UA / RU
Поддержать ZN.ua

КО МНЕ, «РУСЛАН»!

Небо планеты исчерчено не только тысячами маршрутов авиалайнеров, но и потоками информации. Так что мало-мальски интересное событие мгновенно становится предметом огласки...

Автор: Михаил Совкин

Небо планеты исчерчено не только тысячами маршрутов авиалайнеров, но и потоками информации. Так что мало-мальски интересное событие мгновенно становится предметом огласки. А если подмешать сюда детективные моменты, так и жди скандала. Поэтому наивно должен выглядеть тот, кто пытается что-то утаить. Не говоря уже о попытке остаться незамеченным при незаконном присвоении транспортного самолета, который не шило в мешке и, тем более, не иголка, которую можно спрятать в стоге сена. Но нечто подобное происходит с огромной махиной по имени «Руслан», который официально именуется несколько прозаичнее: Ан-124-100 RА 82070. Послушаешь очевидцев, познакомишься с юридическими документами, и вывод один: видать, родился «Русланчик» под несчастливой звездой. Ведь вынужден был менять своих хозяев, пока и вовсе оказался почти брошенным, а затем подобранным, но вопреки всем законам воздушного пространства и житейской логики.

Самолет был создан в свое время на российском заводе «Авиастар» в Ульяновске при активном участии его разработчика — АНТК им.Антонова. Собственно, что о «Руслане» рассказывать, когда всем все известно. Слава у него, так сказать, обоюдоострая. С одной стороны, мощный воздушный грузовик зарекомендовал себя во всем мире как незаменимый при транспортировке многотоннажных и чаще негабаритных грузов. С другой стороны, особенно после аварии в Иркутске, когда транспортник буквально протаранил жилой дом, — как бы намекнул эксплуатационникам: со мной шутки плохи.

Завод в Ульяновске выдал первоначальному собственнику очередного «Руслана» с упомянутыми номерами соответствующую документацию на право воздушного судна просто быть и кому-то принадлежать. Без такой документации эксплуатация авиалайнера недопустима. И она становится собственностью владельца, равно как и самолет. Без права передачи. Как раз это обстоятельство весьма немаловажно в деле, о котором пойдет речь.

Первоначальным владельцем «Руслана» было ЗАО «Аякс». Большими деньгами акционерное общество не располагало, но хотело во что бы то ни стало приобрести «воздушного Аполлона». Пришлось обратиться за кредитом в хорошо известный по рекламным роликам коммерческий банк «Империал». Ничего удивительного в этом нет. Так делают во всем мире. «Империал» отстегнул нужную сумму, оговорив при этом, что в случае невозврата кредита и процентов оставит самолет за собой. Или предложит более состоятельному покупателю. И так делают во всем мире. Собственно, чего только не делают в этом мире. Но пытаются ведь все обставить в рамках закона!

Вначале сделали попытку выдержать эти рамки и в нашем случае. Банк с ностальгическим названием «Империал» решил предложить самолет более состоятельному покупателю, да сам к этому времени занемог. Конечно, не это печальное обстоятельство сыграло в нашей истории решающую роль, но, не случись его, все бы осталось гладким и ровным, как барашковый след в синем небе от пролетевшего самолета.

Но, не соизмерив свои возможности с аппетитами, «Аякс» влез в долги. Очень большие. Кредиторская задолженность перед банками «Империал» и еще Национальным резервным банком достигла 29 миллионов долларов США. Так как предметом залога был самолет, на него наложили арест в голландском аэропорту Маастрихт. Собственно, для самого воздушного судна тут-то и начались злоключения, ведь он простоял на приколе почти три года. А поскольку Нидерланды — не Сахара, накручивалась кругленькая сумма за стоянку.

Учитывая, что «Руслан» — не спортивный самолет, а транспортник, на котором можно большие деньги зарабатывать, смекнули голландцы, что на этом деле можно сорвать куш и объявили аукцион. Который теперь, когда поостыли страсти, смахивает не только на произвол, но и на неприкрытое воровство чужой собственности. Подтверждением тому — множество официальных документов. Когда «Аякс», взвесив свои возможности, понял наконец, что у него не хватит ни сил, ни денег расквитаться по счетам, принял единственно правильное решение: продать самолет со всеми долгами более состоятельному покупателю. Таковой нашелся. Российское ООО «Центр-Капитал» приобрело самолет, погасив при этом упомянутую задолженность. Казалось бы, и волки сыты, и овцы целы. Бери да перегоняй «Руслан» в родимые места. Тем более, что, согласно всем юридическим нормам, его зарегистрировали на имя нового собственника в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации. Следуя букве закона, местом нахождения воздушного судна считается место его регистрации. Это незыблемое правило, действующее во всем мире. «Капитал-Центр», согласно договоренностям, должен был в течение пяти дней доставить свое приобретение в Россию. Но уже второй год кряду не может осуществить столь привычную для цивилизованных стран формальность. Ибо, несмотря на снятие ареста и готовность нового владельца авиалайнера урегулировать претензии других кредиторов, аукцион все-таки состоялся.

