UA / RU
Поддержать ZN.ua

Каштаны для себя. Дорожная карта оппозиции

Лидеру ливийской революции Муамару Каддафи удалось совершить невозможное. Причем, не прикладывая особых усилий...

Автор: Алексей Мустафин

Лидеру ливийской революции Муамару Каддафи удалось совершить невозможное. Причем, не прикладывая особых усилий. Стоило ему приехать в Киев и разбить свой шатер на Печерске, как украинские политики, ссорящиеся между собой по любому, даже самому незначительному поводу, неожиданно заговорили не то что в унисон, а одними словами. Буквально. Обращения Юлии Тимошенко и Раисы Богатыревой к гостям из Африки - в изложении их пресс-служб - совпали... до запятой. Возможно, впрочем, дело не в Каддафи, а в обыкновенной журналистской наблюдательности. Отечественные политики в последнее время и в самом деле любят повторять друг друга. Достаточно, например, сравнить выступления Виктора Ющенко и Рината Ахметова на инвестиционном форуме в Донецке. Или заявление Юрия Бойко о необходимости создать в парламенте «коалицию всех», слово в слово повторившее недавние призывы Юлии Тимошенко. Бойко, впрочем, и не скрывал, что повторяет премьера. С одним уточнением: дескать, Юлия Владимировна призывает, а мы делаем. И действительно, под лозунгом борьбы с кризисом регионалы взяли курс на новое сближение с Банковой.

Любовь с интересом

Инициатором возобновления «крепкой мужской дружбы» стали спонсоры бело-синих. Именно они в последнее время определяют «линию партии». Виктору Януковичу они, конечно, оказывают всяческое уважение, но после сентябрьского «флирта» лидера с премьером глаз с него стараются не спускать. Круп­ным собственникам и в «мирное время» крепко ссориться с президентом было не с руки, а в условиях кризиса - тем более опасно. Ринат Ахметов, Борис Колесников и Дмитрий Фирташ действительно считают, что антикризисные инициативы Ющенко куда глубже и намного адекватнее экономических предложений правительства. И вполне совпадают с их коммерческими интересами. Когда же премьер стала грозить олигархам национализацией в случае массовых сокращений, президент не побоялся публично выступить против, хотя это вряд ли добавило ему сторонников среди обычных избирателей. Такая смелость, убеждены регионалы, как минимум нуждается в поощрении.

О чем именно говорили Ахметов с Ющенко в Донецке, знают только участники этих бесед. Но президент результатом был явно окрылен. Бютовцы даже заподозрили, что регионалы согласились то ли на создание новой «широкой коалиции», то ли на поправки к Конституции, которые предусматривают избирание главы государства в парламенте. Другого способа провести Ющенко на второй срок бело-сердечные не видят, да и сами совсем недавно вели об этом достаточно предметные переговоры с президентским окружением. Впрочем, оказалось, что у страха глаза велики. На Липской (офис ПР. - Ред.) уверяют, что на встрече в Донецке ни о каких долгосрочных политических договоренностях речь не шла. Более того - президента поставили в известность, что даже на спонсирование политических проектов Банковой у меценатов денег не хватает. А ведь надежды были...

Правда, нашеукраинцы подозре­вают бело-синих в двойной игре. Ну не верится оранжевым, что во фракции ПР, с ее-то дисциплиной, отдельные депутаты могут голосовать вразрез с «линией партии». Причем отщепенцев оказывается ровно столько, сколько нужно, чтобы законопроект о финансировании перевыборов был провален. Регионалы в ответ только пожимают плечами. Какие могут быть к ним претензии, если внутри «НУ-НС» еще большие разброд и шатания? Бело-синие в общем-то не против выборов, но не они были их инициаторами. Автор идеи - президент, так пусть его канцелярия и обеспечивает реализацию проекта. Пока же у секретариата семь пятниц на неделе - то они выборов жаждут, то категорически не хотят, то говорят, что обеими руками «за», но черную работу пусть делает кто-то другой.

