UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАПИТАН И ЕГО КОМАНДА

О причинах отставки Святослава Пискуна с поста генпрокурора Украины сказано уже немало, и вряд ли стоит продолжать эту тему...

Автор: Виталий Репин

О причинах отставки Святослава Пискуна с поста генпрокурора Украины сказано уже немало, и вряд ли стоит продолжать эту тему. Не раз в СМИ «обкатывалось» и назначение Геннадия Васильева: что из себя представляет, кто лоббировал его приход на Резницкую и какие интересы будет лоббировать теперь он сам... Но, как известно, короля играет его окружение. Это касалось Пискуна, относится и к Васильеву. Вот о «свите» говорилось гораздо меньше. Постараемся несколько восполнить пробел.

Вначале о тех, кто ушел (будем говорить о самых близких к генпрокурору людях, его заместителях). Обстоятельства следующие: сразу после назначения Геннадий Васильев предложил замам Пискуна написать рапорта об увольнении. Что и было дисциплинированно выполнено. Всем, за исключением Виктора Кудрявцева, генпрокурор в этой «добровольной» просьбе не отказал.

Позиция первого заместителя генерального Сергея Винокурова накануне этих событий была такова: отношения с Васильевым раньше были неплохими, но в последнее время они виделись редко. Поэтому и будущее виделось расплывчато. Если, мол, предложат достойную и интересную работу, он рассмотрит этот вариант. Если нет - уйдет. Очевидно, не предложили... Хотя опыта работы на самых разных прокурорских должностях ему не занимать: 14 лет был прокурором Минского района Киева, затем первым замом прокурора столицы, несколько лет в ранге замгенпрокурора руководил следствием... Сейчас Сергей Маркиянович оформляет пенсию. Хотя некоторые аналитики прогнозировали, что он останется в Генпрокуратуре и при Васильеве, имея в виду взаимные симпатии Винокурова и коммунистов. Дескать, могло быть предметом неких договоренностей следующее: фракция КПУ голосует за утверждение Геннадия Андреевича в парламенте, а он «зачтет» это при рассмотрении кадрового вопроса. Но, видимо, оказалось достаточно Мартынюка. Впрочем, вроде бы еще не снят с повестки дня вопрос назначения Винокурова ректором Академии прокуратуры, хотя сам Сергей Маркиянович относится к такой перспективе скептически.

Оформляет пенсию и 42-летний экс-замгенпрокурора Игорь Дрижчаный, курировавший, в числе других, вопросы международно-правового обеспечения деятельности Генпрокуратуры. Он много лет, при разных генпрокурорах, руководил соответствующим управлением, и, по отзывам знающих людей, равных ему специалистов в этой области мало. По слухам, Васильев предлагал ему опять возглавить управление, но по сравнению с должностью зама генерального это стало бы понижением, и Дрижчаный отказался. Хотя до последнего дня разбирающиеся люди прогнозировали, что именно Игорь Васильевич (мол, некем заменить) да еще Виктор Кудрявцев (о нем ниже) останутся работать при новом руководстве. Ошиблись... Явных политических симпатий у Дрижчаного не наблюдается, он - независимый профессионал, блестяще владеющий иностранными языками. Но на самом деле и Дрижчаный, и экс-прокурор города Киева Присяжнюк, которым предлагались различные посты в системе прокуратуры, отказались от них, не желая себя связывать с результатами работы нынешней, которые оба специалиста для себя спрогнозировали и оценили.

Интересна фигура Виктора Шокина - как сама по себе, так и в связи с тем участком работы, который был ему поручен при Пискуне. Речь идет о следствии, которое во времена Михаила Потебенько делилось на «как таковое» и «по расследованию особо важных дел». Одним участком руководил Сергей Винокуров, другим - Николай Обиход. Да еще Алексею Баганцу достался «кусок» в виде расследования дела Гонгадзе. Пискун же все объединил и «вручил» Шокину, вернув последнего с пенсии на работу в Генпрокуратуре.

