UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ… РАЗГРАБЛЕН, ИЛИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ПЕРЕДЕЛА ГЛАЗАМИ ВИННИЦКОГО МЭРА

Александр Домбровский, 1962 г.р. До избрания в марте 2002 г. городским головой Винницы был депутатом горсовета, лидером областного объединения «Новая Украина» и заместителем председателя областной организации НДП...

Автор: Татьяна Пархомчук

Александр Домбровский, 1962 г.р. До избрания в марте 2002 г. городским головой Винницы был депутатом горсовета, лидером областного объединения «Новая Украина» и заместителем председателя областной организации НДП.

Вне политики возглавлял фирму «Бизнес-центр» и филиал «Южмаша» в Западной Украине.

Восьми месяцев, которые прошли после мартовских выборов, оказалось более чем достаточно, чтобы увидеть, чем, собственно, эта народная забава так притягивает большинство соревнующихся. Правда, если на верхних этажах здания торжествующей демократии дивиденды от выигрыша извлекаются хотя бы внешне цивилизованным, т.е. законодательным, переделом экономики «под победителей» и лоббированием своих интересов, то на местах все это зачастую еще имеет вид откровенного «дерибана».

Причем ввиду «мелкости» масштабов в отдельно взятых местах говорят о нем крайне редко, и уж тем более не представители победившей власти. Поэтому откровенность винницкого мэра Александра Домбровского в данном случае можно расценивать как откровение. Потому что все, сказанное 40-летним головой, словно через школьный трафарет экстраполируется на сотни городов, из которых и состоит Украина. Не «наша» или «единая», а живущая реальной жизнью.

Не умеешь воровать — научим, не хочешь — заставим

— Я, поверьте, не новичок в управлении и бизнесе, но действительно первым открытием для меня после избрания городским головой стало то, сколько сегодня людей не хотят играть по общим правилам. Они привыкли открывать двери в соответствующие кабинеты ногой и просто не понимают, когда я ставлю их в общую очередь. Первое время вообще откровенно требовали: передели в нашу пользу рынки, передели рыночный сбор, маршрутные такси...

— Господа, — говорю им, — вы хотите получить эту землю? Нет проблем! Принимайте участие в тендере, и если больше заплатите в бюджет — получите. Вам нужны эти помещения — принимайте участие в аукционе. Если ты лучший хозяин — ты и выиграешь. Уважаемые, городская власть готова поддерживать вас в бизнесе и производстве, но лишь тогда, когда есть «дельта» сверху, а не с целью забрать то, что еще осталось у городской общины». Но многими это так и не воспринимается.

Отсюда и ажиотаж, который подняли некоторые вокруг решения городской власти упразднить большую часть стихийных рынков, а оставшимся предоставить юридический статус на условиях долгосрочной аренды городской земли. А все почему? Для города — это увеличение бюджетных поступлений, а для кого-то — потеря «живых» денег, которые они многие годы раскладывали по своим карманам. Поэтому все и началось инспирироваться, подогреваться и накручиваться.

И если кто-то заявляет, что мы хотим забрать у одних людей, чтобы туда пришли другие, — это неправда. На улицах, где мы уже убрали стихийную торговлю, больше никого нет и не будет. Я считаю абсолютно однозначно: город должен быть городом, улицы — улицами, а базар — базаром. Мест, где можно нормально торговать, в городе предостаточно.

Я убежден, что все политические инсинуации, которые сегодня происходят в Виннице вокруг городской власти, возникли именно потому, что кому-то не дали оторвать, переделить, ухватить. Именно по этим причинам кое-кто начал финансировать не совсем корректные по отношению к городской власти кампании.

По моему мнению, сегодня основной конфликт в городе состоит в том, какая власть и какой мэр нужны Виннице. То ли мэр, который сам ворует и другим дает украсть, или тот, который сам не крадёт и другим не даёт? И все мы должны определиться, чего же хотим. В целом это, кстати, и прессы касается. Либо мы независимы, объективны и ищем правды, или мы продажные и обманываем людей ради того, чтобы у нас были большие тиражи.

— Тем не менее ситуация в Виннице вызывает нечто вроде ощущения дежа вю. Вы вот возмущаетесь некими силами, которые чуть ли не приступом пытаются взять кристальную цитадель горисполкома. А в это время ваш же заместитель Василий Жорноклей публично заявляет, что-де сама городская власть в Виннице коррумпирована насквозь.

