События последних недель показывают: стрелка барометра политической жизни в Украине указывает на приближение бури. Первыми признаками этого ненастья стало обострение противостояния исполнительной и законодательной власти, открыто проявившееся в выступлении спикера А.Мороза на съезде своих партийных сотоварищей. В самом Верховном Совете сгущаются тучи, и в корпусе парламентариев развернулись жаркие дебаты вокруг участия Украины в Межпарламентской ассамблее стран-участниц СНГ и механизма принятия новой Конституции. А между тем, неминуемо близится день прекращения действия Конституционного договора между Президентом и Верховным Советом.
Необходимость принятия новой Конституции уже очевидна вне всякого сомнения. Это осознала не только украинская элита, но и граждане нашей страны. Согласно результатам национального опроса 1200 человек во всех регионах страны (опрошенные по своей социально-демографической характеристике репрезентируют взрослое население), проведенного в феврале Социс-Геллап, преобладающее большинство населения Украины - за принятие нового Основного Закона. При этом 64 процента респондентов считают - новую Конституцию должен утвердить весь народ в ходе референдума.
В политической жизни Украины сейчас наметилась организационная перегруппировка сил внутри основных политических течений, последнее свидетельство тому - объединение ряда центристских организаций в единый блок. Налицо консолидация левых сил. В самом же парламенте идет открытая конфронтация депутатов, придерживающихся двух крайних политических флангов. В данной ситуации неизбежно возникает вопрос: за кем пойдет народ, по какой Конституции нам суждено жить дальше?
Здесь мы подходим к самому злободневному для политического прогнозирования вопросу - как результаты изучения общественного мнения интерпретируются и, соответственно, используются политической элитой и всеми теми, кто освещает политику в масс-медиа.
Сейчас немало аналитиков и журналистов изучают политические ориентации населения в первую очередь исходя из двух показателей: степени поддержки политических течений и уровня «ангажированности» в конкретных политических партиях.
Сторонники реформ в политическом руководстве страны довольно оптимистично смотрят в будущее, поскольку большинство наших сограждан не разделяет коммунистической идеологии. В феврале, по данным Социс-Геллап, Компартия Украины отражала интересы 11 процентов респондентов, Соцпартия - 2 процентов, тогда как 60 процентов дистанциировались от всех существующих партий, а каждый пятый не смог определиться в своих ориентациях.
Исследования политических ориентаций по названным показателям вполне оправдано в стабильном обществе с достаточно высоким уровнем политической культуры населения. Украина же - образец переходного нестабильного общества с низким уровнем политической социализации граждан. Поэтому индикаторы поведения населения на референдуме целесообразно искать в другом направлении - там, где сейчас сконцентрированы интересы политической и экономической элиты. Таковыми сегодня есть проблема частной собственности на средства производства и поиск стратегического партнера во внешней политике Украины.
Позиция наших граждан по этим проблемам не отличается единством или хотя бы явным доминированием одной из точек зрения. Результаты февральского опроса Социс-Геллап свидетельствуют, что приватизацию предприятий полностью поддерживает треть респондентов, еще одна треть поддерживает частично, а четверть полностью выступает против. Политические реформы в Украине однозначно одобряют 20 процентов, частично - 37 процентов и 24 процента совсем не поддерживает.
Сразу же заметим, не следует акцентировать внимание на группе частичных сторонников реформирования. Ориентации этой части населения в основном носят ситуативный характер, а потому не отличаются своей устойчивостью. Кроме этого, значительная часть этой группы отличается пассивным электоральным поведением и многие не примут участия в референдуме. С учетом данной корректировки выходит, что количество активных сторонников реформирования украинского общества в целом уравновешено количеством их противников.
Внешнеполитические ориентации населения Украины свидетельствуют о явном кризисе идеи независимости. Судите сами. Только 36 процентов опрошенных хотят в будущем видеть Украину независимым государством. А остальные? Более половины респондентов определяют участь своей страны не иначе как в блоке с другими государствами (27%) либо вообще в составе реанимированного союзного государства советского образца (24%).
Принципиальные разногласия между левыми и реформаторами в вопросе по новой Конституции могут быть сведены к проблеме частной собственности и статуса Украинского государства как субъекта международного права. Какой быть новой Конституции - решать народу Украины. Референдум должен состояться, поскольку 66 процентов респондентов уже сейчас готовы принять в нем участие. Однако остается сакраментальный вопрос: за кем пойдет народ?
Стратегическая линия левых свидетельствует о их серьезных намерениях взять власть в свои руки. Тактика левых верна, поскольку акцент сделан на рабочий класс густонаселенного востока страны. При этом коммунисты умело используют недовольство занятых в госсекторе и пенсионеров существующим материальным положением.
Шансы на победу реформаторов во многом определяются их способностью соединить непримиримость национал-демократов и рассудительность центристов для построения в Украине демократического гражданского общества. Политическая элита вынуждена оперативно разрешить вопросы массовой задержки зарплаты, минимизировать социальные последствия грядущей безработицы занятых на промышленных гигантах. Во внешней политике реформаторам целесообразно последовательно придерживаться сбалансированного подхода к постсоветским странам и Западу, ибо эта модель внешнеполитической деятельности имеет сегодня наибольшую поддержку населения Украины. Немалую роль в укреплении демократических ориентаций населения может сыграть «четвертая власть». Именно средства массовой информации, как показывает последний опрос Социс-Геллап, оказывают решающее воздействие на политические ориентации четверти населения Украины.