Регионалы, по их собственным словам, больше не хотят таскать каш­таны из огня для других. Слишком уж непопулярна у избирателей идея перевыборов, чтобы «бежать впереди паровоза», теряя драгоценные пункты рейтинга. Они и так обожг­лись в сентябре, когда подыграли Ти­мошенко, не получив ничего взамен. Теперь бело-синие предпочитают любовь на расстоянии - соблюдая дистанцию в отношениях и с пре­мьером, и с президентом. Да и зачем им вмешиваться, если предостав­лен­ные сами себе Ющенко и Тимо­шенко все силы тратят на борьбу друг с другом и тем самым только повышают шансы третьей силы? Рань­ше у лидеров ПР хоть была надежда вернуться во власть, а теперь-то она им зачем - нести ответственность за последствия финансового кризиса? Сейчас выгоднее находиться в оппозиции. И политикам, и даже крупным собственникам. Поскольку в современной Украине оппозиционность совсем не исключает возможности договариваться с властью за кулисами. На зависть конкурентам из провластного лагеря. Скажем, главными претендентами на «Проминвест­банк» стали не бютовские или нашеукраинские олигархи, а регионалы - братья Клюевы. А банк «Надра» вот-вот достанется Фирташу.

«Штыковая зачистка»

Правда, Дмитрий Фирташ - рос­сийский гражданин. И формально в украинской политике вообще не участвует. Как и в британской, напри­мер. Он может сочувствовать оппозиции, но материально поддержать, скажем, британских консерваторов может только генеральный директор Group DF Роберт Шелтер-Джонс. Как подданный Ее Величест­ва. А Дмитрий Васильевич - как бизнесмен - сотрудничает с дейст­вующими властями. Гордоном Брау­ном, Виктором Ющенко... У украинского гражданина Андрея Клюева формальных возможностей побольше. Но зато могут приревновать коллеги по партии. Самые ревнивые даже намекали, что в следующий парламент Андрею Петровичу лучше баллотироваться по списку БЮТ, раз уж ему удалось с ними «достигнуть консенсуса» и он готов «морально поддерживать друг друга» (цитаты - из клюевского интервью «Делу»).

Борис Колесников, правда, дал понять, что коллеги-спонсоры зла на Андрея Петровича не держат, но сам Клюев на всякий случай через партийную пресс-службу поспешил заверить соратников, что «разговоры о развале Партии регионов - про­вокация». А дальше - почти сти­хами. «Мы сильны и едины как никогда. Мы и наш лидер Виктор Янукович». Люди, знающие ораторские таланты «теневого вице-премьера» не понаслышке, говорят, до сих пор в восхищении. От Клюева решили не отставать Святослав Пискун, пообещавший - тоже устами пресс-службы - «быть всегда там, где хочет видеть меня партия», и Нестор Шуфрич, признавшийся, что чувст­вует себя... штыком, «который Янукович никогда не потеряет».

Чем вызван такой прилив демон­стративной лояльности регионалов, которых считают лоббистами сотрудничества ПР и БЮТ, объясни­ли все те же пресс-секретари. Оказывается, в последнее время ширятся слухи, что внутри партии дейст­вует некая «группа из 34 человек», затевающая - ни больше ни меньше - раскол монолитных бело-синих рядов. Слухи действительно ширятся, точнее «сливаются» - через интернет-сайты. Правда, в «списке 34-х» почему-то значатся 28 фамилий, включая уже заявившего о выходе из ПР Тараса Чорновила и сообщившего об «особой позиции» Василия Грицака.

