UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Колаптоїдний стан»

Кандидат в президенты Юлия Тимошенко, Комитет избирателей Украины, Анатолий Гриценко, Виктор Пинз...

Авторы: Юлия Мостовая, Сергей Рахманин

Кандидат в президенты Юлия Тимошенко, Комитет избирателей Украины, Анатолий Гриценко, Виктор Пинзеник, ряд депутатов БЮТ и «НУ—НС» обратились к президенту с требованием ветировать изменения к Закону «О выборах», принятые 233 депутатами. Однако Виктор Ющенко не прислушался к обращению тех, кто считает принятые изменения угрозой установлению реальных результатов народного волеизъявления. По данным «ЗН», гарант взял на себя пакетные обязательства. В этот самый пакет, к которому прилагаются миллионы аргументов, входят: подписание вышеупомянутого закона; быстрое объявление выборов демократичными и прозрачными; красивая картинка передачи власти после проведения не отложенной в долгий ящик инаугурации. Все это Виктору Януковичу в случае победы необходимо для дополнительной легитимизации своей фигуры в глазах цивилизованного мира. Однако закон, принятый по настоянию регионалов, ставит под сомнение механизм работы избирательных комиссий. И, как следствие, самих выборов. Юристы Виктора Януковича утверждают, что к принятию небезупречного законопроекта фракцию подтолкнули коварные замыслы тимошенковского штаба. Юристы Юлии Владимировны настаивают на том, что ситуации в окружных комиссиях, показавшиеся регионалам предвестниками намерения Тимошенко отозвать свои 50 процентов членов комиссии и сорвать выборы, спровоцированы самими регионалами. История же законопроекта такова.

В.Ющенко стал президентом на волне сопротивления фальсификациям. Уходя с поста — открыл им дорогу? Фото: Василий Артюшенко
Представители Партии регионов неоднократно высказывали озабоченность несовершенством отдельных положений действующего закона о выборах президента. Речь шла, в частности, о 28-й статье документа, которой устанавливалось: заседание избирательной комиссии является полномочным только в том случае, если в нем участвуют не менее 2/3 состава комиссии. Регионалы полагали, что Тимошенко может отдать своим представителям команды саботировать заседания избиркомов. Отсутствие кворума подрывало легитимность работы комиссий, их решения можно было поставить под сомнение.

В качестве примера, подтверждающего их опасения, бело-голубые ссылались на события в Одесской области, где представители Тимошенко выходили из комиссий, срывая их работу. В свою очередь тимошенковцы утверждали, что корень следует искать в другом лагере. По их словам, подконтрольный регионалам член ЦИК Татьяна Астахова собственноручно заменила представленные БЮТом списки членов окружкомов. В аналогичных грехах соратники Юлии Владимировны упрекали и другого избиркомовца — Александра Чупахина. Он якобы проигнорировал внесенную БЮТ кандидатуру главы окружной комиссии в Джанкое и принял решение о назначении на этот пост другого лица, не дававшего на то своего согласия. А затем отказался исправлять свою ошибку. В этих условиях блокирование работы комиссий можно было рассматривать как оправданное.

Регионалы обвинения отвергали. Они утверждали, что представители БЮТ без видимых причин систематически, демонстративно срывали работу комиссий, что соответствующим образом документировалось. Что реакцией на события в Одессе является постановление ЦИК, в котором говорится о массовых и грубых нарушениях законодательства бютовскими избиркомовцами. Что бютовских ставленников, вопреки заявлениям Тимошенко, никто из комиссий массово не изгонял. Наоборот, команде Юлии Владимировны настоятельно рекомендовали заменить прогульщиков на более дисциплинированных и ответственных персонажей. Более того: вчера Тимошенко наконец-то вняла рекомендациям, и за двое суток до выборов заменила почти восемь десятков человек в своих избиркомах на Востоке.

