Активную фазу битвы за Мариупольский меткомбинат им. Ильича ждали так долго, что она, кажется, всех застала врасплох.
Вдобавок вместо ожидавшихся мощных структур Рината Ахметова и Игоря Коломойского, давно и хищно поглядывавших на завод, в трофей вцепилась стайка невнятных кипрских офшорок, возглавляемых экс-руководителями структур Вадима Новинского и Олега Дерипаски.
А за их спинами комбинат обнаружил… фигуру сильно исхудавшего Михаила Бродского.
Комбинат находится в состоянии «дунешь — упадет». То, что «ильичевско-бойковский социализм» трещит по всем швам, было ясно еще до кризиса. Завод оброс кучей непрофильных структур, а численность персонала с аграрными цехами превысила 90 тыс. чел. Даже на самом заводе их сейчас 47 тыс., что втрое больше, чем на соседней и выплавляющей сейчас больше металла «Азовстали».
В результате на заводе, даже после прошлогодних сокращений, осталось немало людей, для которых попросту нет работы. На фоне крайне проблемного положения с заказами нет и денег на нормальную зарплату.
Как раз накануне атаки руководство все же собралось с духом и впервые сказало о том, что вечно это длиться не будет и что «планируется оставить в штате предприятия менее 20 тыс. чел… остальных коснется реорганизация».
Сейчас это заявление срочно объявлено «ерундой», но что делать с ним, никто не знает. Проблему придется решать при любом руководстве и при любом развитии событий. В то же время массовое увольнение работников завода меньше всех нужно городу. Потребуется переходный период, и чем он будет дольше, тем лучше.
Впрочем, очень похоже, что эту проблему придется решать уже новому руководству. Завод, с высокой степенью вероятности, таки продали.
В среду, 26 мая, состоялась пресс-конференция представителей двух ранее никому не известных офшорок. Их руководители уже известны в узких кругах — это Борис Подольский (отличился в борьбе за Херсонский морпорт, сейчас представлял кипрскую Formigos Holdings Ltd) и Илья Горн (представитель Revain Ltd, в свое время уже сражался за Черноморский судостроительный завод). С директорского поста его в прошлом году убрали с легким скандалом.
Журналистам озвучили следующую версию. Обе компании представляют «крупную российскую финансово-промышленную группу, купившую предприятие у председателя правления ММК Владимира Бойко». Какую именно группу — не уточнили, но пообещали сказать через пару-тройку недель. По версии господина Подольского, «год назад (российская) компания, которую мы представляем, купила 100% акций «Ильич-стали», которая, в свою очередь, владеет 90,4% комбината… В договоренностях между продавцом и покупателем был заложен год на неразглашение сделки».
Причину своего появления перед прессой представители избрали крайне человеколюбивую — «появилась информация о планах руководства ММК им. Ильича провести сокращение трудового коллектива до 30 тыс. человек».
Вторая более приземленная и, видимо, основная — «поведение Владимира Семеновича как продавца акций комбината некорректно. Им не в полном объеме выполнены процедуры, связанные с корпоративными правами. Нам не была предоставлена возможность участвовать в управленческом процессе на предприятии. В этой связи мы и приняли решение объявить себя как покупателя, чтобы в дальнейшем совершить в правовом поле те действия, которые будут направлены на непосредственное руководство комбината». Сами действия не были уточнены.
Впрочем, уже известно, что есть решение Комсомольского районного суда г. Херсона и Херсонского же апелляционного о допуске г-на Горна к руководству ключевым акционером меткомбината — ЗАО «Ильич-сталь».
Коллективу самого ММК щедро пообещали пряник — «корпорация, которую мы представляем, имеет значительные ресурсы для решения любых вопросов. Она достаточно социально ориентирована и понимает, что все обязательства перед трудовым коллективом, вне зависимости от того, кем они давались, должны быть выполнены».
Пряники пообещали и «сознательной» части топ-менеджмента: «Знаем, что на предприятии есть несколько десятков опытных менеджеров и надеемся сотрудничать с ними без всяких проблем».