Это вряд ли понравилось Потебенько и Обиходу, не без помощи которых Виктор Николаевич в свое время покинул здание на Резницкой. Возможно, и сейчас судьба Шокина в какой-то мере зависела от советов Потебенько, с которым у Васильева неплохие отношения. Вероятно, «поддала жару» и история с последней пресс-конференцией Шокина, на которой он озвучил «дело Пукача» и заявил о банде «Оборотней-2» в областном Киевском УВД. Было, конечно, ясно, что сделал это Виктор Николаевич по команде Пискуна, однако потом был «сдан» шефом публично (помните - «язык пошел впереди дела»). Итог известен: об «Оборотнях-2» в СБУ и МВД ничего не знают, Пукач на свободе, Шокин в больнице и будет уволен, а новому руководителю следствия, разумеется, понадобится немалое время, чтобы вникнуть в дело Гонгадзе...

Судьба Татьяны Корняковой (в смысле карьеры, разумеется) была предрешена, как только «замаячила» вероятность того, что в Генпрокуратуру вернется Ольга Колинько. И дело, конечно, не в том, что обе принадлежат к прекрасному полу и не смогли бы ужиться. Просто Татьяна Всеволодовна руководила участком работы, который в свое время Потебенько отобрал у Ольги Михайловны, из-за чего последняя и покинула на несколько лет стены здания на Резницкой. Речь о так называемом «общем надзоре», или иначе о защите интересов государства в различных коммерческих и производственных структурах. Если совсем коротко - о контроле за деятельностью этих структур, разумеется, с точки зрения их законопослушания... Думается, не надо объяснять, насколько это важно и опасно для тех, кто идет не в фарватере интересов власти. Не исключено, что Корнякова до последнего момента не верила, что ее «уйдут» совсем, говорят, даже вынашивала идею создания неких специальных «детских прокуратур», то есть подразделений, занимавшихся бы целенаправленно правовым разрешением проблем подрастающего поколения. Идея понимания не встретила, Татьяна Всеволодовна оказалась в больнице...

Александр Христенко, как и Шокин, вернулся в Генпрокуратуру при Пискуне «с гражданки». Тут все просто: ему следовало немного «добрать» стажа для получения полной пенсии. Пробыл он всего несколько месяцев, но, наверное, цели достиг. В качестве зама генерального курировал кадры. В прошлом знавал Александр Андреевич и лучшие времена, в частности, был первым заместителем генпрокурора. Потом прокурорствовал в столице, в Киевской области, затем тихонько вышел на пенсию. Так что ему не привыкать...

Еще два бывших замгенерального - Александр Шинальский (отвечал за тыловое обеспечение) и Александр Медведько (курировал соблюдение законности силовиками при проведении следствия, дознания и ОРД) - «светились» перед журналистами редко, в скандалах не участвовали, и, видимо, их уход большого резонанса в СМИ не вызовет.

Что же касается экс-прокурора Киева Василия Присяжнюка, то тут уже пошли иные «расклады». На его место назначен бывший заместитель донецкого прокурора Ринат Кузьмин. И дело не только в том, что на этом месте Васильеву просто нужен выходец из горняцкого края. А скорее в том, что Ринат - брат Рафаэля Кузьмина, много лет являющегося незаменимым помощником Геннадия Андреевича, где бы тот ни находился. Говорят, что и для Генпрокуратуры влияние этого человека не останется незамеченным. Правда, следует добавить, что приставки «заместитель генпрокурора», как это было у Присяжнюка, у Кузьмина нет.

Пару слов о военных прокурорах. Несколько месяцев назад, после конфликта с Пискуном, пост замгенпрокурора - начальника Главного управления военных прокуратур покинул Александр Атаманюк. И... очутился в кресле начальника Главного следственного управления СБУ. Поговаривают, что перед этим его не раз видели на Банковой, в районе кабинета однофамильца нынешнего генпрокурора... Эти месяцы ГУВП возглавлял Петр Козырь, который на днях так же тихо ушел, как и появился. А заместителем Васильева по «военным делам» стал Анатолий Головин, ранее возглавлявший... Главное следственное управление СБУ. Выходит, их с Атаманюком просто поменяли местами. Журналисты о Головине отзываются как о крайне осторожном человеке, неохотно идущем на контакт. Так что читатели и зрители вряд ли много узнают о деятельности ГУВП при его нынешнем руководстве.

