UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОМУ — ВОЙНА? КОМУ — МАТЬ РОДНА?

КОМУ - ВОЙНА?Кому - мать родна? «Спокойствие так давно копилось, что оно, словно безобидный воздух, нагнетенный в стальной баллон, уже стало взрывчаткой» Владимир Тендряков Кто первым сказал: «Это - война» - я не знаю...

Автор: Юлия Мостовая

КОМУ - ВОЙНА?Кому - мать родна?

«Спокойствие так давно копилось, что оно, словно безобидный воздух, нагнетенный в стальной баллон, уже стало взрывчаткой»

Владимир Тендряков

Кто первым сказал: «Это - война» - я не знаю. Известно лишь то, что это определение нынешних отношений премьера и Президента стало все чаще встречаться в кулуарных беседах в штаб-квартирах не только исполнительной, но и законодательной власти. Заметались бизнесмены, занервничали послы, выжидательную позицию заняли главы областей, заторопились с визитами на Банковскую и Грушевского лидеры партий, поплевали на ладони журналисты... Словом, в стране стартовала невыношенная, невызревшая президентская избирательная кампания. И самое любопытное, что первые «агитационные» шаги сделали не потенциальные претенденты, а те, кому, по идее, еще три с половиной года можно было бы спокойно править страной. Зачем? В качестве пояснительной аналогии мне на память приходит эпизод из фильма «А зори здесь тихие». Галя Четвертак погибла так: немцы были в двух шагах и прошли бы, не заметив ее, если бы она не закричала и не бросилась бежать. Нервы не выдержали...

О том, что Евгений Марчук может стать (подчеркиваю - может, а не станет) третьим президентом Украины, год назад начали писать московские журналисты. Спустя полгода к такому выводу пришли и в Украине. Об этом заговорили коллеги, депутаты, бизнесмены и даже Владимир Кулеба посвятил этой теме статью в «Огоньке». То есть, основной претендент вырисовался, и это стало ясно почти всем. Что же в этой ситуации должен был делать нынешний Президент, и не столько он, сколько его команда? Наверное, было бы логично заключить договор «о ненападении» сроком до 1999 года. Именно по истечении конституционного срока правления эстафетная палочка была бы передана демократически-торжественно, страна бы порадовалась совместным успехам первых двух лиц исполнительной власти, а команду Леонида Кучмы не накрыло бы откатной волной. (Последнее условие далеко не второстепенно, ибо в окружении Президента могут найтись люди, которым терять нечего, а приобрести они могут только цепи.) И все было бы хорошо. Президент посещал бы экзотические страны, встречался с лидерами регионов, вершил приватизацию и побеждал парламент. Премьер бы договаривался с Россией о газе и нефти, укрощал шахтеров и успешно руководил сформированным Президентом Кабмином. И, похоже, Президент был готов к такому варианту. Но, наряду со множеством достоинств, Леонид Кучма имеет два относительных недостатка: Президент чрезвычайно мнителен и внушаем. Нашлись в его ближайшем окружении люди, которые смогли убедить главу государства в том, что Марчук опасен. И тогда Кучма сказал широко известную в узких кругах фразу: «Мне не нужно, чтобы на этом посту человек занимался играми. Если я почувствую, что это началось, то на этом посту будет другой человек». Эту фразу Леонид Данилович повторил дважды: на встрече с фракцией коммунистов и в интервью «Зеркалу недели». Я совершила должностное преступление и вычеркнула ее из текста диктофонной расшифровки: уж очень не хотелось подливать масла в огонь, не хотелось «войны»...