Реакция самого комбината оказалась на грани паники: автоматчики у проходной и героическая ночевка части руководства по цехам показали, что все очень серьезно.
Первичную позицию озвучил г-н Бойко, сказав, что «атака на предприятие идет уже больше года, и мы даже собрание акционеров не можем провести».
Это правда. Еще 12 мая 2009-го один из судов внезапно принял постановление, запретив операции с 3,5 млрд. акций комбината. В результате этого и последующего запретов подвисает статус руководства комбината — срок их пятилетнего контракта уже истек.
Относительно факта продажи многолетний директор комбината категорически заявил, что он «не продавал 100% акций ЗАО «Ильич-сталь». И если бы захотел это сделать, то не смог бы, поскольку собственниками предприятия являются 37 тысяч наших сотрудников».
Откровенно говоря, это уже не совсем правда. Или не вся.
Согласно отчетам, ЗАО «Ильич-сталь» очень оригинально устроено и состоит из двух субъектов: первый — «Организация арендаторов ММК им. Ильича» и второй... само ЗАО «Ильич-сталь».
При этом такой юридической формы, как «организация арендаторов», в законодательстве уже давно нет, это затянувшийся пережиток 90-х годов. Правовой статус этой организации более чем сомнителен, но это судьбы десятков тысяч людей... Наличие самого себя в качестве акционера — тоже вещь интересная, но тут воспользовались лазейкой — предприятию разрешено в течение года держать на балансе свои акции. Потом их быстро перепродают-покупают у той же организации арендаторов, так что в итоге можно продержаться еще год. Этим, собственно, постоянно и занимались на комбинате с 2004 года.
Суммарно крупные пакеты акций купили-продали более 20 раз. Однако при всех этих продажах была очевидна следующая тенденция: доля организации арендаторов (т.е. сотрудников комбината) постепенно падала, а вот доля ЗАО «Ильич-сталь» с каждым разом непрерывно росла. Если на конец 2004 года организации арендаторов принадлежало 87,5% акций, то через пять лет уже 49,5%. Все остальное без особого шума перекочевало к самому ЗАО «Ильич-сталь».
Так что продать его контрольный пакет можно было легко и непринужденно. Что, собственно говоря, и было заявлено… самим ЗАО «Ильич-сталь».
23 февраля прошлого года ЗАО заявило, что в апреле выкупит у акционеров 133,6 млн. акций, или 55,76% уставного капитала компании. Причем акции выкупались «с целью их дальнейшей перепродажи».
Тогда все считали, что продолжается скупка в пользу укрепления группы Владимира Бойко. Но, похоже, все оказалось серьезнее. Появилась информация, что на этот раз речь шла не об очередной, кажется, 23-й по счету перепродаже, а реальной продаже пакета.
Ситуация в начале 2009 года была очень тяжелой — кризис. Стоимость акции комбината упала по сравнению с пиковыми значениями почти в десять раз, и соблазн выйти из бизнеса, очень похоже, таки перевесил. Тогда и появился протокол от 4 апреля 2009-го об организации продажи всех 100% акций ЗАО. В пользу этой версии говорит и невнятное заявление в четверг о состоявшемся захвате регистратора. При этом сам регистратор заявление не поддержал. Все это случилось в четверг.
А в пятницу позиция комбината развернулась на 180 градусов. Появилось сообщение пресс-службы, что «недобросовестный брокер, располагавший формальной доверенностью, в период «подготовки правлением комбината персонификации акций и их переоформления внутри организации арендаторов, тайно оформил сделку по купле-продаже акций ОАО «ММК им. Ильича».
Однако тут возникает серия вопросов. Сделка по продаже комбината была совершена уже год назад. Она попала в отчет Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, не вызвав никакой реакции. Более того, руководство «Ильича» было готово «биться до потери пульса, поднимать людей», жаловаться президенту Украины, премьеру, председателю Верховной Рады, в Генпрокуратуру и СБУ, но только не непосредственному начальству упомянутого брокера. По факту, это молчаливое признание подлинности документов о продаже.
