Ключевое слово, определяющее ситуацию в украинских верхах последнее время, - «противостояние». Причем противостояние, так сказать, комплексное, сразу по нескольким «фронтам». Впрочем, ясно, что количество последних сводится, вообще говоря, к двум - экономические реформы и новая Конституция, то бишь реформы политические. Все остальные конфликты в высших эшелонах власти - личностные, идеологические, «позиционные» - так или иначе зависят именно от двух основных, определяющих ситуацию в стране, полей напряжения.
На прошедшей неделе на обеих линиях противостояния имели место очередные попытки ознакомить противоположную сторону со своей точкой зрения. Первую из них предпринял Президент, обратившийся к Верховному Совету устами своего представителя в парламенте Виктора Мусияки. Лейтмотивом президентского обращения стал призыв к ускорению процесса законодательного обеспечения реформ. Президент напомнил депутатам, что из 62 законопроектов, представленных Кабинетом министров в Верховный Совет, к январю 96-го года, на момент написания обращения, было принято окончательно три, еще 11 - рассмотрены в первом или втором чтении. (Правда, Александр Мороз, комментируя выступление Мусияки, привел несколько иные, более благоприятные для парламентариев цифры.) Особо был подчеркнут в обращении факт задержки с принятием государственного бюджета на 96-й, уже текущий год.
Отсутствие законодательной базы лишает исполнительную власть возможности реализовать утвержденную парламентом правительственную программу - именно к такому выводу можно прийти после прослушивания или иного ознакомления с президентским заявлением. В этой связи совершенно логично прозвучал заключительный призыв обращения - о необходимости конструктивного сотрудничества законодательной и исполнительной власти.
Однако Александр Мороз расценил смысл обращения несколько по-иному - как очередную попытку эскалации противостояния между Президентом и Верховным Советом. По мнению главы парламента, нужно «работать вместе, а не искать виновных». При этом он заметил, что разделяет обеспокоенность за ход и содержание реформ.
Тем не менее на данной стадии конфликт по поводу «кто больше делает для реформ» можно считать хоть и хроническим, но не вступившим в период обострения. Надежду на нормальное сотрудничество ветвей власти вселило, в частности, совместное заседание президиумов Верховного Совета и Кабинета министров, состоявшееся в среду.
Второй «фронт» в украинской политике - новая Конституция - напротив, начинает разворачиваться. Смутное предчувствие грандиозных баталий так и носится в воздухе. Все активнее политические противники разбиваются на непримиримые лагери и вербуют себе союзников.
Особенно активно взялась за подготовительную работу перед принятием нового Основного Закона Компартия. С 15 января при поддержке КПУ начался сбор подписей за проведение всеукраинского референдума по основным положениям Конституции. Инициаторы этого мероприятия не сомневаются - до 1 марта 3 миллиона подписей будет в наличии. По мнению коммунистов, народу Украины надо предоставить возможность высказать свою точку зрения по следующим пунктам:
- о целесообразности существования института президентства;
- о государственной символике;
- о статусе языков;
- об отношении к «добровольному союзу народов независимых государств», образовавшихся после распада СССР;
- о сохранении социальных прав, «завоеванных за годы советской власти» (право на труд, жилье, бесплатное образование и медицинское обслуживание).
Сами коммунисты видят будущий Основной Закон страны озаглавленным «Конституция Украинской Советской Социалистической Республики». Об том поведал на заседании парламента в среду член фракции Компартии Владимир Моисеенко. В этот день он ознакомил народных избранников с проектом концепции новой Конституции, подготовленной комиссией ВС по вопросам государственного строительства, деятельности Советов и местного самоуправления. (Для справки - против нижеописываемой концепции проголосовали только два члена данной комиссии - Иван Плющ и представитель депутатской группы «Державність» Роман Безсмертный.)
Итак, какой видит Конституцию страны профильная, как говорят в таких случаях, парламентская комиссия? Первым делом депутаты считают возможным отказаться от президентской формы правления, «чуждой», по словам Моисеенко, «характеру нашего народа». При этом отвергается и понятие «парламент», так как оно «не имеет исторических корней в Украине». Высшим органом государственной, а не только законодательной власти комиссия видит Верховный Совет. Исполнительная власть в этом случае будет представлена Кабинетом министров, сформированным Верховным Советом, ему подотчетным и подконтрольным. Тезис о разделении властей комиссией не принимается во внимание как «придуманный буржуазией, этими жирными котами».
По общему впечатлению, товарищ Моисеенко призвал если не к революции, то к государственному перевороту. По меткому замечанию экс-председателя украинского ВС Ивана Плюща, в данном случае мы имеем дело с феноменом, который еще предстоит изучить, - комиссия по государственному строительству готовится разрушить государство!
Самое интересное, что рабочая группа Конституционной комиссии не собирается учитывать предложения, озвученные депутатом Моисеенко, при подготовке текста Основного Закона. Как сообщил журналистам на пресс-конференции в среду глава рабочей группы Владимир Буткевич, завершена работа над 154 статьями из 159. Перелопачивать все и вся члены группы не считают возможным.
В ближайшие дни проект нового Основного Закона будет представлен Конституционной комиссии, затем вынесен на рассмотрение парламента.
По мнению Буткевича, Конституция будет принята в этом году. Причем Верховным Советом. Иван Плющ в этой связи высказывает некоторые сомнения. Председатель ВС предыдущего созыва считает вероятным созыв Конституционной ассамблеи или вынесение проекта Основного Закона на всеукраинский референдум.
Достаточно достоверный прогноз по этому поводу можно будет сделать после хотя бы беглого просмотра текста проекта Конституции перед его поступлением в Верховный Совет. Хотя почему-то возможность принятия Основного Закона парламентом воспринимается наблюдателями очень скептически. При этом возникает необъяснимое желание предсказывать всяческие политические катаклизмы: обострение противостояния Верховный Совет - Президент и левые - правые депутаты...
Впрочем, может, не так уж это и плохо. Во всяком случае, лидер депутатской группы «Центр» Михаил Сирота по поводу разгорающихся вокруг Конституции страстей заметил: «Чем активней процессы, происходящие в обществе, тем активней мы развиваемся».