Марчук и команда

«Новое поколение выбирает... «Миргородскую»

Лариса Ившина, пресс-секретарь премьер-министра

Кандидатом в депутаты по Миргородскому избирательному округу премьер-министр Украины был зарегистрирован с третьей попытки. Дважды документы возвращались, как неверно оформленные. Незадолго до 10 декабря - дня голосования - губернатора Полтавской области поставили в известность о проведении внеплановой хозяйственно-экономической проверки некоторых районов области, в том числе и Миргородского. О том, кто эту проверку инициировал, можно только догадываться, как, впрочем, и о том, кто водил рукой вице-премьера Василия Дурдинца, подписавшего примерно в то же время распоряжение о проверке работы полтавского управления СБУ. Так или иначе, а кандидат в депутаты Е.Марчук остался без поддержки местного руководства и коллег из родного ведомства. Посетившие Миргород во время предвыборной кампании утверждают, что 10 машин с киевскими номерами день за днем курсировали по району и на стихийно собранных митингах рассказывали избирателям о киевских «подвигах» Марчука. Но антимарчуковская агитация велась, видимо, не убедительно, ибо 83,7% избирателей отдали голоса за премьера. Наблюдателей в округе было чуть меньше, чем голосующих. Премьера контролировали все, кому не лень, от представителей посольства США до представителей УНСО. В связи с этим, надо полагать, проблем с признанием полномочий депутата Марчука не будет.

Как и полагается, решение премьера баллотироваться имело официальное и неофициальное пояснения. Первое сводилось к необходимости укрепления смычки и взаимопонимания между Кабмином и парламентом, а также актуальности создания в ВС проправительственного блока из фракций, поддержавших программу правительства. Второе заключалось в необходимости подготовки запасного аэродрома, вернее, трибуны. Не знаю, воспользуется ли Евгений Марчук перспективами, открывшимися после победы в Миргороде, но одно уже сегодня ясно: столь внушительная победа - весомый плюс к имиджу премьера - раз, а также доказательство боеспособности команды Марчука, которая, кстати говоря, не сформирована окончательно.

Вдохновленный доверием избирателей Евгений Марчук сделал заявление, которое многие в администрации Президента, да и за ее пределами, расценили как вызов. В общем-то можно согласиться с тем, что время для подобного заявления было выбрано не лучшее - в контексте с победой в округе оно лишь добавило на рану соли. Но что касается его содержания, то в актуальности ему не откажешь.

Заявление

Новое - это хорошо забытое старое

(не помню, кто сказал)

Недовольство работой Кабмина Леонид Кучма выразил впервые в интервью агентству «Интерфакс-Украина». Стоит, наверное, оглянуться вокруг себя для того, чтобы понять, что Президент прав - жить мы лучше не стали. По всей видимости, понимает это и премьер. Понимает он также и то, что от него давно ждут радикальных действий по преобразованию структуры правительства. Более того, ясно Марчуку и то, что любая попытка расшевелить этот улей породит массу влиятельных недовольных лиц, которые побегут жаловаться куда? - к Президенту, который что? - правильно, согласно Конституционному договору может отправить премьера в отставку одним своим указом.

Тем не менее, кое-что в направлении упорядочения работы Кабинета Марчук уже предпринял. В частности, многие газеты и телеканалы в репортажах с заседания правительства отметили, что «премьер и сам критикует правительство». При этом, правда, мало кто заметил, что Марчук не столько критикует, сколько обозначает ответственных за выполнение того или иного раздела программы действий правительства. Особо им подчеркивалось, что невыполнение будет караться высшей мерой - отставкой министра или председателя комитета. Не исключено, правда, что с последующим переходом в статус советника Президента. История примеры знает.

Более того, на недавнем президиуме были окончательно очерчены зоны ответственности каждого из вице-премьеров. Для окончательной расчистки игрового поля осталась одна малость: разделить полномочия между Кабинетом министров и администрацией Президента. О чем и сообщил Марчук в своем знаменитом заявлении.

Надо сказать, что проблема раздела полномочий между этими структурами - не нова. Вопрос этот поднимал и Леонид Кучма в бытность премьером. Правда, тогда Леонид Кравчук так и не проявил отзывчивости. Возможно, второй Президент Украины окажется внимательнее, ибо знает проблему с обеих сторон.