— Я, честно говоря, не хотел бы комментировать выступления Василия Андреевича, потому что это его личное видение. С другой стороны, сегодня каждый ответственный работник, тем более заместитель городского головы, должен представлять не только личную точку зрения, но и городской власти, представителем которой он является. (Непосредственным поводом для вышеупомянутого заявления стала проверка ряда коммунальных комплексов, которые в свое время были сданы в аренду. Как оказалось, городское имущество было фактически подарено прежними властями своим людям на 25 лет. Например, стоимость аренды 5-этажного Дома быта на центральной улице города составляла... 95 гривен в месяц (5 коп. за 1 кв.м, что меньше квартплаты за стандартную двухкомнатную квартиру. — Т.П.)

По поводу этих договоров, которые заключались еще в начале 90-х, мы обратились в суд. Это действительно вопиющие факты, но ведь заключал эти договора не я и никто другой из моей команды. Верно?

Если речь заходит о коррупции, давайте говорить о конкретных действиях конкретных людей. Кто это, какое управление, когда и в чем его обвиняют. Давайте конкретные факты. И если буду иметь их подтверждение, я вам гарантирую: в течение 24 часов этот человек не будет работать в структуре исполнительной власти, а я дам соответствующее представление в прокуратуру, в суд, в налоговую милицию. Но я хотел бы, чтобы это были факты, а не эмоции. Действительно, борьба за правду, а не сведение каких-то политических или амбициозных счетов между людьми.

Вот, например, была статья, что-де за открытие любого бизнеса в Виннице чиновникам платят определенную мзду. Наиболее часто звучала тема маршрутных такси. Дескать, каждый маршрут стоит то ли тысячу, то ли три тысячи долларов. Так вот, хочу сказать, что за все время моей работы головой в городе не появилось ни одного нового маршрута — вполне достаточно существующих. И мне сегодня говорить что-либо о тех же предшественниках, что кто-то брал или не брал, — очень тяжело. Ведь никаких судебных исков не было, прокуратура дел не возбуждала. Что я должен делать?

Думаю, то, что сделал: мы создали транспортную комиссию, куда ввели основных перевозчиков — автопарк, ТТУ, маршрутчиков, таксистов. И теперь для того, чтобы принять любое решение, нужно собирать их всех. И не в кулуарах, а исходя из общих правил игры: что пойдет на пользу городу, а что — нет. Также в эту комиссию мы ввели представителей СМИ, чтобы все было гласно, понятно и без упреков.

Аналогично реконструирована и работа тендерной комиссии. Но, к огромному сожалению, есть люди, которым такие правила игры не нравятся, которые хотели бы работать так, как это было раньше. Причем это люди, которые не работают в структуре исполнительной власти, а находятся вне ее границ. И сегодня они предпринимают определенные шаги, чтобы не дать заработать этому механизму прозрачности.

— Александр Георгиевич, а вам после всего сказанного просто по-человечески не страшно? Ведь когда доходит до переделов того, чего осталось не так уж и много, — не до сантиментов. За последние годы киллеры уже покушались на мэров всех крупных подольских городов — Жмеринки, Могилева-Подольского, Винницы. В июле был убит депутат Винницкого горсовета и один из самых влиятельных бизнесменов города Виктор Кишек...

— Это сложный вопрос. В частности, то, что произошло с Виктором Кишеком, как мне передали, — определенное предупреждение мне и власти в целом. Да я и сам знаю людей, которые приходят ко мне в кабинет, клянутся в верности, просят поддержки в решении определенных проблем, а потом направляются в другие структуры для того, чтобы их финансировали, и говорят: «Мы эту власть будем «мочить».

Но все же не хотел бы, вопреки всей сложности ситуации, драматизировать ее. Я говорил и говорю, что город не продам. Нас продавали в пакете уже очень много раз: оптом и в розницу, районами и микрорайонами, с заправками и без, с магазинами и без магазинов — больше этого нельзя допустить. Я хочу честно смотреть людям в глаза и доказать, что все-таки в этой стране можно что-то сделать. Как бы там ни было, мы конструктивно прожили это время после выборов: на 100% профинансировали защищённые статьи бюджета, подремонтировали дороги, отремонтировали почти все школы, продержали до 1 июля горячую воду, а 30 августа, как и обещали, снова включили ее; спокойно отправили в отпуска всех бюджетников и дополнительно профинансировали отдых детей работников бюджетной сферы.

Впрочем, хроническая для регионов нехватка денег, по словам городского головы, не даёт ему оснований быть довольным, например, качеством ремонта городских дорог. Обратная сторона — наполнение бюджета — требует таких же изменений в подходах и прозрачности, как и любая другая отрасль хозяйствования.

