина правды. Хорошая конституция, четко определяющая компетенции и способствующая конструктивному и эффективному процессу принятия политических решений, — решающая предпосылка для надлежащего правления. Только тогда, когда правила игры приемлемы, может возникнуть конструктивная культура споров.

И при этом существующая конституция может быть хорошей основой. Но многие считают, что некоторые накладки, противоречивые положения, недостаточная четкость не способствуют разработке необходимых правил игры в случае конфликта. Дескать, конституция не выполняет свою задачу политического регулирования.

Поэтому могу только пожелать, чтобы шанс внести поправки был использован уже в ближайшие недели. Какую систему в итоге выберет Верховная Рада — полупрезидентскую или парламентскую с президентом со своими отдельными полномочиями, — на мой взгляд, вопрос второстепенный. Мерилом, скорее, должно быть то, может ли конституция гарантировать способность управлять, общественный порядок, а значить, и стабильность. Украинский гражданин должен иметь возможность выявлять доверие, ведь и ему конституция должна что-то дать.

В эти дни мы в очередной раз видим, что вполне возможно собрать в украинском парламенте подавляющее большинство. И эту возможность надо использовать в интересах Украины и украинцев. Сам собой разумеется, что поправки должны быть внесены продуманно, а не с прицелом на выборы. Система контроля и баланса необходима, но необходима также и власть для созидания.

По случаю 60-й годовщины немецкого Основного Закона мое пожелание ко дню рождения заключается в том, чтобы Украина в ближайшее время сформулировала для себя такую конституцию, которая интегрирует, создает конституционную культуру и укрепляет действия правительства, чтобы справиться со всеми возникшими перед нами серьезными вызовами.