Теперь о тех, кто остался или пришел. Поначалу прикинем общую диспозицию. Условно нынешнюю команду Васильева можно разделить на три части.

Первая - люди, которых он пригласил из Донецка, проверенные временем. Это одиозный Виктор Пшонка, ранее руководивший прокуратурой Донецкой области, и уже упоминавшийся Ринат Кузьмин. Вторая - те, кого ему настойчиво рекомендовали с Банковой, конкретно из АП. Это Ольга Колинько, блестяще справившаяся с ролью «гонителя Пискуна» в кресле главы Координационного комитета по борьбе с коррупцией и оргпреступностью при Президенте Украины, и Виктор Кудрявцев. Политически эти фигуры связывают с СДПУ(о). И наконец, третья часть - люди, которые просто являются хорошими исполнителями и будут добросовестно и беспрекословно делать то, что велит руководство. Это бывший зампрокурора Сумской области Степан Молицкий, экс-прокурор Ривненской области Николай Голомша, а также Анатолий Головин.

Заметим, что у нового генерального - шесть заместителей, в то время как у Пискуна их было девять. Впрочем, ситуация может (количественно) измениться в любой момент. В свое время Михаил Потебенько, если считал человека в системе лишним, сокращал его должность, а потом, спустя некоторое время, «незаметно» вводил вновь. И никаких восстановлений на работе по суду, на чем частенько «прокалывался», например, Владислав Дацюк.

Небезынтересен вопрос: как теперь будут расследоваться громкие, резонансные уголовные дела прошлых лет - по Гонгадзе, Александрову, Лазаренко, Тимошенко и ЕЭСУ, Скнилову, Ту-154, сбитому два с лишним года назад над Черным морем, Козаченко и другие?

Разумеется, Васильев не станет уподобляться своему предшественнику, который всюду, по поводу и без, уверял журналистов и общественность: вот-вот, еще чуть-чуть, и эти дела прокуратура доведет до логического завершения, а преступления раскроет. Как видим, не раскрыла и, скорей всего, вряд ли в ближайшем будущем сделает это. Почему?

Потому что опять поменялись замы генпрокурора - кураторы определенных направлений и расследования конкретных уголовных дел. Значит, в очередной раз будут обновлены и составы следственно-оперативных групп (СОГ). Так уже было при Пискуне, и мы помним крайне болезненную реакцию Михаила Потебенько на замену кадров в СОГ по делу Гонгадзе - экс-генеральный воспринял это как личную пощечину: столько было наработано, а теперь - эта песня хороша, начинай сначала... Хотя в этом случае абсолютно ясно, что песнь Потебенько была куда фальшивее, ведь ему на ухо наступил Президент.

Пройдет ротация - неизбежно сместятся, а точнее сказать, отодвинутся на неизвестно какое время сроки расследования. Процесс долгоиграющий, вялотекущий, но формально - законный.

Судя по всему, новый шеф ГПУ не намерен заигрывать ни с Анне Северинсен, ни с «Репортерами без границ», которые еще не поняли разницу между Потебенько, Пискуном и Васильевым. Торможение (или отсутствие информации) в расследовании убийств Гонгадзе, Александрова Генеральная станет списывать на то, что прежнее руководство прокуратуры занималось популизмом и многое из желаемого выдавало за действительное. Впрочем, где-то так и было: бежали впереди паровоза. Но по ряду вопросов был сделан реальный прорыв, который так и не стал достоянием гласности и о котором, вполне вероятно, не знал и сам Пискун, особенно не вникавший в результаты трудовых будней следствия.

Есть и еще один нюанс: Васильев получил карт-бланш в виде спущенного сверху указания старших товарищей не выделять каких-либо категорий потерпевших (подразумевались, конечно, и журналисты, которые лезут куда не следует) - о том, что все равны, на представлении нового главного прокурора Украины, напомним, говорил Владимир Литвин.

Отсюда вывод. Если упомянутые уголовные дела по Гонгадзе, Александрову, другим работникам СМИ и будут расследоваться, то ни шатко ни валко. И уж во всяком случае без лишней огласки, публичных заявлений.