Сам Грицак озвучил другую цифру - 37. Именно столько депутатов-регионалов, по его словам, не попадут в партийный список на следующих выборах. Но этот список, по словам нардепа-милиционера, составлялся, конечно, не в БЮТ. Его авторы - здесь Грицак перешел на язык, уже знакомый нам по заявлениям пресс-службы ПР, - «партийные интриганы, которые что-то нашептывают на ухо Виктору Януковичу», к которому сам депутат (разумеется!) «относится с большим уважением». Фамилий - уже традиционно - депутат не назвал, но намекнул на всех тех же распоясавшихся спонсоров. Но не всех - по словам Грицака мест в списке не хватает прежде всего лоббистам «РосУкрЭнерго». Ту же группу, представленную во фракции Юрием Бойко и Сергеем Левочкиным со товарищи, называет в своем заявлении и Чорновил. И именно этим, кстати, объясняют, почему бумага до сих пор лежит в сейфе Януковича без движения. Скандал может получиться слишком громким.

Люди Фирташа, впрочем, делают вид, что не обращают внимания на «чудачества» Чорновила. А поведение Грицака объясняют вполне про­заически. Дескать, увлекся Васи­лий Николаевич отстаиванием личных коммерческих интересов. И на этой почве слишком уж сблизился с нынешним министром внутренних дел. Настолько, что попытался попасть в список «Народной самообороны», а через него - в БЮТ. Да вот только Юрия Луценко и самого в премьерский список приглашают не активно, поэтому, мол, остался борец за пас­портизацию всей страны и выселение института «Республика» из помещения в центре столицы у разбитого корыта. Тогда Грицак и решил хлопнуть дверью. Сам Грицак, правда, говорит, что ни в какую «Само­оборону» не собирался и вообще симпатизирует... коммунистам.

По удивительному совпадению, в список КПУ сватают еще одного регионала. Дмитрий Табачник крепко обиделся на Бориса Колесникова, который в сентябре обозвал его «дешевым клоуном» и «казнокрадом, способным только книжки и картины из и так небогатых украинских музеев тырить». Истерика Бориса Викторовича объяснялась тем, что уж очень нелицеприятно отзывался Дмитрий Владимирович об оппорту­низме донецких бизнесменов, ради сделки с властью готовых отказаться от программных установок регио­налов. Табачник втайне надеялся, что «разбушевавшегося» однопартийца приструнит лично Янукович, которого бывший гуманитарный вице-пре­мьер (конечно же!) «лично глубо­ко уважает». Но лидер ПР промолчал. И обиженный депутат даже написал заявление об уходе. Публика бумагу, правда, тоже не увидела, но, как заметили люди, знающие исключительно по личной просьбе Виктора Федоровича. Ну, не любит лидер регионалов скандалов. И очень уж уважает партийных финансистов. Зато Петр Симоненко уже успел заявить, что «у Табачника есть имя, и он может стать полезным любой партии».

Впрочем, известным милиционером и не менее известным коллекционером потери регионалов могут не ограничиться. Сам Грицак многозначительно намекнул, что среди «отщепенцев поневоле» могут оказаться и другие депутаты, проголосовавшие против выделения денег на досрочные выборы. В том числе и Василий Горбаль. Руководство ПР к главному киевскому регио­налу в последнее время действительно охладело. Настолько, что Горбаль даже в интервью признавался, что его дер­жат в неведении относительно самых принципиальных партийных решений. Но особенно задело Василия Михайловича решение «передать» Киев под кураторст­во Юрия Бойко. С Горбалем при этом, похоже, даже забыли посоветоваться.

Учитывая недавнюю смену караула в Харьковской области и слухи о возможных рокировках в Крыму и Одессе, «зачистка региональных парторганизаций» имеет шанс пре­вратиться в тенденцию. Хотя пока Горбаль демонстрирует лояльность. По меньшей мере к лидеру - это, как видим, у регионалов обязательный ритуал. А вот по поводу Колесникова и его обещания собрать на выборах «от 42 до 46 процентов» лидер киевских регионалов высказы­вается без особого пиетета. Дескать, хотел бы, чтобы Борис Викторович «своим оптимизмом зарядил всех», но пока не получается...

