UA / RU
Поддержать ZN.ua

Камо грядеши?

Так умирают политики. Годами Евгений Кушнарев кропотливо выстраивал свой имидж демократа и государственника, защитника украинского языка и единой Украины, грамотного политика, не бросающего на ветер слов и эмоций...

Автор: Елена Львова
Евгений Кушнарев

Так умирают политики. Годами Евгений Кушнарев кропотливо выстраивал свой имидж демократа и государственника, защитника украинского языка и единой Украины, грамотного политика, не бросающего на ветер слов и эмоций. Теперь этот образ рассыпается на глазах. И возникает новый: узурпатор, губернатор-сепаратист, автор идеи Юго-Восточной Украинской Автономной Республики. Впрочем, сам Кушнарев не верит, что это провал и провал окончательный. «Посмотрим, кто будет впереди», — заявляет он.

Около недели назад харьковского губернатора точно подменили. Сначала Евгений Кушнарев пообещал, что «в Харьковской области не будет ни донецкой, ни львовской власти, будет только харьковская власть, в Харьковской области будут жить по своим законам все, кто считает себя харьковчанином». Потом объявил о готовности взять на себя «всю полноту власти». И Харьковский облсовет попал в историю. 26 ноября на чрезвычайной сессии он отдал Кушнареву всю полноту власти, возможной и невозможной по закону. Председатель областной администрации стал председателем облсовета и председателем исполкома облсовета, созданного на той же сессии, вопреки всем нормам действующего законодательства. Этому исполкому облсовет подчинил областную милицию с управлением МЧС и передал в управление областной телерадиопередающий центр вместе с областной телерадиокомпанией. Аналогичные исполкомы облсовет порекомендовал создать без промедления всем районным советам. Плюс к этому депутаты отказались перечислять деньги в госбюджет, решили временно прекратить трансляцию трех телеканалов — «Эры», «Пятого» и ретранслирующего его местного «Седьмого канала», а вновь избранному председателю поручили срочно обсудить с руководителями восьми регионов создание Юго-Восточной Автономной Республики.

Все решения чрезвычайной сессии Кушнарев и его соратники объясняли и объясняют в первую очередь не законом, а политической целесообразностью. По словам Кушнарева, это ответная реакция на события в Западной Украине, поспешившей признать президентом Виктора Ющенко, и на документ, якобы полученный из Харьковского штаба Ющенко, — план действий регионального отделения Комитета национального спасения, которым предусматривалось поддержать всеукраинскую забастовку, перекрыть пути сообщения, заблокировать работу обладминистрации, самого Кушнарева отправить в отставку. Получить «всю полноту власти» губернатору помешал мэр Владимир Шумилкин. На следующий же день он созвал внеочередную сессию горсовета. Юристы насчитали пять пунктов, противоречащих законам и Конституции Украины. И горсовет практически единодушно признал решение облсовета незаконным и не подлежащим исполнению на территории Харькова, осудил любые попытки раскола и потребовал от прокуратуры немедленного реагирования на решение облсовета.

В тот же день начальник УМВДУ в Харьковской области Станислав Денисюк дал понять, что не намерен выполнять решения чрезвычайной сессии: «Нашим руководителем является министр внутренних дел». А в понедельник прокурор области Василий Синчук внес протест. (Оппозиция ожидала большего — возбуждения уголовного дела против Евгения Кушнарева за сепаратистские высказывания, но Синчук не нашел признаков состава преступления.) Начальник управления НБУ заявил, что область ни на минуту не прекращала перечислять деньги в госбюджет.

И в тот же день облсовет отказался от своих «чрезвычайных» решений. На время или навсегда — вопрос. В тексте, опубликованном в официальной газете областного совета, написано «временно приостановить действие» ряда пунктов решения чрезвычайной сессии от 26 ноября. А в оригинале документа — «отменить». Областные власти уверяют, что верен именно этот вариант. Евгений Кушнарев больше не председатель исполкома, он теперь совмещает только две должности: председателя областной администрации и председателя облсовета. Василий Синчук утверждает, что ничего противозаконного в этом нет. Доцент кафедры государственного строительства Юракадемии им.Ярослава Мудрого Павел Любченко, напротив, убежден, что с момента избрания председателем Харьковского областного совета Евгений Кушнарев нарушает закон о местной государственной администрации, ограничивающий возможность совмещения должностей: «Президент Украины должен отреагировать на этот факт и досрочно прекратить его полномочия». Сам же Кушнарев ссылается на договоренности с Леонидом Кучмой: о совмещении до тех пор, пока не будет нового законно избранного президента.

В конечном итоге, если не считать, конечно, смены табличек на кабинете Евгения Кушнарева и здании обладминистрации да его неудавшейся попытки сменить менеджмент на областном телевидении, из всех решений чрезвычайной сессии облсовета был выполнен только один пункт обсуждения перспектив Юго-Восточной Украинской Автономной Республики на съезде в Северодонецке. На этом съезде сепаратистские настроения зазвучали с новой силой: председатель Донецкого облсовета Борис Колесников играл на первостоличных амбициях харьковчан, предложив создать «Юго-Восточное государство в форме федеративной республики, а столицей объявить город Харьков». А Кушнарев неоднократно срывал аплодисменты за пассажи вроде «Не надо испытывать наше терпение. На любой выпад у нас есть достойный ответ вплоть до самых крайних мер. И я хочу напомнить горячим головам под оранжевыми знаменами: от Харькова до Киева — 480 километров, а до границы с Россией — 40!» или «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой с нашистской силой темною, с оранжевой чумой!».

