UA / RU
Поддержать ZN.ua

Конкурс на директора НАБУ. Риски и шансы двадцатки

На поприще окончательного формирования антикоррупционного блока

Автор: Елена Щербан

16 января Конкурсная комиссия по проведению конкурса на должность директора Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) утвердила список из 22 кандидатов, которые допускаются к следующим этапам конкурса. Фактически с этого момента начинаются ключевые этапы отбора. А также настоящая борьба не только за кресло руководителя НАБУ, но и за чистоту результата самого конкурса. Потому что назначение на должность директора бюро лояльного к власти кандидата может разрушить всю антикоррупционную цепочку НАПК—НАБУ—САПВАКС, которую выстраивали годами в условиях систематического давления и атак политических элит. Только в течение последних месяцев — с включением САП — антикоррупционный блок начал показывать системную работу.

Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) долгие годы была слабым звеном. Сначала, во времена руководства Назара Холодницкого, ее сопровождали многочисленные скандалы, позже у нас вообще не было главного антикоррупционного прокурора, так что и впечатляющих результатов фактически не было. А теперь появился реальный шанс начать реально очищать страну, и драйвером этого процесса, уже под руководством нового директора, должно остаться НАБУ.

Номинально Банковая только наблюдает за тем, что происходит в рамках конкурсного процесса. Но есть информация, что ей не всегда удается держать дистанцию. Некоторые из участников уже получали звонки с предложением представлять интересы ОПУ в ключевом звене антикоррупционного блока. Поэтому не надо думать, что попытки завербовать и вывести своего кандидата в финальную тройку остались позади. Все только начинается.

Но рассмотрим по очереди.

Читайте также: Шмыгаль надеется на завершение конкурса по отбору директора НАБУ к саммиту Украина-ЕС, хотя обеспокоен затягиванием

Какова рамка конкурса?

Итак, именно из уже зафиксированных 22 человек комиссия должна определить тройку лучших, кандидатуры которых представят Кабинету министров. Из трех правительство должно будет выбрать только одну кандидатуру для назначения на должность директора НАБУ на все семь лет.

Принятый более года назад закон и новые правила отбора определили ключевое — конфигурацию Конкурсной комиссии и общую рамку конкурса. Напомню, что комиссия состоит из шести человек, назначенных правительством: это три эксперта, делегированные международными партнерами, и три украинских эксперта.

После многочисленных скандалов и проволочек с конкурсом на руководителя САП в случае с НАБУ в законе предусмотрели преимущества для международных экспертов. Правила гласят, что решение принимается большинством из четырех членов комиссии. При этом обязательна поддержка минимум двух международных экспертов. Если голоса распределяются поровну и решение не принято, закон позволяет принимать решение тремя голосами при условии его поддержки двумя «международниками».

По результатам уже проведенных десяти заседаний комиссии можно отметить, что особых расхождений и баталий между международными и украинскими экспертами нет. При этом главой члены комиссии избрали украинского ученого Николая Кучерявенко. Все это позволяет осторожно предположить, что конкурс может пройти без противостояний, которыми сопровождался отбор руководителя САП. Но главные этапы еще впереди.

Хотя рамка конкурс определена законом, он оставил детали на усмотрение самой комиссии. Но именно комиссия перед конкурсом внесла в правила отбора решение, что большинство кандидатов следует отсеять на этапах анонимного тестирования на знание законодательства и общих способностей.

Такой подход можно критиковать, ведь само по себе тестирование — это далеко не показатель качества кандидата. С другой стороны, результаты предыдущих конкурсов свидетельствуют, что в финал чаще всего выходят именно кандидаты, показывающие высокие результаты на тестах. Поэтому очевидно, что в этом случае именно за счет тестов комиссия решила упростить себе дальнейшую работу и ограничиться на финальных этапах двадцаткой претендентов.

На этапе тестирования не обошлось и без проблем. В частности, некоторые кандидаты заявили о выявленных во время тестирования на знание законодательства ошибках и подали об этом жалобы. Ошибки действительно подтвердились в четырех вопросах. В тех случаях, где вследствие ошибок кандидаты недополучили баллы, комиссия восстановила справедливость. Но в итоге на рейтинг ошибки не повлияли.

Во время тестирования на общие способности в зале присутствовали представители Центра противодействия коррупции (ЦПК) и лично убедились в объективности и анонимности процесса.

Подытоживая, всего на конкурс подались 78 человек. После тестов на знание законодательства осталось 50, а после тестов на общие способности — 22 человека, поскольку четыре кандидата набрали одинаково, по 209 баллов.

Список кандидатов на должность директора НАБУ. Источник: Telegram-канал комиссии

Читайте также: Конкурс на директора НАБУ: Список первых недобродельных кандидатов

Кто именно оказался в шорт-листе кандидатов?

Очень известных фамилий и публичных личностей в перечне кандидатов фактически нет.