Вместе с тем, утрясание механизма появления на свет нормальных грамотных, непротиворечивых документов связано не только с разграничением полномочий между двумя «заводами» по их производству. Это вопрос тактики. Вопрос же стратегии заключается в определении роли премьер-министра будущей Конституцией Украины. Именно этот вопрос премьер и поднял в заявлении, подчеркнув затем в интервью, что координатор действий правительства не может именоваться премьером, поскольку правовое наполнение не соответствует самому слову, не говоря уже о сути.

Великий поэт говорил: «Не делайте под Маяковского, а делайте под себя». Именно под нынешних трех основных игроков и сотворен был президентский проект Конституции. По части прав львиная доля отходит президенту, малая - парламенту, никакая - премьеру. Ответственность - почти обратно пропорциональна. Пожалуй, в 93-м году Леонид Данилович, ознакомившись с таким проектом, пришел бы в ужас от отсутствия у премьера дополнительных и чрезвычайных полномочий и в очередной раз подал бы в отставку. Марчук в отставку не подал. Он сделал более верный шаг: выразив недовольство статусом «премьера-координатора» в новой Конституции, он в «конституционном поединке» фактически оказался по одну сторону баррикад с парламентом. Этот факт без сомнения поднимет его рейтинг у законодателей, и без того весьма лояльно настроенных к премьеру.

А Конституция - это не шутки. И не только сама по себе, но и процесс ее принятия. Многие аналитики как в Украине, так и за ее пределами убеждены: если Президент не пойдет на компромисс с парламентом, то досрочные выборы как ВС, так и Президента состоятся уже в следующем году. Сможет ли Леонид Данилович сменить в отношении к парламенту тактику кнута на тактику пряника? Это было бы разумно, но произойдет вряд ли, поскольку уж слишком много личностного вкладывает Президент в отношения с законодателями, и в особенности с их левым крылом...

Зная горячность Президента, надо думать, будет несложно подтолкнуть его к очередному обращению к народу с заявлением о «невозможности работать с этим парламентом». А Верховному Совету, подобно Фоксу, «одному за всех тянуть скушно». Вот и поможет кто-нибудь левым и шахтерам довести до конца сбор трех миллионов подписей за отставку Президента. Процесс-то, говорят, уже пошел...

Варианты

«Схаменіться, будьте люди, бо лихо вам буде!»

(Т.Г.Шевченко)

Да, господа, вы будете смеяться, но, как это ни странно, что бы в сложившейся ситуации ни предпринял Президент - все пойдет на пользу Марчуку.

Предположим, что ближайшее окружение, проследовавшее с Президентом в туманный Альбион, укрепило Леонида Кучму в мысли расстаться с премьером. Допустим, указ подписан. Конечно, можно предположить, что Президент возьмет на себя руководство правительством. Но я бы этого даже предполагать не стала. Значит, Кабмин возглавит первый вице-премьер Павел Лазаренко. Но вот незадача - Лазаренко тоже депутат, и захочет ли Павел Иванович сложить с себя депутатские полномочия вместе со статусом депутатской неприкосновенности - большой вопрос. В то же время Евгений Марчук в глазах народа Украины будет выглядеть «битым», за которого, как известно, двух небитых дают. Президенту лично известно, как позитивно на рейтингах опальных премьеров сказывается конфликт с главой государства.

Многие считают, что депутат Марчук, освободив кресло премьера, попытается занять кресло спикера. По идее, сделать это будет не так сложно. По двум причинам. Во-первых, сегодня положение Александра Мороза шатко, как никогда. Им не довольны левые. Но это было бы еще полбеды, однако блестящего (я не боюсь этого слова) политика день ото дня успешно гробит неквалифицированная команда. Складывается впечатление, что не команда работает на Мороза, а наоборот. Драма Мороза в том, что из «советских» левых он уже вырос, а партию «европейских» левых создавать не с кем. Поэтому, при желании, Марчук без особых сложностей сел бы в кресло спикера. Тем более - а это вторая причина, - что президентское большинство в парламенте после проведения определенной работы сможет стать «экс-премьерским». Думаю, аргументы для убеждения депутатов у Марчука найдутся. Что последует за этим - оппозиция, досрочные перевыборы или импичмент - не принципиально. Впрочем, всего этого можно добиться и без кресла спикера. При желании, конечно.