Губернатор — друг, но бюджет дороже

Многие говорят, что винницкий мэр сильно изменился за последние месяцы. Все так же патронирует концерты джаза и классической музыки, не прочь при случае и сам сесть за рояль, но при этом стал заметно жестче. Особенно в принятии непростых решений.

Однако так говорят те, кто знал Домбровского только «счастливчиком по жизни». Как самого молодого в Украине первого секретаря горкома комсомола, ставшего таким в 25 лет, как основателя успешной фирмы. Гораздо меньше людей знают, что на занятия в политехнический институт он ежедневно добирался из неблизкого райцентра, а чтобы содержать молодую семью — играл на свадьбах. И уж вовсе единицам известно, что в свое время бизнесмен Домбровский в связи с обвалом гривни оказался на грани банкротства. Вместе с компаньоном он дважды закладывал собственное имущество с квартирами. И — устоял. Вот и сегодня, чтобы поднять уже город, он тоже готов пойти ва-банк.

И даже пожертвовать затишьем на плацдарме мэро-губернаторских войн. Винница в свое время стала таковой одной из первых в Украине, явив феномен Дмитрия Дворкиса, который сумел пережить в таком противостоянии четырех губернаторов, пока сам не стал им. Однако подобная «холодная война» успела поднадоесть горожанам, поскольку невольно сказывалась на вопросах газа, горячей воды, ремонта дорог. Так что Домбровский победил на выборах не в последнюю очередь благодаря явному благоволению губернатора области, что как бы априори являлось гарантией социально-политической стабильности в областном центре.

Но с течением времени меняется многое, в т.ч. и губернаторы. Изменился и мэр.

Так, на недавнем совещании по вопросам выполнения местных бюджетов губернатор области Виктор Коцемир привел в качестве примера для подражания Винницкий район, который, согласно данным Кабмина, оказался первым в Украине (!) по перевыполнению плана бюджетных поступлений — 127%. Замечание мэра, что эти средства «украдены» у Винницы, вызвало явное неудовольствие губернатора. Со всеми вытекающими последствиями.

Тем не менее Домбровский остался при своем мнении. А именно: фактические границы областного центра не совпадают с его юридически определенными границами.

— В результате большая часть земли, которая фактически является территорией города, на которой работают городские предприятия и организации, юридически относится к Винницкому району. Соответственно, налоги на землю, начисления на зарплату и т.п. направляются в районный бюджет. Вместе с тем, все затраты, связанные с обеспечением жизнедеятельности этих территорий, финансируются из городского бюджета. Это — нонсенс! Именно поэтому мы настойчиво ставим вопрос о юридическом оформлении фактических границ города.

Говорят, что подобная настойчивость мэра скажется на отношениях с областными властями сразу же после Нового года. И, возможно, тотчас превратит в порушенный кегельбан Винницкий горсовет, балансирующий на грани ситуативного равновесия.

О романтиках печати и шантажа

В депутатском плане Винница тоже своего рода мини-копия парламента. С той же проблемой отсутствия современного подобия волшебной палочки-голосовалочки в виде большинства. Как и в парламенте, так и здесь, избирательные страсти, едва поутихнув, сразу же уступили место конкретным экономическим и бизнес-интересам. Которые, в свою очередь, напрочь подкосили изнутри ожидаемую корпоративность «новых депутатов» от бизнеса, составляющих профессиональное большинство в горсовете. Разве что депутатских групп-«фракций» здесь поменьше, хотя основной баланс сил — почти тютелька в тютельку.

— Александр Георгиевич, а насколько уверенно чувствуете вы себя при горсовете, который превратился в пресловутых «лебедя, рака и щуку»?

— Я считаю, что в целом не нужно драматизировать ситуацию относительно депутатского корпуса. Каждый из депутатов — личность, что бизнесмен, что политик, что директор школы. Причем личность уже состоявшаяся и самодостаточная. И я понимаю, что каждый из них хочет внести в жизнь города что-то свое, что-то сделать. И если поднимается вопрос о том, что городская власть что-то недоделывает, то я соглашаюсь с этим, потому что у нас есть бюрократическая система, которая формировалась долгие годы. Отношение аппарата к депутатам в некотором роде тоже бюрократичное, и нужно просто работать, чтобы снять это напряжение. В одних случаях оно возникает по вине работников аппарата, в других — по вине депутатов.

