Размах «распила» бюджета «командой профессионалов» превосходит все ожидания. Несмотря на колоссальный дефицит бюджета Пенсионного фонда в 26,6 млрд. грн., правительство Н.Азарова намерено потратить четыре миллиарда на внедрение электронной социальной карточки. Учитывая, что получателями карточки должны стать около 13,5 млн. человек, по грубой прикидке, Кабмин вытащит из кармана каждого льготника на эту затею примерно 300 гривен.
«Зеркало недели» получило проект Государственной целевой программы «Создание единой информационно-аналитической системы учета и управления средствами социальной сферы с использованием электронной социальной карточки на 2010—2013 гг.». Судя по тексту, деньги будут выделены на проект того, что совершенно не нужно ни государству, ни налогоплательщикам, ни получателям его услуг, а наоборот, создает лишние проблемы. Жизнь же этого проекта остановится в тот день, когда будет освоена и украдена последняя бюджетная гривня, выделенная на его реализацию.
Месяц назад «ЗН» уже писало о широко разрекламированном проекте создания электронной социальной карточки (ЭСК), который лоббируется, по словам источников в Кабмине, в интересах российской компании «Ситроникс», не имеющей никакого опыта в разработке продуктов такого класса. Мы задали целый ряд вопросов: зачем создавать в такие сжатые сроки супердорогой проект, когда в Украине отсутствует инфраструктура для его реализации? Как можно создать систему управления и выдачи государственных средств на карточку, если в стране отсутствует система защиты информации электронной смарт-карты? Как можно контролировать работу десятков государственных ведомств, связанных с процессом начисления льгот, пенсий и субсидий, если в этих ведомствах отсутствует электронный документооборот, отсутствует защищенная система обмена данными? Как можно координировать и управлять ЭСК, если отсутствует электронный управленческий учет работы министерств и ведомств, местных и центральных органов фискальной, финансовой и социальной сферы? Вопросы мы не поленились озвучить не только в газете, но и в специальном запросе на имя премьер-министра Николая Азарова. Увы, ответа на запрос мы не получили.
Государственная целевая программа ЭСК предполагает оснащение карточками в 2011 году 100% льготников и пенсионеров в четырех регионах Украины — Киеве, Киевской, Харьковской и Черновицкой областях. На эти цели бюджет выделит 1,166 млрд. грн.
А всего на стопроцентное оснащение карточками всех украинских пенсионеров и льготников в 2011—2013 гг. запланировано 3,966 млрд. грн. Колоссальная сумма. Для сравнения: — за шесть лет, с 2003 по 2009-й, на все программы информатизации всех органов власти, на построение всех государственных реестров, закупку программного обеспечения, закупку всех компьютеров и сетей во всей Украине было потрачено 3,2 млрд. грн.
Что мы получим за эти деньги? Рассмотрим компетентность выполнения самого важного раздела «Ожидаемые результаты, эффективность Программы». Ниже перечень основных задач проекта ЭСК с нашими комментариями.
Итак:
1. «Підвищення рівня охоплення соціальною підтримкою незаможних верств населення при раціональному використанні бюджетних коштів». Это ложь. Охват населения может обеспечить создание единого реестра физических лиц и создание системы управленческого учета во всех органах власти, связанных с процессом начисления всех социальных выплат, но не только пенсий и субсидий. В чем выражается «рациональное использование» средств — в каких цифрах, в каких сроках окупаемости?
2. «Вдосконалення адресного характеру надання соціальної підтримки». Это ложь. Предоставление социальной помощи — это сложный процесс взаимодействия различных министерств и ведомств, который может обеспечить только соответствующая система управленческого учета. Эта система должна работать в единой защищенной коммуникационной среде обмена данными. Для обретения права на получение субсидии нужна справка об отсутствии задолженности по ЖКУ, для получения субсидии на ребенка нужно свидетельство о рождении из ЗАГСа, для получения справки о невыплате пособия по безработице надо обратиться в службу занятости и т.п.
Таким образом, если пользователь запрашивает государство о выплате каких-либо средств, он может получить деньги на карточку только после того как государственные органы проверят и будут иметь подтверждение, что такой-то гражданин действительно имеет право на получение этих денег, и его запрос на перечисление средств можно выполнить. А в Украине это невозможно, потому что все системы управленческого учета у нас остаются в бумажной форме, базы данных всех органов власти несовместимы между собой, и потому предоставляют противоречивую информацию. И передать эту информацию нельзя, поскольку отсутствует система защищенной и ответственной передачи данных даже между самими государственными органами.