Но это случилось после того, как Рада внесла существенное уточнение в избирательный закон. Норма о кворуме в 2/3 была изъята, и теперь для работы избирательных комиссий кворум не нужен вовсе! Теперь сорвать выборы невозможно, так что своей цели сторонники Януковича добились. Но какой ценой. Подобное изменение закона можно было бы понять или принять, если бы депутатский корпус прислушался к предложению Юрия Ключковского и сохранил бы хоть какой-нибудь кворум. А так для принятия решения достаточно будет трех голосов. Или даже двух — главы комиссии и секретаря. Или даже одного — председательского, поскольку при наличии печати он может сам, по собственному усмотрению, определить результат, и освятит решение имеющейся у него печатью.

Следует добавить, что подобный шаг парламента вдвойне опасен и потому, что подкреплен уточнением еще одной нормы 28-й статьи закона. Теперь комиссии вышестоящего уровня правомочны принимать решения за комиссии нижестоящие. В принципе подобная практика существовала и раньше. Но тогда этому предшествовала соответствующая демократическая процедура — наличие жалобы, судебное разбирательство и т.д. Теперь ЦИК может принимать решение за окружком, а окружком — за участком когда и как угодно. Единственное внесенное в закон условие для этого — «бездеятельность». Понятно, что было главной целью авторов данной новеллы. Теперь блокировать решение о подведении итогов выборов невозможно. Но не стоит забывать и о том, что при большом желании под «бездеятельность» можно подвести все, что угодно. Не говоря уже о том, что «бездеятельность», если надо, крайне легко организовать.

Избежав одной угрозы, депутаты породили другую, вероятно, более страшную — возможное искажение результатов волеизъявления. У подконтрольных той или иной политической силе недобросовестных членов комиссий всех уровней фактически развязаны руки. При желании они могут даже не считать голоса, а по собственному усмотрению «подводить итоги» и отправлять решения наверх.

Для подобных опасений есть основания. По имеющейся информации, после первого тура представители Тимошенко так и не смогли получить с участков на Востоке страны в установленный законом срок четыре с половиной тысячи протоколов с мокрыми печатями. Соответственно, лишившись права на обжалование.

Сомнительно, что при установленной новым законом «строгости», кто-то будет заботиться о полной прозрачности процесса. Еще более сомнительно, что кто-то потом будет пересчитывать миллионы бюллетеней.

Угроза того, что итоги выборов будут извращены, отныне весьма велика. А значит, велика и угроза того, что в глазах множества избирателей, легитимность нового президента будет сомнительной. Кто бы ни победил, и каким бы ни оказался его результат.

Похоже, депутатский корпус (во всяком случае, та его часть, которая одобрила поправки) это обстоятельство не слишком обеспокоило. Примечательным является то, что огромное количество предлагавшихся в ходе обсуждения поправок (в том числе значительное число дельных) было решительно отвергнуто большинством Рады.

Любопытно, что главное научно-экспертное управление парламента рекомендовало отклонить проект, позже одобренный ВР и подписанный президентом.

И напоследок о последней, принятой депутатами поправке. Она уточняет (или, если кому больше нравится, нарушает) квотный принцип формирования комиссий. Если один из кандидатов не позаботился о своем представительстве в какой-то комиссии, «пустоты» заполнят с подачи местных органов власти. И это решение можно понять и даже оправдать. Но в комплексе с другими новациями оно может возвести субъективизм избиркомов в абсолютную степень.

Провести через зал закон №6004 регионалы не смогли бы, если бы их не поддержали коммунисты и 29 членов фракции «НУ—НС». В разделе «Поименное голосование» сайта Верховной Рады зафиксировано что «за» проголосовали: C.Аржевитин, О.Билозир, Ю.Бут, В.Вязивский, И.Геращенко, Л.Григорович, О.Гуменюк, А.Давиденко, Я.Джоджик, С.Довгий, В.Каськив, Я.Кендзьор, В.Кириленко, А.Клименко, Ю.Костенко, И.Криль, Н.Круць, Н.Кульчинский, К.Ляпина, В.Мойсик, Л.Оробец, И.Палица, А.Парубий, А.Слободян, И.Стойко, Р.Ткач, В.Тополов, З.Шкутяк, П.Ющенко.