Собственно, достоверность бумаг о продаже акций подтвердила и публичная перепалка с главой Госкомпредпринимательства Михаилом Бродским, который заявил о подлинности предъявленных бумаг и посоветовал Владимиру Бойко «идти в суд и доказывать, что он не узнает свою подпись под документами о продаже «Ильич-стали». Тем более что в распоряжении «ЗН» имеются документы, где Владимир Бойко и глава профкома лично разрешают продавать 100% акций ЗАО.
По данным газеты «Экономические известия», еще до встречи с журналистами «руссо-киприотов» 25 мая в Мариуполе произошла государственная регистрация «нового устава ЗАО «Ильич-сталь» в редакции от 28 апреля 2009 г.» Согласно ему директором предприятия является уже упомянутый Илья Горн.
По нашим данным, скандал на меткомбинате стал неожиданностью для ключевых фигур в правительстве. Однако пыл остудили либо документы, либо ЦУ свыше. В итоге встреча В.Бойко с Н.Азаровым не дала результата.
В том, что завод был продан, сомнений практически не осталось. Вопрос в другом — сделку совершил Бойко за спиной коллектива, считающего завод своим, или за спиной Бойко его ближайшие топ-менеджеры, сговорившись с покупателями и подсунув ему на подпись фатальные документы с «чужими» офшорками?
В общем, на рынке стали прикидывать, сколько все это могло стоить.
Пока была засвечена только сумма в 239 млн. грн., т.е. строго по номиналу акций ЗАО «Ильич-сталь» Именно ее пытались прогнать через государственный российский Внешторгбанк четыре офшорные компании как оплату по договору купли-продажи ценных бумаг от 27 апреля 2009 год на счет комбината, и именно эти деньги комбинат пока сразу же «отфутболил» назад. Однако реальная сумма наверняка намного больше.
Даже на самом дне падения стоимости акций комбинат стоил порядка 400 млн. долл. Если же принять стандартные методики расчета стоимости таких сделок, то речь идет примерно о миллиарде долларов. Примерно во столько он оценивается рынком и сейчас.
Впрочем, самих рабочих больше интересует другое: что произошло с их акциями? «Трудно не согласиться с М.Бродским, который заявил, что в случае продажи произошло «фактическое лишение акционерных прав трудового коллектива». Организация арендаторов по существующему законодательству — вещь юридически не существующая. Правда, на пресс-конференции Борис Подольский пообещал: «Проанализировав ситуацию, связанную с выплатами, обещанными работникам комбината за акции в зависимости от трудового участия, можем говорить о том, что суммы этих выплат могли бы достигнуть 10 тыс. долл. на одного рабочего». Минусом является то, что обещание пока не сильно кого-то обязывает, так как его дает представитель операционной компании-однодневки от имени безымянного собственника. Как минимум, хотелось бы чего-то более-менее реального.
Первый раунд борьбы за ММК Владимир Бойко явно проиграл, пусть пока «по очкам». К концу недели все, что отрицали в ее начале, комбинат признал. Не самый обнадеживающий итог для менеджмента.
Заодно конфликт показал и новую расстановку сил в металлургии — на рынок начали массово заходить российские компании при поддержке российских же госбанков. Де-факто россияне скупили или уверенно скупают все металлургические предприятия, не имеющие собственной сырьевой базы.
Началось с покупки заводов «Евразом», следующей стала продажа пакета акций ИСД (по неофициальной информации, ее оплатил российский государственный Внешэкономбанк), сейчас россияне участвуют в сделке по комбинату Ильича.
На этой неделе появилась информация о покупке акций «Запорожстали», где всех плечами самбиста растолкала группа, возглавляемая все тем же Внешэкономбанком. При этом отодвинули украинских олигархов от металлургии. Откровенно говоря, результат неожиданный и сильно влияющий на будущую расстановку сил… Впрочем, похоже, основные сюрпризы еще впереди.