Еще один пример: по данным Госкомстата, в 2009 году в Черновицкой области умерло 11 665 чел. Однако министерством ЖКХ при этом обнародованы такие данные по Черновицкой области, основанные на показателях, отраженных в отраслевой форме отчетности «Ф1-Похоронное дело»: похоронено умерших — 7 тыс. чел. При этом реализовано гробов — 1036 шт.; выкопано могил — 865 ед. Как же в таком случае может проходить автоматическое перечисление на карточку адресных субсидий органами соцзащиты на похороны граждан и распоряжение этими средствами, если отчетность совершенно не позволяет государству автоматически контролировать правомерность перечисления субсидии? Автоматизация выплат и начислений на ЭСК предполагает автоматизацию контроля и автоматизацию систем управления между различными ведомствами.
3. «Забезпечення повноти обліку осіб, що мають право на отримання соціальної підтримки». Это ложь. ЭСК, разрабатываемая Министерством финансов, не обеспечивает и не может обеспечивать полноту учета, поскольку учет льготников и пенсионеров осуществляется на основании баз данных соответствующих органов Министерства социальной политики.
4. «Отримання громадянами соціальних послуг на всій території країни з забезпеченням у кожному регіоні обліку послуг, наданих за допомогою електронних соціальних карток як мешканцям цього, так і інших регіонів». Это ложь. В Украине отсутствует Национальная система конфиденциальной связи, предусмотренная законом, и не внедрена информационно-телекоммуникационная система «Финансы», предусмотренная постановлением правительства. И потому никаких услуг в других регионах граждане получать не смогут — нет системы обмена данными между госорганами, и без бумажных справок госструктуры никому деньги ни на какие карточки перечислять не будут.
5. «Зниження на третину частки небідного населення серед одержувачів соціальної підтримки». Это ложь. Определить, кто бедный, а кто небедный, можно только в случае, если создана система связи, электронный документооборот и унифицирован управленческий учет во всех финансовых и фискальных структурах и в органах социальной защиты.
6. «Спрощення взаємодії громадян з органами соціального забезпечення та процедури ідентифікації громадян і підтвердження їх права на отримання соціальної підтримки». Это ложь. Упростить взаимодействие граждан с органами соцзащиты может только упрощение управленческого учета и организации работы самих органов соцзащиты. Карточка — это всего лишь один из инструментов этого взаимодействия. Подтвердить право на соцпомощь могут только справки и паспорт. Автоматизировать процесс может только внедрение единого реестра физических лиц на основе единой электронной цифровой подписи.
Согласно международным обязательствам Украины, нашим властям придется в течение ближайших двух-трех лет реализовать программу биометрического паспорта — и эта система однозначно станет основой интеграции любых баз данных. Таким образом, необходимость в учете граждан на основе ЭСК в принципе отпадет. И проект карточки, даже если его реализуют по плану, будет тихо списан и забыт… Вот только деньги не вернутся.
7. «Підвищення до 50% питомої ваги коштів на соціальну підтримку, що надаються бідному населенню». Это ложь. ЭСК не способна определить сама по себе, кто бедный, а кто небедный. Для этого надо внедрить систему электронного документооборота между заинтересованными государственными ведомствами. А из кармана каждого бедняка ЭСК вытащит 300 гривен.
8. «Надання інформації для своєчасного і повного відшкодування фактичних витрат надавачам послуг за надані пільговикам послуги, що підтверджені звітними даними». Это ложь. Но очень циничная ложь, на которую стоит обратить особое внимание. Функция карточки здесь прямо определена как сугубо информативная. То есть это еще один инструмент для сбора информации. Но ведь смысл создания ЭСК не в том, чтобы оптимизировать затраты государства, а для того, чтобы навесить на социальные службы еще одну статью расходов и занятости! Никто не будет пользоваться статистикой ЭСК, поскольку все равно все системы учета могут официально основываться только на своих существующих бумажных системах документооборота, для которых данные карточек никакого значения не имеют!
9. «Створення єдиного середовища електронної взаємодії для органів Міністерства праці та соціальної політики України, Пенсійного фонду, інших органів державної влади та фондів загальнообов’язкового державного соціального страхування». Это ложь. Государству нет никакого смысла создавать самостоятельную систему «электронного взаимодействия» между указанными органами только для целей соцзащиты. Государству необходима электронная защищенная система документооборота и организация корректного управленческого учета в органах власти всех уровней, достоверная работа единых баз данных и учета физических, юридических лиц и объектов собственности.
Господа, начисление пенсий и субсидий требует полной реорганизации работы всех государственных органов, а карточки здесь — вопрос 101-й.
10. «Створення ефективної інфраструктури публічного (громадського) доступу громадян до створених державних інформаційних ресурсів та інших засобів інформаційно-довідкової підтримки і соціального обслуговування громадян». Это ложь. С какой стати проект ЭСК сможет обеспечить такой доступ? Ни одна база данных и ни один орган госуправления не способны выполнять свои функции и предоставлять государственные услуги населению через электронный доступ. Инфраструктуру следует создавать тому, кто владеет информацией и организационной структурой.