В целом я доволен депутатами. Новая команда в мэрии, в которой немало предпринимателей, уже сделала многое для того, чтобы малый бизнес в Виннице увереннее становился на ноги. В частности, я убежден, что хороший эффект даст эксперимент горисполкома по регистрации бизнеса «в одном окне». В конце концов, мы сознаем, что предприниматели обеспечивают занятость горожан, наполняют бюджет и власть просто должна оказывать им содействие. Ну и рассчитывать на обратное, когда этот бизнес уже прочно стоит на ногах.

Так, в Виннице бизнес ежегодно вкладывает более 20 миллионов гривен на строительство и реконструкцию собственных объектов. Правда, в основном это касается ресторанов, кафе, магазинов, строительства офисов. Вкладывать средства в строительство жилых домов, обновление водопроводов и канализации, ремонт дорог и прочее благоустройство города стремления нет. Поэтому исполком принял решение, что каждый бизнесмен, вкладывая деньги в бизнес-проект, обязан предусмотреть 10—12% «для развития социальных и инженерных инфраструктур города». Восторга, конечно, нет, но понимание необходимости этого присутствует.

«Донецкие», «киевские» и — «винницкие»

Последние события в Украине невольно сделали темой №1 т.н. пришествие «донецких». Для Киева — на мягкие места власти, в регионах — к уже конкретным объектам. Относительно Винницы первый такой звонок прозвучал еще накануне выборов из уст лидера коммунистов Петра Симоненко.

— Я сам из Донбасса, — заявил он тогда на встрече с журналистами, — поэтому хорошо знаю, что может Донбасс и что он сейчас хочет сделать. Думаю, что «донецкий клан» купит себе в дополнение к угольному еще один Донбасс — сахарный. Могу сразу сказать, что у вас на Виннитчине будет перераспределение собственности и очень жесткая борьба.

— Александр Георгиевич, вы вот говорите, что пытаетесь сохранить баланс интересов с местным капиталом. А что если его завтра вместе с городом просто проглотит капитал пришлый? Что вы можете сказать о разговорах, дескать, некоторые финансово-промышленные группы, включая донецкую, делают все, чтобы сначала развалить некоторые винницкие предприятия, а потом скупить их за бесценок.

— Ну вот опять же — снова о слухах. Давайте смотреть на ситуацию реально: бизнес во всем мире интернационален. Например, американцы имеют свои корпорации в Японии и Англии, они в свою очередь — в США. В Виннице сегодня есть представительства разных структур — и запорожских, и харьковских, и днепропетровских, и киевских, и львовских. И это нормально, когда к нам приходит серьезный бизнес и создаются рабочие места. Мы заинтересованы в этом и ведем много переговоров, чтобы привлечь в город мощных инвесторов.

Проблема на самом деле в другом. Система налогообложения этих структур должна работать таким образом, чтобы наполнялся городской или областной бюджет, а не киевский. Тот же «МакДональдс» — это филиал, который зарегистрирован в Виннице, но, насколько я знаю, платит он здесь только за землю и начисления на зарплату. Все остальные налоги уходят в Киев. Так же работают и другие филиалы.

— Как вы относитесь к разговорам о том, что являетесь якобы ставленником одного из руководителей области и соответственно отстаиваете его интересы?

— Давайте так: если уж мы говорим откровенно, давайте говорить конкретно. Если ставленник, то чей? У меня есть много друзей и знакомых среди влиятельных людей края, начиная с губернатора и председателя облсовета. Если речь идет о председателе облсовета Юрии Ивановиче Иванове, то мы когда-то вместе работали: я был первым секретарем горкома комсомола, а он — мэром города. Мы давно дружим и поддерживаем друг друга — это человеческая дружба. У меня довольно нормальные отношения сложились и с губернатором, и со многими народными депутатами, руководителями государства, хотя я этого не афиширую. Так что размышлять на тему каких-то интересов можно, но только на уровне слухов.

Если вы назовете мне хотя бы один пример, когда Домбровский принял в пользу того или иного должностного лица то или иное решение, которое пошло вразрез с интересами города, я вам буду признателен. Будь то Иванов, Коцемир, Матвиенко, Порошенко. У нас бывают дискуссии и с Порошенко, и с губернатором, тяжелые переговоры с облсоветом и Ивановым, но мы понимаем, что город должен развиваться. Мне приятно, что впервые за все годы 12 винницких депутатов приехали на праздник города, поклялись в том, что готовы служить Виннице. Они помогают городу, и город должен помогать им. Но помогать — это не значит что-то продавать. Это разные вещи.