Торг набирал обороты с невиданной прытью. В октябре прошлого года АБ «Империал» направляет официальное письмо в голландский суд с просьбой аннулировать арест самолета. К тому времени банк уже знал, что есть фирма, подтвердившая согласие погасить долги предыдущего собственника «Руслана». Вслед за этим обращением последовало письмо судебного исполнителя Голландии о том, что решение об аресте самолета отменено. 1 декабря новый владелец «Руслана» — ООО «Центр-Капитал» обращается к голландцам с иском о запрете проводить аукцион. Но через три дня аукцион состоялся. Самолет за
6 млн. долларов США приобретает английская компания «Эр фойл лтд». И уже свой законный иск «Центр-Капитал» переадресовывает англичанам. Арбитражный суд Москвы наложил запрет на отчуждение и регистрацию самолета компанией «Эр фойл».

В воздухе запахло не дымком от турбодвигателей «Руслана», а международным скандалом. И англичане попытались как можно быстрее избавиться от аукционного сюрприза. Стали искать партнеров-помощников. Судя по всему, им на глаза попался очередной выпуск «АН-новостей» — информационного бюллетеня АНТК «Антонов», где на последней страничке есть неизменное рекламное объявленьице. Полагаю, есть смысл процитировать его в данной публикации: «Идя навстречу многочисленным пожеланиям авиакомпаний и организаций, работающих в сфере авиационного бизнеса, в АНТК имени О.К.Антонова существует структура для содействия движению находящихся в эксплуатации самолетов «Ан». Специалисты «Антонова» окажут квалифицированную помощь авиакомпаниям и организациям, желающим продать/купить, приобрести или передать в лизинг эксплуатирующиеся самолеты «Ан». Мы сделаем все возможное, чтобы удовлетворить Ваши потребности». Чуть ниже — вариант рекламы на английском языке, так что купившим самолет с молотка не составляло трудностей ознакомиться с его содержанием и стало быть — найти посредника, тем более что АНТК «Антонов» — имя и фирма достаточно известные не только в Великобритании, но и во всем мире. Возможно, это и сыграло свою решающую роль. Ибо, по имеющейся информации, партнеры — «Эр фойл» и АНТК «Антонов» просто упрятали скандальный транспортник в огромном хозяйстве последнего. Но, хорошо понимая, чем могут закончиться такие действия, воздушные кооператоры решили самолет попросту сплавить. Им, слегка перекрашенным, заинтересовались в Германии, однако, узнав, что за «Русланом» тянется шлейф судебных разбирательств, от идеи перекупить «запятнанный» лайнер наотрез отказались.

Может возникнуть вопрос: но как удалось перегнать машину, на которую нет документации и которая занесена в реестр третьей страны? Оказывается, предприимчивые умы АНТК «Антонов» хорошо срабатывают и в таких делах. Руководство комплекса, правда, постоянно выколачивает бюджетные деньги на проекты развития отечественного самолетостроения. Ладно, но в этом случае, когда для перегона застоявшегося самолета пришлось выбросить кругленькую сумму на производство новых четырех двигателей, транспортировку их в Голландию, замену агрегатов, ушли эти средства отнюдь не на такие проекты. Уж не на «проект XXI века Ан-70» точно.

Так вот, пока суд пытался внести ясность в непростую ситуацию, у украинских и английских партнеров нашлась возможность осуществить перегон: ремонт, обслуживание, чем, как мы знаем, в АНТК готовы заниматься с любым владельцем «Анов». Так что бригада ремонтников из АНТК и тут сделала свое дело. Подрихтовав самолет, его перегнали в Киев. И теперь ООО «Центр-Капитал» шлет свои письма в АНТК, Государственный комитет промышленной политики Украины, авиационную администрацию Украины, недоумевая при этом, как могло подобное произойти, а главное, нужен ли такой инцидент известной во всем мире фирме и Украине в целом?