Начиная со вторника, Кушнарева как будто подменили еще раз. Теперь он уже не «не за Ющенко» и «не за Януковича», а за единство Украины, за Конституцию и закон, за мир и согласие, и за харьковчан». Он то и дело проводит всевозможные круглые столы и призывает жителей палаточных городков на центральной площади жить дружно.

Но жить дружно с мэром у губернатора не получается. На позицию властей города глава области отреагировал молниеносно и более чем эмоционально: «Мне кажется — здесь или эмоции, или нервы. Не знаю, чего больше. Потому что там то эйфория, то коленки дрожат. С утра одно — вечером другое. Я надеюсь, как только начнет меняться температура в государстве, она начнет меняться и у Шумилкина. Она у него так все время: с утра дрожит одно, а вечером дрожит другое. Пусть успокоится и выполняет свои функции — улицы убирает как следует, чтобы свет горел, и все остальное».

Новая неделя началась с больших депутатских собраний. В большой зал оперного театра приглашал Евгений Кушнарев, в сессионный зал горсовета — Владимир Шумилкин. Резолюции, принятые на обоих собраниях, не имеют никакой юридической силы. Это просто демонстрация поддержки. Участники собрания в оперном по сути оправдывают решения чрезвычайной сессии облсовета и одобряют решения северодонецкого съезда. Незаконное совмещение Евгением Кушнаревым двух должностей — председателя облгосадминистрации и председателя облсовета — здесь называют целесообразным. Собрание депутатов всех уровней в горсовете, так же как и многочисленный пикет «оранжевых» перед ним — это «так держать» мэру и депутатам городского совета. Кстати, мэр на этом собрании впервые появился с охраной. Новшество объяснил лаконично: «Сегодня за ту позицию, которую имеет городской совет и я лично, я получил предупреждение о готовящемся на меня покушении. Я сделал соответствующее заявление в правоохранительные органы и мне предоставили охрану».

На выборы в 2002-м Евгений Кушнарев и Владимир Шумилкин шли «единой командой»: оба они выдвиженцы провластного блока «За ЕдУ» (Кушнарев — в депутаты облсовета, Шумилкин — в мэры). В бытность свою кандидатом на пост мэра Шумилкин считался креатурой Кушнарева и пользовался админресурсом. Но, став городским головой, он довольно быстро отказался быть губернаторской марионеткой и начал свою игру. Борьбу за самостоятельность политическую Шумилкин начал с кадров. Потом взял под контроль коммунальное хозяйство, в первую очередь предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность города.

О том, что у Шумилкина и Кушнарева натянутые отношения, давно всем известно, хотя публично ни один, ни другой это не признает. С самого начала президентских выборов мэр и губернатор формально опять оказались в одной команде. Они оба поставили подписи под соглашением о создании коалиции «Харьковщина — за Януковича». Но если для Шумилкина участие в выборах на этом по сути дела и закончилось — он демонстративно равноудалился от кандидатов, то Кушнарев активно участвовал в избирательной кампании и своего выбора не скрывал.

Кушнарев объявил, что берет под защиту каждого из 1260 тысяч харьковчан, проголосовавших за Януковича, и надеется, что на будущих выборах ему это зачтется: «Харьковчане, которые проголосовали за Януковича… наверное не забудут, кто как себя вел в этой ситуации».

Шумилкин старательно скрывает свои политические симпатии. И надеется, что это поможет сохранить мир и спокойствие в Харькове.

Сейчас на стороне Шумилкина горсовет практически в полном составе, независимо от политических пристрастий отдельных депутатов. Евгений Кушнарев, напротив, начинает терять влияние в областном совете. По данным нашего источника, за последнюю неделю из-под контроля Кушнарева ушло порядка полутора десятка депутатов, среди которых начальник управления НБУ в Харьковской области и глава областной налоговой. Ему больше неподконтрольно областное ТВ, организовывающее прямую трансляцию из Харькова для «Эры» и «5 канала». А в Национальном университете рассматривают вопрос о возможном лишении Кушнарева почетного звания профессора.

Вдобавок ко всему Кушнарев может лишиться и поста председателя облсовета — запасного аэродрома, который он заготовил на случай своей отставки с поста председателя областной администрации. В местный суд Киевского района Харькова с соответствующей жалобой обратился Ющенко. Не Виктор, а его племянник — Ярослав.

Политолог Вадим Карасев убежден, что пока в этом противостоянии перевес на стороне Шумилкина: «Его позиция, во-первых, политически грамотная. Во-вторых, это позиция не только большей части горсовета, но и новой региональной бизнес-элиты. Кушнарев же в данном случае стоял на позициях старой харьковской элиты (красных директоров, бывших партийных функционеров и административно-чиновничьего аппарата). Страх, неуверенность в своем будущем как губернатора подтолкнули его сделать ставку на донецкую элиту и автономию. Он повел себя не как региональный политический лидер, а как функционер устаревшей и проржавевшей административно-управленческой машины».

Сегодня в Харькове открывается так называемый Всеукраинский съезд советов. Организаторы проводят его под красноречивым лозунгом «За Украину! За конституционный порядок!» Однако в народе форум уже едко окрестили «Северодонецк-2». От места проведения съезда в направлении Киева предполагалось выстроить «живую цепочку». Инициатор проведения съезда — облсовет. Городские власти выступили категорически против, но, судя по имеющейся информации, у них не было реальной возможности помешать его проведению.

Противостояние продолжается?