Более реальным представляется вариант вялотекущей конфронтации на фоне ожидания социального взрыва. Можно даже предположить, где он произойдет - в Крыму или Донбассе. Но крымский фактор скорее всего станет цементирующим и консолидирующим моментом в отношениях премьера и Президента, поскольку тут впрямую речь о целостности страны. Донецкий «мятеж» более вероятен, тем более, что указом Президента ответственность за настроения шахтеров возложена «лично на премьер-министра». Кое-что, правда, в этом случае будет зависеть от позиции Владимира Щербаня: захочет ли он играть на стороне Президента, в чьей команде состоит его основной конкурент на рынках Восточной Украины - Павел Лазаренко? Вопрос, ответ на который можно было бы дать легко, если бы была уверенность в том, что донецкий губернатор не захочет сыграть самостоятельно в президентской рулетке на будущих выборах. Но тогда он, как и Крым, станет опасен для обоих, и управа будет найдена. Что опять-таки послужит консолидирующим фактором.

И, наконец, третий вариант, допускающий представление о том, что не все в команде Президента (я имею в виду особо приближенных) утратили чувство самосохранения. И Дмитрия Табачника и Владимира Горбулина, по идее, должен был насторожить предполагаемый уход из администрации Президента первого помощника Александра Разумкова, советника по экономическим реформам Анатолия Гальчинского и советника по политическим вопросам Дмитрия Выдрина. Подобный шаг, который, не исключено, будет сделан на днях - это не побег с тонущего корабля (корабль еще крепок - будь здоров!), это результат политики, проводимой тем самым ближайшим окружением Президента. В результате политики «выдавливания» могут уйти те, кто создавал публичное лицо главы государства, кто был с Леонидом Кучмой с первого дня, те, кто до последнего дня своего пребывания в стенах президентского дворца пытались противостоять рождению фразы «Это - война»... С кем останется Президент? Конечно же, силу своего войска оценивать ему самому. Но, быть может, теперь кто-нибудь если не из чувства патриотизма и переживаний за страну, то хотя бы из чувства самосохранения заполнит образовавшийся вследствие раскола команды вакуум «здравого смысла»? Может, кто-нибудь проникнется пониманием того, что разрастанием конфликта Кучма - Марчук поспешат воспользоваться внутри страны - левые, во вне - уж точно ясно - кто! Забудем об инвестициях и кредитах, международном имидже, политическом авторитете. Зато вспомним о томах компромата, накопленного обеими сторонами подобно тому, как СССР и США копили ядерное оружие: одни навыпускали ракет столько, что могли 14 раз земной шар уничтожить, другие 13... Хватило бы и одного...

10 декабря на избирательном участке Президент Украины Леонид Кучма заявил: «Мне уже столько лет, что я ничего не боюсь». А я - боюсь. И не потому, что я значительно моложе, а потому, что знаю: это мое чувство разделяют еще очень много людей. Примерно 52 миллиона. Именно те 52 миллиона, которые доверили свои жизни, благополучие и покой 25 июня 1994 года второму Президенту Украины. Эти люди не хотят знать, кто сказал - «Это - война». Они хотят, чтобы ее не было.

P.S. Когда материал был уже закончен, информагентства из Лондона передали заявление главы администрации Президента Дмитрия Табачника: «Я считаю, невозможно совмещать обязанности народного депутата и премьер-министра. К тому же, это противоречит Конституционному договору. Как будут дальше разворачиваться события - пока сказать не могу». Но мнение главы администрации - это еще не все. Или уже все?..