Видимо, Геннадию Васильеву уже не понадобится готовить очередное представление на Юлию Тимошенко в Верховную Раду, выставляя, подобно Пискуну, свое ведомство на посмешище. Наблюдатели осторожно прогнозируют, что дело тихо-мирно спустят на тормозах и в конце концов закроют за отсутствием либо состава, либо события преступления. На такой вывод наталкивают и события в Москве: дело в отношении бывшего замминистра обороны России Олейника, чью фамилию упорно связывают с Юлией Владимировной, похоже, тоже рассыпается. Впрочем, есть и те, кто так не считает, предлагая подождать, чья идефикс возьмет верх: Президента, желающего видеть Тимошенко в тюрьме, или Медведчука, видящего в Тимошенко кандидата, оттягивающего голоса у Ющенко.

«Автоматом» сойдет на нет и неприлично затянувшаяся история с ЕЭСУ. Серьезных зацепок там как не было, так и нет. Их, впрочем, особо и не искали - в большей степени имитируя громкий процесс и искусственно нагнетая страсти. Все эти картинно-цирковые задержания в Турции, депортация в Украину, заточение в следственные изоляторы - не более чем ИБД (так называют имитацию бурной деятельности) или ИНП (игру на публику)

По скниловской трагедии до суда еще далеко, и хотя прокуратура формально отрапортовала о том, что ее роль выполнена, вряд ли кто-то из генералов и старших офицеров понесет суровое наказание за погибших и раненных на львовском аэродроме. Та же петрушка по сбитому Ту-154. Да, израильская сторона добилась выплат компенсации родственникам пассажиров. Но этого нельзя сказать о россиянах. К тому же, подозрительно долго общественности не предоставляют официальные выводы расследования. В котором, не секрет, есть немало «белых пятен». Возможно, потому и не предоставляют.

Дело Лазаренко всецело зависит от позиции американского правосудия. Может статься, мы не узнаем его вердикта, пока не дождемся результатов... президентских выборов в Украине. Шутка. Но в каждой шутке есть лишь доля шутки.

...Главный вопрос: куда будет двигаться Генеральная прокуратура дальше? К руководству пришла команда хорошо всем известных и о-о-о-чень энергичных людей. Если она не повторит ошибок предшественников и не даст вовлечь себя в политические игры (что крайне маловероятно), то самый оптимистичный прогноз - укрепление законности в стране. Вместе с тем есть основания и для обратного: ГПУ неопределенно долгое время будет пребывать в состоянии стагнации, перманентного восстановления утраченного реноме и увязнет в политических войнах. Мало разгрести авгиевы конюшни, которые еще долго будут ставить в укор, - нужно заявить о себе и своем потенциале чем-то серьезным, чему поверили бы и низы, и верхи. Пока такой объединяющей задачи-максимум не очерчено.

Впрочем, когда материал был готов к печати, из неофициальных источников просочилась информация о том, что Генеральная прокуратура якобы получила отмашку на арест Святослава Пискуна. Если это и «деза», то достаточно тонкая. Святослав Михайлович, о котором говорили, что он за рубежом и, не исключено, попросит политического убежища на Западе, по нашим данным находится в Киеве. Всей стране известны обвинения, выдвинутые Ольгой Колинько в адрес Святослава Пискуна, касаемые коммерческой деятельности экс-генпрокурора. Можно предположить, что прокуратура ставит перед собой цель установления истины в этом вопросе. Можно допустить, что неприятности Святославу Пискуну будут организованы показательно, дабы продемонстрировать, что бывает с теми, кто осмеливается, находясь в государственном кресле, переходить дорогу главе АП. Но не стоит забывать и о том, что и у г-на Васильева есть некий личный зуб на предшественника, организовавшего в свое время проверку продажи квартир в одном из модных домов, построенных в самом центре столицы. В ходе проверки оказалось, что ряд квартир в этом доме был продан по ценам в несколько раз меньшим, нежели рыночные, от чего бюджет недополучил существенную сумму. По случайности жильцом этого дома оказался и Геннадий Васильев…

У нового капитана Генпрокуратуры появился первый шанс публично продемонстрировать, на что он способен. Первых результатов, по нашему мнению, ждать недолго. А пока всех честных работников прокуратуры мы поздравляем с профессиональным праздником.