О чем говорят 26 голосов депутатов «НУ—НС» (голос Ирины Геращенко отозван заявлением народной избранницы, сообщившей в секретариат ВР о том, что в момент голосования в зале не находилась, а была с новорожденным ребенком дома; карточкой Круця воспользовались в то время, когда он дома болел, а карточкой Клименко — в его отсутствие — о чем оба депутата также написали заявление в секретариат парламента), отданных за закон Лавриновича?

Во-первых, о том, что, по их мнению, результат выборов предопределен и сомнений у них не вызывает. Именно поэтому группы Костенко, Кириленко, Балоги и Коломойского поспешили обозначить свою лояльность будущему победителю. Пока — кадрированным составом — торги продолжаются. Во-вторых, подобная поспешность объясняется наличием внутрифракционного конкурса за право называться «решающим голосом» при создании коалиции ПР—«НУ—НС» в Раде. Напомним: в случае победы Виктора Януковича голоса для отставки Тимошенко в сессионном зале найдутся без особого труда. Но для назначения нового премьера необходимо выдвижение его кандидатуры от коалиции. Действующая коалиция теоретически может, но на практике вряд ли выдвинет нужную Януковичу кандидатуру. Поэтому нужна новая коалиция. Она не может быть создана путем объединения фракций ПР, Блока Литвина и коммунистов — формально не хватает голосов, ведь совокупно в трех фракциях числятся 219 депутатов. Фракция БЮТ на данном этапе в игре принимать участия не станет. Следовательно, выход один — объединить в коалицию ПР и «НУ—НС». Для того чтобы фракция «НУ—НС» приняла такое решение, необходимо, чтобы большинство из 72 депутатов — а именно 37 — проголосовали за создание коалиции с регионалами. В этом случае коалицию создадут две фракции, в списочном составе которых находятся 244 депутата. Меньшая часть фракции «НУ—НС» де-факто останется в оппозиции, но их голоса могут быть компенсированы как вхождением в коалицию коммунистов и литвиновцев, так и прирастанием коалиции при каждом голосовании неформальными штыками, резерв которых в штабе ПР сегодня оценивается минимум в 38 голосов — восемь литвиновцев, контролируемых Василием Хмельницким, и 30 бютовцев готовых присягнуть новому хозяину в случае победы Януковича. Но главное — это большинство в «НУ—НС». С одной стороны, регионалы спокойны, ведь уже сегодня, как утверждают посвященные, они заручились поддержкой 40 депутатов. В штабном распределении труда за переговоры с нунсовцами отвечает Сергей Левочкин. Оно и понятно, ведь Левочкин ответственен и за рабочий график Януковича. А каждый, кто приходит сдаться в плен, жертвуя собой ради «сохранения статуса украинского как единого языка и неизменности европейского вектора развития Украины», хочет лично от Януковича услышать подтверждение ненапрасности своей жертвы, а заодно оставить на столе лидера регионалов список искомых министерских и губернаторских должностей. Вы думаете они им нужны для того, чтобы оседлать финансовые потоки? А вот просители убеждены, что исключительно для того, чтобы проводить реформы. Это горячее стремление может стать единственным поводом для задержки оглашения новой коалиции: ведь реформаторские аппетиты каждой из групп настолько велики, что если их удовлетворить, то регионалам просто не остается места в возможном будущем правительстве. Поэтому на утрясание может уйти какое-то время.

Кстати, ходоки тянутся не только к Левочкину, но и к другим влиятельным регионалам. Желающих столько, что, отправляя конфету в рот, один из бело-голубых боссов сказал: «До понедельника не принимаю. С понедельника будет дешевле».

И, наконец, в-третьих. В случае победы Януковича большинство национал-демократов «НУ—НС» подарят отечественной этнографии новую трактовку цветов вышиванки, где черный, оказывется, — это антрацит, а красный — любовь. К власти.