Сотрудники бюро, очевидно, были наиболее мотивированы подаваться на этот конкурс. Секрет такой мотивации в том, что для них это способ сберечь внутреннюю культуру, ценности и независимость. Ведь сегодня НАБУ и САП остаются единственными белыми воронами в симбиозе украинской правоохранительной системы. Единственными институтами, которые сохранили независимость от власти, в частности благодаря беспрецедентной поддержке международных партнеров.

В целом 12 из 22 кандидатов связаны с бюро. Десять — это нынешние сотрудники НАБУ. Еще двое работали в бюро до полномасштабного вторжения.

Например, второй в рейтинге Руслан Габриелян раньше работал в НАБУ, но с началом вторжения мобилизовался в ряды Вооруженных сил Украины и уже во время службы в ВСУ выиграл конкурс на должность прокурора САП.

Еще один из кандидатов — Сергей Наумюк — был руководителем одного из подразделений НАБУ. Однако в этом году мобилизовался в ряды Службы безопасности Украины, где работал до того.

Среди этих 22 кандидатов есть и вызывающие серьезные сомнения. Перед прохождением тестирования ЦПК уже писал о лицах, к которым есть больше всего вопросов. Следует отметить, что двое из них все-таки прошли в финальный список.

Первый из них — Виталий Власюк, заместитель главы Киевской областной военной администрации, а в прошлом адвокат. В частности, он защищал в ОАСК компанию «Алтаюр», в отношении которой в НАБУ до сих пор ведется расследование. Тем временем его брат, Владислав Власюк, сейчас является советником офиса президента, работает в рамках санкционной группы Ермака—Макфола.

Другой сомнительный кандидат — Семен Кривонос, руководитель Государственной инспекции архитектуры и градостроительства. В 2016 году он стал победителем конкурса на руководителя Одесского территориального центра НАБУ. Но быстро отказался от должности, когда журналисты Слідство.Інфо обнаружили, что его материальное положение не отвечает доходам. В частности Кривонос не задекларировал квартиру в Киеве стоимостью 3 млн грн, быстро переписав ее на мать.

Лидером рейтинга сейчас является Руслан Кравченко, руководитель Бучанской прокуратуры. Следует отметить, что раньше Кравченко работал в военной прокуратуре периода руководства скандального военного прокурора Анатолия Матиоса. Нужно вспомнить, что именно Матиос стоял за рядом атак на НАБУ во время пребывания на должности. В 2019–2020 годах Кравченко подавался на должность прокурора САП, однако его не отобрали.

Заметной фигурой среди кандидатов является также Юрий Белоусов, который сейчас возглавляет департамент войны Офиса генпрокурора и ответственен за организацию расследований военных преступлений россиян в Украине. До назначения кандидат был исполнительным директором Экспертного центра по правам человека.

Что дальше?

В ходе следующего этапа все 22 кандидата должны выполнить практическое задание. Оно состоит из двух блоков: 1) проверка, как кандидаты владеют практическими профессиональными умениями и навыками, и 2) проверка наличия у кандидатов организационных и лидерских качеств.

Одновременно каждого из кандидатов будут тщательно анализировать как комиссия, так и представители гражданского общества. Все желающие уже могут присылать комиссии материалы о кандидатах на электронный адрес sc.nabu@gmail.com.

Если кандидаты не смогут четко ответить на вопросы комиссии и граждан письменно, с ними проведут собеседование на доброчестность. Но самый важный показатель доброчестностиналичие поданной кандидатом декларации об имущественном состоянии. Ведь даже если парламент приостановил декларирование, представить себе директора НАБУ без поданной декларации просто невозможно.

После оценки доброчестности из конкурса должны выпасть все, по поводу кого есть сомнения. А оставшиеся пройдут уже другое собеседование — о профессиональной компетентности. Именно после этого этапа комиссия должна выбрать тройку, которую и подадут на утверждение правительству.

Все эти процедуры заберут как минимум полтора-два месяца. Поэтому выполнить желание Дениса Шмыгаля — подать финальную тройку до конца января — просто нереально. Шмыгаль уже не впервые критикует комиссию за медленную работу. Но вся эта игра просто попытка отвлечь внимание от того, что именно правительство более полугода блокировало начало конкурса.

Очевидно, власть надеется получить в финальной тройке хоть кого-то, с кем можно будет договориться. Но есть надежда, что комиссия не предоставит ей такой шанс и внутреннее сито конкурса окажется более сильным, чем попытки Банковой провести или завербовать своего кандидата.

Сейчас же выглядит так, что представитель НАБУ сможет получить должность, только если в финальную тройку войдут сами сотрудники бюро. Мы в Центре противодействия коррупции ожидаем, что в финальной тройке будут исключительно независимые кандидаты и те, кто уже показал результаты в расследовании топ-коррупции.

Сохранение и усиление независимости НАБУ в это сложное для Украины время нельзя недооценивать. Именно уверенность в независимости антикоррупционных органов, их институциональная состоятельность являются и будут ключевым гарантом доверия к Украине западных партнеров, без помощи которых нам не победить в этой войне.

Больше статей Елены Щербан читайте по ссылке.