UA / RU
Поддержать ZN.ua

КИПР

Как известно, к концу этого года украинский танковый гигант ГП «Харьковский завод им.Малышева» за...

Автор: Валентин Бадрак

Как известно, к концу этого года украинский танковый гигант ГП «Харьковский завод им.Малышева» закончит реализацию танкового контракта столетия, поставив 320 танков Т-80УД Исламабаду - последняя машина отправится в Карачи в октябре-ноябре. Несмотря на то, что в течение этих трех лет (контракт с Пакистаном был подписан летом 1996 г.) завод заключил через госпосредника Украины в торговле оружием компанию «Укрспецэкспорт» несколько контрактов, все они предполагают поставки деталей, узлов или модернизацию бронетранспортеров и поэтому, понятно, несопоставимы по размеру и значимости с украинско-пакистанским. Очевидно, что конец 1999 - начало 2000 будет несколько нервозным как для самого предприятия, способного выпускать до 800 танков ежегодно, так и для всей страны, ибо вопрос не только в загрузке предприятия, а и в том, утвердится ли Украина как мировой лидер танкостроения. Западные эксперты не раз высказывали мнение, что получи Украина хотя бы еще один танковый контракт, пусть даже убыточный, и в мире навсегда утвердится ее имидж основного танкового поставщика.

Похоже, что недавно украинские оружейные бизнесмены получили еще один шанс продвинуть на внешние рынки отечественные танки. Речь идет о том, что правительство Кипра сейчас всерьез рассматривает предложение купить у Украины 40 современных танков Т-84 от малышевского завода. Как сообщил автору представитель украинского ВПК, заключение такого контракта вполне может осуществиться, несмотря на то, что и Россия, и некоторые страны Запада уже оказывают определенное давление не в пользу Украины и, в частности, распускают слухи о якобы проводимом Украиной демпинге при предложении продать танки. Сегодня, по утверждению местной киприотской прессы, ценовые вопросы предполагаемой сделки еще обговариваются. Украина, кроме того, высказала готовность поставлять от 10 до 12 машин в течение четырех-шести месяцев. Несмотря на то, что председатель Комиссии по вопросам экспортного контроля и военно-технического сотрудничества Украины с иностранными государствами Владимир Радченко не подтвердил факт ведения переговоров Украины с Кипром, он подчеркнул, что «после международной выставки вооружений «Айдекс-99» многие страны убедились в том, что украинский танк является одним из лучших в мире».

Газета «Сайпрус мейл» уже сообщила, что Кипр желает пополнить свой танковый парк, в котором сегодня насчитывается 41 танк Т-80У, приобретенный у России еще в 1993 г. Кстати, именно Россия надеялась получить этот контракт, но, очевидно, изнурительные тендерные испытания в Греции расставили точки над «і», поскольку Т-84 был оценен несколько лучше, нежели его российский конкурент, которого подвела новая гидрообъемная передача трансмиссии. Не исключено, что масла в огонь подлил тот факт, что Россия не привезла свой танк на «Айдекс-99» в Абу-Даби, чем как бы отказалась от состязания с украинской машиной. Вообще, с продажей танков России не так улыбается фортуна, как, например, с боевыми самолетами. За годы после развала СССР она сумела продать всего 41 T-80У Кипру и 33 T-80У Южной Корее, что смотрится весьма скромно на фоне 320 украинских машин, проданных Исламабаду. Несмотря на то, что Россия сейчас пытается продать около 300 танков Т-90 Индии, Кипр был бы хорошей возможностью для одного из двух истощенных танковых заводов РФ (производством танков в России занимаются нижнетагильский «Уралвагонзавод» и омский «Трансмаш»).

Украина, напротив, действовала довольно последовательно. С каждой новой выставкой и новым тендером национальным разработчикам удавалось демонстрировать какую-нибудь новинку, не обделенную вниманием западных экспертов. В Греции украинская машина не уступала уже ни одному танку мира. Руководство этой страны намерено назвать победителя тендера через месяц-два и, несмотря на опасения, что им может оказаться не Украина (Греция уже сделала заказ Германии на модернизацию небольшой партии своих старых танков и поэтому многие наблюдатели считают, что победа будет отдана немецкому «Леопарду»), продажа танков Кипру была бы достойной платой за напряженные километры танковой гонки и нервы на стрельбище. Кстати, в «Укрспецэкспорте» не воспринимают утверждения россиян о том, что, дескать, Кипр является российской вотчиной только потому, что туда уже были проданы российские

Т-80У. Сегодня Россия весьма обеспокоена возможностью снижения цены на украинские танки ниже 3 млн. долл, поскольку именно по такой цене ей удалось сбыть Кипру 41 Т-80У. В то же время, в «Укрспецэкспорте» отрицают возможность демпинга по любой номенклатуре вооружений, которой торгует Украина. В украинской госкомпании уже давно привыкли в обвинениям россиян и вместо ввязывания в споры там предпочитают молча и без лишнего шума подписывать контракты.

Если украинским бизнесменам все же удастся подписать кипрский контракт, то он, очевидно, станет еще одной вехой в танковой конкуренции Украины и России. Практически это будет подтверждением слов гендиректора «Укрспецэкспорта» Валерия Малева о том, что «где мы (Украина и Россия. - Авт.) конкуренты, мы не делаем друг другу скидок, но там, где партнеры, - еще очень много перспектив». Несмотря на заверения российской стороны в начинании танкового партнерства, ничего подобного не произошло; с другой стороны, Украина и Россия, скорее всего, просто обречены на конкуренцию в этой области.

В то же время подписание украинско-кипрского контракта значительно увеличило бы и возможности Украины в продаже танков, которые она попытается реализовать. Например, на предстоящем в следующем году турецком тендере, где будет разыгрываться чрезвычайно важная карта - победитель сможет получить долю в производстве около 1000 танков для турецкой армии. Украинская сторона ведет активные переговоры и надеется на предложенные весьма выгодные условия - продажу Турции около сотни танков и участие в организации производства с учетом передачи технологии, и возможно, лицензии, на Т-84.

Такой контракт мог бы продвинуть и украинско-китайско-пакистанский проект МБТ-2000 по созданию танка нового поколения для Пакистана. На сегодняшний день этот танк уже прошел ряд испытаний и украинский дизельный двигатель, разработанный в Харькове, зарекомендовал себя как лучшая разработка для жаркого климата. Есть у Украины надежды и на проведение модернизации, так сказать, на широком фронте. И страны Центральной и Восточной Европы, и Ближнего Востока, и Юго-Западной Азии готовы модернизировать свой танковый парк и сегодня стоят перед выбором, кому отдать заказы.

Говорят, что деньги к деньгам липнут. Может быть, в танковом бизнесе та же ситуация и нужен лишь хороший толчок для того, что бы дело пошло. В том же, что Киев готов и способен отправлять танковые караваны, мир уже убедился.