UA / RU
Поддержать ZN.ua

Херсон как Южная Крепость

Сейчас оккупанты готовят Херсонскую область к референдуму и очень спешат

От редакции: Эта статья написана хорошо знакомой редакции ЗН общественной активисткой, так и не покинувшей оккупированный Херсон. На своем фронте этот Человек спасает тех, кто слабее. Она попросила не называть ее имени. Мы, конечно, не станем. А так хочется назвать и обнять… Чтобы вся страна знала, помнила и гордилась…

 

В течение двух месяцев оккупации Херсона произошло две волны массового бегства жителей города и области, потому что официальных коридоров для эвакуации у нас до сих пор нет. Первая волна выезда через Станислав была в марте, вторая, через Снигуровку — в начале апреля. Официальной статистики нет, потому что эти коридоры для выезда были стихийными, никто не фиксировал количество выехавших. Но если считать машинами, то исчислять надо тысячами. Люди просто создали множество чатов, списываются, самоорганизуются, группируются и выезжают. Владельцы авто, если у них есть свободные места в машинах, берут женщин с детьми. Также есть платные услуги. Например, за деньги можно выехать как пассажир или выехать машиной с проводником. Сейчас уже появился третий путь, через Берислав и Давыдов Брод в сторону Кривого Рога. Из-за боев дорогу на Николаев (М14), по которой выезжали люди и по которой волонтеры завозили продукты и медикаменты в Херсон, закрыли.

Сейчас часто читаю в постах, что «из Херсона почти все выехали», «Херсонщину уже покинули те, кто хотел». Это больно читать, потому что в Херсоне и Херсонской области еще есть много людей. Это пожилые люди, которые живут сами, это взрослые, которые решили остаться, не желая уезжать со своей земли или потому, что некуда ехать. Это семьи с детьми, малообеспеченные жители области.

Нас много, кто остался и продолжает жить, выживать во временно оккупированном городе. Да, у нас нет боевых действий в городе. Но эмоционально очень тяжело. Опасно тоже.

В Херсоне остается более половины населения города (общее количество жителей 280 тысяч) — люди, которые нуждаются в помощи и не выживут без помощи других. При отсутствии лекарств, продуктов по доступным ценам, невозможности получить разные социальные услуги.

Сейчас херсонцам помогают волонтерские группы, сформированные представителями общественности и бизнеса, которые работают 24/7, как пчелы в улье.

Люди собирают деньги, покупают продукты, готовят обеды, организуют гуманитарные грузы, формируют для людей продуктовые наборы и раздают их.

И все эти люди ждут освобождения города. Все эти люди не теряют надежды и хотят понимать, что вопрос деоккупации Херсона не отложен на неопределенное время. Местная власть, а именно: городской голова, депутаты Херсонской городской рады и работники исполкома, которые остались в городе, коммуницировали с громадой до 25 апреля, вместе с коммунальными учреждениями продолжали работать по украинскому законодательству, хотя и были некоторые проблемы с финансированием. В Херсоне работали службы благоустройства, вывозился мусор, город обеспечивался водой и светом, даже ремонтировались дороги. Но, 25 апреля в конце рабочего дня в здание Херсонской городской рады вошли российские военные, приказали всем работникам покинуть помещение, отобрали ключи и выставили свою охрану.

Есть много вопросов к Херсонской областной военной администрации, потому что глава ОВА Геннадий Лагута покинул Херсон в первые же дни вторжения российских войск на территорию Херсонщины. Вся коммуникация областной власти свелась к ежедневным публикациям или репостам официальной информации из офиса президента Украины. Никаких публичных живых заявлений или обращений об обеспечении официальных гуманитарных коридоров, реакции на похищение депутатов местных рад, глав малых городов, активистов и ветеранов АТО на Херсонщине. Замечу, что ФСБ, Росгвардия и военные уже задержали более 140 лиц, которые до сих пор находятся в подвалах полиции, СИЗО и даже учебных заведениях, где их пытают. Так ФСБ отбирает тех, на кого можно сфабриковать дела о ДРГ, агентах ССО и разведке. Некоторых задержанных вывозят в Крым.

Сейчас оккупанты готовят Херсонскую область к референдуму и очень спешат. Есть частные случаи, когда молодых ребят призывного возраста задерживают, и это похоже на планы России, информация о которых уже звучала, о принудительной мобилизации украинских мужчин в армию РФ. Внутри города российские военные обустроили блокпосты, останавливают общественный и частный транспорт, проверяют документы. Сетевые магазины, где можно было рассчитываться карточкой, в Херсоне работают последние дни и до конца апреля планируют закрыться (сеть супермаркетов АТБ, EVA и т.п.).

Зато Херсон заполонили товары из Крыма — продукты питания, бытовая химия, сигареты, топливо, и все продается только за наличный расчет. Наличные — сейчас едва ли не единственный способ рассчитаться, если ты хочешь что-то купить. Поэтому очереди в кассы в отделениях банках занимают с пяти утра, и людям приходится выстаивать в них по пять-шесть часов. Но и эта возможность может вскоре исчезнуть, ведь отделения Приватбанка предупреждают, что с мая, вероятно, они перейдут на дистанционный формат работы. Возникает вопрос: откуда жители Херсона будут брать наличные деньги и как они будут покупать продукты на рынках, которые сейчас чуть ли не единственное место, где можно купить все?

Многие люди все это время ищут ответ на вопрос: «Как получилось, что Херсон и Херсонщина так быстро оказались под оккупацией?». Все надеются найти его после победы. Но уже сейчас фиксируется все, что поможет восстановить хронологию событий и отыскать правду. Есть две версии — тупость и измена. Но и там, и там есть конкретные фамилии, и мы их должны знать. И сделать выводы. И не допустить в дальнейшем, чтобы Херсонщина была настолько НЕприоритетной для руководства и настолько уязвимой для врага.

Важно осознавать, что оккупация Херсонщины усилит продовольственный кризис всей Украины, и не только Украины. Уже сейчас оккупанты вывозят в Крым зерно из элеваторов Херсонской области. Российские военные отбирают у фермеров оборудование и транспорт, заставляют засевать земли и предупреждают, что 70% урожая фермеры будут отдавать оккупантам. То же самое произойдет и с урожаем овощей и фруктов. Поэтому вопрос деоккупации Херсонщины — это вопрос продовольственной безопасности. Если деоккупация не будет проведена в ближайшее время, херсонские вода и продовольствие укрепят позиции России в Крыму.

Мирные протесты в Херсоне на протяжении марта продемонстрировали всей Украине, что здесь живут украинцы, которые не хотят в Россию, что жители Херсонщины готовы сопротивляться и поддерживают армию общими действиями.

Из последних сообщений Минобороны Великобритании мы знаем, что «Херсонщина является ключевой для достижения цели России — создать сухопутное сообщение с Крымом и доминировать на юге Украины». Кроме того, российские военные обстреливают Николаев именно из окрестностей Херсона, расположенного на правом берегу Днепра.

Херсонцы ждут от высшего руководства Украины решений и действий, которые помогут нашим военным как можно быстрее освободить Херсон и постепенно всю Херсонскую область. Херсонщина имеет стратегическое значение и является ключом для деблокады всего Приазовского региона.