Горят огни... Под их теплым ореолом блестят шлемы молодых воинов, защищающих стены своего города. На них движется страшный враг, настойчиво пытающийся смести утомленных, но непокоренных защитников.
У врага значительно больше сил. Он лучше вооружен. Он уже доказал, что способен на любые зверства. На его руках - несмытая кровь невинных.
У каждого рыцаря-защитника в груди неудержимо стучит сердце от гнева за истерзанных... и тревоги перед боем. Каждый сознает: отступать не смеет. За стенами - матери, жены, сестры, дети. А черная тьма надвигается, стремится накрыть, проглотить Город.
Начинают падать стены... Кажется: эта битва обречена.
Но вдруг с противоположной горы, из-за спины св. Архистратига Михаила, над грохотом боя прокатились эхом непривычные для ночи звуки. Колокола! В церкви бьют в колокола! Эти пронзительные ритмичные удары звучат в ночном небе, поднимают тревогу, зовут к бою...
Так можно было описать события, происходившие на стенах Константинополя в 1422 г., когда огромное турецкое войско пыталось ворваться в город, "в котором поселился Бог"1.
И так было в Киеве на Майдане 11 декабря 2013 г.
…Не удивляйтесь. Движения Истории, как и струи жизни Народа, и колебания сознания Человека, имеют упрямую склонность повторяться.
Очевидцем осады Константинополя в 1422 г. был историк Иван Кананос. Его исторические рассказы насыщены религиозным пылом. Собственно, Кананос пишет, что в решающий момент битвы, когда, казалось бы, обессиленные защитники города уже не могли удерживать огромное нашествие турецких войск, зазвонили колокола и подняли город, появился чудотворный образ Феотокос - Богородицы, Матери Божьей. Это наполнило византийских воинов чрезвычайным воодушевлением. Атаку удалось отразить2.
Такой же была эта декабрьская ночь в Киеве. Колокола Михайловского собора подхватили мольбы Майдана: "Киев, вставай!" Колокола поднимали город, звали людей на Майдан, а над помаранчевыми шлемами защитников Майдана в морозном тумане поднялся крест.
А колокола звонили и звонили... Майдан молился, просил о помощи. И Киев услышал! На Майдан пошли люди - сотнями, тысячами. На пылающих гневом лицах киевлян не было страха. Они знали, что не отдадут Майдан "черным шлемам".
Позже, под утро, "обескрыленные" беркутовцы отступили3. И колокола св. Михаила стихли... Майдан выстоял.
Испокон веков происходит титаническая борьба между силами света и силами тьмы, между Правдой... и ложью. Современный Майдан добавил свежие страницы в эту историческую драму, в эту могущественную Легенду. Украинская нация возрождается...
Неслучайно покровителем Киева, как когда-то в старой Византии, является св. Архистратиг Михаил, ведущий, как сказано в Святом Писании, "ежечасную войну против порока и нечисти"4. Мы знаем из истории, что уже в 1453 г. Константинополь пал от очередного нашествия мусульманских войск. Тогда силы Византии были полностью истощены, в частности внутренним раздором. Им не удалось удержать город. Были опустошены святейшие места. Софийский собор, монастырь Пантократора турки-османы превратили в мечети. Архангел Михаил покинул Константинополь.
Возможно, это случилось потому, что в течение многих десятилетий руководители Византии велели вкладывать ресурсы империи в собственное обогащение, а не в настоятельные нужды своих покровителей, своего войска.
А может (если сознательно придерживаться лиричности этого рассказа), мы, украинцы, позволим себе думать, что св. Архистратиг Михаил переселился из Византии в Киев, чтобы на Майдане продолжить свою праведную войну...
Сегодня, уже в который раз, внимание всего мира приковано к центральной площади нашей страны - Майдану. Украинская власть сознает, что свои действия она должна прикрывать некой ширмой легитимности. И прежде чем запустить "черные шлемы" "Беркута" на мирных протестующих, она посылает на Майдан судебного исполнителя, под покровом ночи стыдливо зачитывающего решение суда с требованием освободить Майдан.
Власти нужна видимость законности. Заводятся десятки уголовных дел. А "закормленные" кровью невиновных "черные шлемы" остаются неприкосновенны...
Когда-то, во второй половине XVIII в., на берегах будущей Америки Британская империя также пыталась узаконить свою репрессивную колониальную политику, опираясь на нормы своего права, чтобы подавить повстанцев. Тогда в штате Массачусетс появился новый флаг, символизировавший видение американских повстанцев. Знамя венчали слова "Апеллировать к Богу" (An Appeal to God). В этом лозунге был сконцентрирован один из важнейших тезисов известного английского политического философа Джона Локка. В своих произведениях Локк доказывал, что когда власть не выполняет своих прямых обязанностей, превращается в тиранию, используя имеющиеся законы, жонглируя ими, чтобы закрепить свое господствующее положение, народ может лишь "обратиться к небесам" и начать сопротивление против такой тирании всеми возможными средствами. Потом - пусть рассудит Бог.
Каждый закон, каждая норма права, в том числе Основной закон, имеет свой первичный источник - наше общее, элементарное ощущение справедливости. Это ощущение присуще каждому человеку, созданному, как мы знаем из Святого Писания, по подобию Бога. Собственно, богоподобие Человека, хотя бы в определенной степени, заключается в нашей естественной способности познавать то, что справедливо, и сочувствовать обиженным (с древнегреческого - "страдать вместе").
Когда законы фальшиво исполняются ради неправедной цели, когда при этом явно нарушается наше общее элементарное понимание справедливости, когда правовые нормы применяются выборочно ради сохранения тех, кто у власти, - такие законы теряют свое действие. Власть, применяющая их такими коварными методами, нарушая аксиому Справедливости, теряет свою легитимность. Народу остается единственная альтернатива - апеллировать к Богу.
Ночные колокола архангела Михаила, звучавшие над Майданом в ту незабываемую ночь, должны были бы стать тревожным звонком для президента и его окружения. Поскольку в следующий раз они, возможно, уже не тревогу будут поднимать, а извещать о конце тирании в Украине.
1 Крупнейшим, самым величественным храмом Византии был собор св. Софии (Айя-София, с древнегреческого - "святой Разум"). Местные жители часто говорили, что в этом храме "поселился Бог".
2 Канонос пишет, что одной из точек, где турецкие войска концентрировали свою атаку, были Золотые Ворота города. Также известно, что возле Софийского собора размещался монастырь Пантократора. Монахи этого монастыря молились в часовне святого Архистратига Михаила. В современном Стамбуле этот комплекс называется Мечет Зайрек. Когда город атаковали, колокола церквей, в частности этого монастыря, поднимали тревогу.
3 Во время нападения на Константинополь в 1422 г. турки пользовались новым оружием. Это были мощные пушки, украшенные образами птиц-хищников (орлов, соколов), и потому их называли "соколятами" (falconet), или - "соколами" (falcon).
4 Седмь Архангелов Божьих.