Между тем, как только стало известно, что англичане ищут «союзников», на имя генерального конструктора АНТК им. Антонова господина Балабуева был послан срочный факс с просьбой воздержаться от каких-либо действий или содействия кому бы то ни было, за исключением нового собственника, в отношении самолета Ан-124-100. Хотя бы до полного и окончательного выяснения отношений с голландскими властями. Скорее всего, просьбе заместителя министра транспорта Российской Федерации в АНТК не вняли. Совершенно очевидно, что «участие» АНТК им. Антонова в содействии компании «Эр фойл» повлекут за собой для украинской авиационной корпорации колоссальные убытки. Ведь уплаченные на аукционе деньги, а это шесть миллионов долларов США, будут заморожены, а впоследствии, весьма вероятно, потеряны окончательно. Уже сейчас по иску ООО «Центр-Капитал» голландский суд арестовал перечисленные средства, да и сам самолет Ан-124-100 RА-82070. К тому же, авиагрузовик числится на законном основании в российском реестре и зарегистрирован на компанию ООО «Центр-Капитал» как единственного владельца воздушного средства. По существующему положению, не знать этого разработчики самолетов просто не могли, двойная регистрация любого самолета не допускается. Невозможна и его эксплуатация без технической документации. Нужно ли объяснять, что вся эксплуатационно-техническая документация на «кочующего» «Руслана» находится в России у законного владельца? Кстати, на заседание Московского арбитражного суда, рассматривающего это дело, представители английской компании не явились, хотя были проинформированы о месте и времени его проведения.

К слову, восстановить эксплуатационно-техническую документацию может только производитель. Ульяновский «Авиастар» отказался сделать это по запросу английской фирмы. И «Эр фойл», судя по всему, попытается искать другие пути решения проблемы. Не исключено, что техническую документацию они пожелают заполучить через разработчика «Руслана» — АНТК, очевидно, уповая на то, что украинцы тесно сотрудничают с производителем самолетов этого типа и класса. Захотят ли украинские специалисты портить налаженные связи и отношения с заводом по производству «Русланов»? В сложившейся ситуации однозначного ответа на этот вопрос нет.

Есть в этом деле еще один момент, который организаторы аукциона проигнорировали. Самолет, о котором идет речь, является объектом двойного назначения — гражданского и военного. А вывозить за пределы Российской Федерации продукцию, имеющую военное назначение, без контроля и соответствующей лицензии Министерства торговли РФ, нельзя. Есть на сей счет указ президента РФ, датируемый 6 сентября 1999 года. Стало быть, любой несанкционированный арест или задержание самолета за границей, а уж тем более его продажа иностранной компании без должного на то разрешения Министерства торговли РФ, недопустимы по российским законам.

Захват воздушного судна — намеренный или случайный, по незнанию законов воздушного пространства или по недомыслию, некоей близорукости, прежде всего чреват осложнением отношений между двумя, а то и несколькими странами. Вспомним недавний инцидент в американо-китайских отношениях из-за известного приключения в воздухе. Разбирательства, похоже, затянутся на длительное время. К ним уже привлечены заинтересованные лица самого высокого уровня двух стран. Но события в небе над Азией классифицируются как воздушный инцидент, которого не удалось избежать. В нашем же сценарии роли, похоже, были распределены заранее, к развязке тщательно готовились все участвующие в нем лица. Создается впечатление, что те, кто затеял аукцион, были полны желания не столько купить по дешевке почти бесхозный самолет, сколько показать прежним хозяевам, что самолеты нужно беречь пуще глаза, и не только в воздухе, но и на земле, а особо в аэропортах чужих стран. Чтобы не пришлось потом вызволять его из плена, прибегая к помощи арбитражных судов, каждый на свою сторону — «Ко мне, «Руслан»! Ко мне!» Однако такая наука может дорого обойтись всем без исключения так или иначе втянутым в конфликт. Я имею в виду не только судебные издержки или командировочные расходы для поездок за границу — дальнюю или ближнюю, хотя и эти статьи съедают немало средств. Пострадает имидж каждой из стран, оказавшейся в эпицентре скандала. Если же суд докажет причастность к этим событиям известнейшей авиакорпорации Украины, а все идет именно к этому, мы в очередной раз будем выглядеть не совсем убедительно перед цивилизованным миром.