Смена вех

Кто излучает оптимизм, так это «теневой министр топлива и энергетики». Если раньше ему прочили должность министра и даже вице-пре­мьера по ТЭК в действующем Кабмине, то теперь, поговаривают, он вполне серьезно рассчитывает возглавить правительство. Где-то к фев­ралю. Когда Тимошенко окончательно «сольют» - в таком исходе Юрий Анатольевич не сомневается. Тогда, мол, регионалы вступят в игру по-крупному. Могут даже зас­тавить своих депутатов сдать мандаты - как в прошлом году БЮТ. Правда, закон с того времени уже успели поменять и парламент останется полномочным, но как демонстрация серьезности намерений внушает.

А с Горбалем, уверяют в партийном штабе, никто и думал ссориться. И уж тем более расставаться. Пе­рестановки на региональном уровне вызваны подготовкой к избирательной кампании (на Липской прогнозируют, что выборы если состоят­ся, то скорее всего в феврале-апреле следующего года) и сменой политических акцентов, объяснять которую избирателям придется в первую очередь руководителям местных организаций. От традиционных лозунгов - вроде русского языка или нейтрального статуса Украины - никто, разумеется, отказываться не собирается. Но на то, что они будут действовать так же эффективно, как раньше, технологи регионалов уже не полагаются. Во-первых, уже опыт досрочных выборов 2007 года показал - добиться прежней мобилизации избирателей привычными обещаниями не удается. Во-вторых - и это подтверждает внутренняя социология - люди сейчас озабо­чены другим. Последствиями финансового кризиса, угрозой потери работы, собственным материальным положением, скачками курса гривни...

Именно поэтому регионалы все активнее пытаются занять нишу «социального адвоката». Благо, оппозиционерам требовать от власти защитить интересы обычных украинцев, работников останавливающихся предприятий, пенсионеров и неимущих всегда легче. Конечно, у регионалов есть серьезные сдерживающие факторы - в конце концов их спонсоры - это собственники тех самых предприятий, и ответственность в первую очередь ложится на них. Этим и пыталась воспользоваться Тимошенко, когда пообещала отобрать заводы у хозяев, если те пойдут на массовые сокращения. Обещание, честно говоря, маловыполнимое, но человеку, над которым нависла угроза увольнения, в этом разбираться некогда. А неподдельный испуг, с которым премьера бросились сдерживать Ющенко с Ахметовым, похоже, только добавил Тимошенко популярности.

Впрочем, у руководителя правительства тоже не слишком широкое поле для маневра. Иначе не стала бы Тимошенко отказываться от собственных антикризисных инициатив в пользу президентских. И не агитировала бы за пакет, предусматривающий (что бы ни говорили сейчас сами бютовцы) замораживание зарплат и социальных выплат - как минимум на уровне инфляции. А вот оппозиционеры за «антисоциальные» (по словам регионалов) законы голосовать не обязаны. И не голосовали. Правда, использовать представившуюся возможность покритиковать «антинародный режим» лидер бело-синих не смог и наполовину. Даже Азаров на фоне Януковича выглядел непревзойденным оратором. Но что поделать - не трибун Виктор Федорович, не на то учился.

Зато оппозиционеры надеются взять свое в другом. В понедельник регионалы пообещали взяться еще и за отстаивание интересов местного самоуправления. Мэрам и депутатам, даже в тех городах, где у регионалов нет большинства, это не может не понравиться - учитывая, что они хронически не получают от правительства денег, предназначенных на социальные программы и поддержку ЖКХ. А поддержка местных властей будет для регионалов совсем не лишней. И на выборах, и вообще... Правда, добиться от Кабмина выполнения обязательств оппозиционеры вряд ли смогут - при полураспущенном парламенте у них для этого нет даже инструментов. А слишком активное братание с местными властями может иметь и противоположный эффект. В конце концов, ответственными за повышение тарифов и подорожание транспорта избиратели считают не только правительство.