11. «Зміцнення основи для надання електронних державних та муніципальних послуг населенню». О какой основе вообще написали здесь разработчики? Основой предоставления электронных государственных и муниципальных услуг населению может быть только Национальная программа информатизации, а также другие законы и нормативные акты Украины, согласованные и принятые за последние 10 лет. «Укрепить основы» можно только в том случае, если не дерибанить деньги на реализацию государственных программ!
Итак, проект ЭСК в настоящее время представляет собой просто еще один вид банковской карточки, созданный для контроля движения финансовых средств на счетах Пенсионного фонда и других социальных служб. Но простите, а зачем давать пенсионерам и льготникам еще одну карточку, если они и так пользуются услугами 80 коммерческих банков для получения пенсий?
Самое главное: система управленческого учета Министерства социальной политики не позволяет в ближайшее время решить задачи организации электронной карточки и электронного взаимодействия между Пенсионным фондом, Фондом занятости, Чернобыльским фондом, Фондом о временной утрате трудоспособности, Фондом страхования от несчастных случаев! Электронного взаимодействия между этими органами нет, и организация такого взаимодействия требует радикальной перестройки госаппарата, что совершенно нереально решить в течение
2011 года.
Базы данных, на которых Минфин сегодня пытается построить социальный процессинг, для этих целей не предназначены. Так, например, в Минсоцтруда работает Единый государственный автоматизированный реестр льгот (ЕГАРЛ), в базе данных которого числится более 13,5 млн. человек. Но этот реестр не включает чернобыльские льготы, субсидии, компенсационные выплаты. Эти данные сегодня отражаются в других информационных системах, которые построены на несовместимых программных продуктах. Все эти системы Минсоцтруда пытается объединить за счет кредита Всемирного банка в новую систему — Информационно-аналитическую систему социальной защиты населения, которая строится уже на отдельном программном продукте, не совместимом с другими. Такая картина. Строим разные системы, а хотим обслуживать единую соцкарточку…
При этом в государстве параллельно будут реализовываться десятки других карточных проектов — и тоже за бюджетный счет. Например, в проект бюджета закладывается около 1,5 млрд. грн. на проведение реформы здравоохранения. В рамках проекта планируется внедрить в пяти регионах электронные медицинские карточки для всех пациентов.
Карточная «эпидемия» поразила органы власти на всех уровнях. Покажем на доступном примере, что введение электронных карточек сейчас в Украине —реформа, предпринятая просто для дерибана бюджетных средств. Например, в каждом виде коммунального транспорта существуют свои карточки. Так, в Киеве в сентябре 2010-го власти ввели электронные карточки для проезда исключительно в трамваях. Несмотря на введение электронной карточки, льготники (большинство пассажиров трамваев), по-прежнему ездят по удостоверениям, без карточек, а в трамваях дополнительно установили не только терминалы для считывания карточек, но еще и кассовые аппараты. То есть вместо того, чтобы путем введения электронного проездного сократить кондукторов и упростить контроль, киевские власти нагружают кондукторов дополнительной работой тратят огромные деньги, которые никогда не вернутся и никогда не окупят инвестиции.
Но и это еще не весь абсурд: карточки для трамваев проживут совсем недолго. Потому что уже через несколько месяцев столичная мэрия собирается вводить новую систему учета пассажиров и новые карточки для всего коммунального транспорта!
К сожалению, премьер-министра Украины почему-то не беспокоит вопрос, а зачем вообще строить за счет бюджета такое количество самостоятельных и не связанных между собой карточных систем, если все эти процессы может без проблем решать ОДНА карточка, точно такой же стоимости.
Для сравнения: в России, опыт которой по внедрению ЭСК президент В.Янукович поручил 4 июня с.г. изучить правительству, третью часть расходов по внедрению ЭСК берут на себя коммерческие банки — участники проекта.
В России целями проекта называется конкретное сокращение бюджетных расходов. По заявлению главы Сбербанка Германа Грефа, реализация проекта ЭСК в РФ должна привести к сокращению 60—70% работников социальной сферы. Греф назвал конкретные сроки окупаемости проекта ЭСК, взято обязательство обеспечить четырех-пятипроцентную доходность. В проекте ЭСК в Украине никаких цифр не указано! Где экономия? Какие функции управленческого учета в каких конкретно структурах должны быть автоматизированы? Какие технические требования к каналам связи, к защите информации? Где интерес государства и общества?
Кабмин за месяц не нашел возможности хоть как-то и хоть что-то ответить на вопросы «ЗН» о нарушении проектом ЭСК многочисленных законов и нормативных актов, действующих программ информатизации, о нарушении логики построения электронного государства, об отсутствии технологической базы для реализации этого решения и т.д. Никаких комментариев. Никаких опровержений. У правительства Николая Яновича, судя по работе над Налоговым кодексом, выработался фирменный стиль — не обращать внимания на мнение налогоплательщиков и игнорировать любые критические замечания. До того момента, пока не начинаются демонстрации протеста.