UA / RU
Поддержать ZN.ua

Конституционный процесс:

если долго мучиться, что-нибудь получится Ситуация с обсуждением Основного Закона в украинском парламенте донельзя напоминает историю, рассказываемую известным эстрадным артистом...

Автор: Наталия Ищенко

если долго мучиться, что-нибудь получится

Ситуация с обсуждением Основного Закона в украинском парламенте донельзя напоминает историю, рассказываемую известным эстрадным артистом. Что-то вроде: «В Америке и России - предвыборная кампания. В Ольстере - обострение обстановки. Израиль бомбят. ...А в Украине продолжается конституционный процесс». Длительное, трудное, просто мучительное его проистекание объясняется в первую очередь тем, что стороны, от которых зависит его завершение, как-то очень издалека начали двигаться навстречу друг к другу очень нехотя, пытаясь прийти-таки к некоему общему знаменателю. Причем самые большие шаги в этом направлении были сделаны на прошедшей неделе.

Лидер коммунистов Петр Симоненко с парламентской трибуны объявил, что возглавляемая им партия и, соответственно, фракция КПУ в Верховном Совете решила не настаивать на немедленной отмене в Украине института президентства. Так как, по его словам, большинство народных депутатов к этому не готовы. Хотя изначально в представленном на рассмотрение сессии «левом» проекте Основного Закона раздел «Президент Украины» отсутствовал напрочь.

В то же время стало известно, что Президент перестал возражать против сохранения в Украине однопалатного парламента. Кроме того, по имеющимся сведениям, он также готов согласиться с некоторым повышением значимости Кабинета министров в системе государственной исполнительной власти. Сведущие люди поговаривают и об одобрении Леонидом Кучмой идеи замены формулировок о предоставлении, создании условий для реализации прав граждан (на труд и отдых, например) старой доброй нормой об их гарантируемости.

В общем, возникло ощущение, что слева и справа наконец-то началось движение к центру. Одновременно, правда, начинаешь подозревать, что пункты отправления были избраны сторонами на таком удалении друг от друга неспроста. Для того, очевидно, чтобы образовался запас сбрасываемого за время продвижения балласта, состоящего из заведомо «неподъемных» для парламентариев положений проектируемой Конституции.

Пресловутый общий знаменатель активно и интенсивно пытается выстроить согласительная депутатская комиссия, которая «на добровольных», общественных началах, без санкции на то парламента, пишет предположительно устраивающий большинство ВС проект новой Конституции. (Взяв за основу документ, одобренный Конституционной комиссией.)

С просьбой подробнее рассказать о ходе «согласительного» процесса я обратилась к члену самодеятельной рабочей группы, руководителю парламентского объединения «Центр» Михаилу Сироте. Он, в частности, сказал: «В согласительной комиссии в настоящее время постоянно работают представители десяти депутатских групп и фракций. (Всего групп и фракций в Верховном Совете 12. - Н.И.) Время от времени к нам присоединяются представители Социалистической и Коммунистической партий. Они оговаривают, что пока считают себя наблюдателями. Однако, возможно, в дальнейшем фракции СПУ и КПУ примут более активное участие в согласительном процессе».

(Здесь стоит, видимо, заметить, что на момент написания данной статьи решение парламента о формировании согласительной межфракционной комиссии так и не было принято. Вызвано это было тем, что коммунисты протестовали против принципа ее создания - от каждой фракции и группы по два человека, настаивая на пропорциональности. Оно и понятно - фракция Компартии в ВС едва ли не в 3 раза больше любой другой.)

Михаил Сирота также сообщил, что «на 18 апреля согласительной комиссии удалось найти взаимопонимание по ключевым положениям Конституции. Это разделы о Президенте, парламенте, Кабинете министров». Сейчас мы работаем над разделом «Местное самоуправление».

«Отрадно, что по большинству спорных вопросов мы приходим к консенсусу, - подчеркнул депутат. - Поэтому работу нашей комиссии планируется завершить к понедельнику, чтобы к середине следующей недели, к 25 апреля завершить подготовку проекта Конституции к первому чтению, с учетом замечаний и предложений Президента. Считаю, что парламент сможет рассмотреть этот документ и принять его в первом чтении».

Характеризуя основные отличия согласованного проекта от проекта Конституции, разработанного рабочей подкомиссией Конституционной комиссии, Михаил Сирота сказал: «Нам удалось более четко выписать функции и полномочия Кабинета министров. Мы пришли к единому мнению, что Кабмин должен быть высшим органом исполнительной власти. Тогда как Президент - главой государства.

Мы определились, что в дальнейшем необходимо работать над идеей однопалатного парламента. Именно за этот принцип формирования высшего законодательного органа страны выступает около 320 депутатов.

Комиссии также удалось, на мой взгляд, достаточно тщательно выписать систему взаимодействия между исполнительной и законодательной властью; краски влияния Президента на эти структуры». (См. 3-й абзац этой статьи. - Н.И.).

«Я убежден, что и социалисты, и коммунисты в конце концов присоединятся к работе комиссии, - заметил депутат. - Потому что единственный нормальный выход из сложившейся ситуации - согласовать проект новой Конституции и вынести его для принятия Верховным Советом. Так как самый правильный и наиболее «безболезненный» путь принятия Конституции - это принятие ее парламентом». Правда, от прогноза свершится ли рождение нового Основного Закона страны действительно «безболезненно», Михаил Сирота воздержался.