UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК ТЕБЕ ГОВОРИТСЯ, УКРАИНА?

Первый опыт межнациональных отношений случился, как известно, в Вавилоне и описан в Великой книге бытия — Библии: люди внезапно заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга...

Автор: Алла Потапова

Первый опыт межнациональных отношений случился, как известно, в Вавилоне и описан в Великой книге бытия — Библии: люди внезапно заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга. У теологов есть две точки зрения на это ключевое событие. Одни утверждают, что люди были наказаны за гордыню — хотели выстроить башню до небес. А другие, — к которым принадлежу и я, хоть и не теолог, — что Господь хотел определить мудрость людей: смогут ли они договориться? Будучи разными. К сожалению, человечество не выдержало Божьего испытания.

Казалось бы, очевидно — мир создан многообразным, с разными культурами, расами, языками, и в этом его планетарная особенность. Но отзвук строительства башни жив и поныне. Неотъемлемая часть существования — бесконечные вселенские драки с вполне цивилизованными названиями: революции, перевороты, борьба «во имя...». В пользу Украины часто приводится аргумент — у нас межнациональный мир. Это правда и это отрадно. Однако межнациональные проблемы в Украине не исчезли. По мере «реорганизации» государства они приобретают непредсказуемые формы.

Недавно и. о. президента России В.Путин, так сказать, перед лицом правительства и народа, под блицами снимающих и пишущих СМИ представил нового министра Российской Федерации по делам национальностей. Глава государства отметил важность такой властной фигуры в жизни России.

Обидно, что в Украине подобная фигура сначала уменьшилась в размерах, став из министра председателем комитета, а теперь растаяла вовсе, вслед за министерством ликвидирован и Госкомитет по делам национальностей. Пояснить угасание интереса со стороны государства к жизни национальных сообществ в Украине, мягко говоря, сложно. Конечно, нам ли указывать власти, но...

Особенность сегодняшнего времени — возрастающее самосознание наций. Трудно найти такую национальную группу, которая сегодня не объединилась бы и не озаботилась бы сохранением и развитием своего языка и культуры. И немало способствовало тому вышеназванное министерство, а позже — Госкомитет по делам национальностей. Ведь, несмотря на похожесть целей, национальная проблема многолика, как и многоязычен народ Украины.

Относясь с глубоким уважением к любому языку, а тем более культуре, хотелось бы оправдать Божественные надежды! (Хочу подчеркнуть, что многие национальности действительно «восстали из пепла» полупризнания и сейчас успешно заявили о себе в Украине.) Евреи, греки, цыгане, корейцы, татары — список длинен, и ему можно только радоваться. Вместе с тем у многих, в том числе и у русских, живущих в Украине (имеются в виду граждане Украины), есть назревшие проблемы, которые нельзя решить самостоятельно. Создаются групповые советы, ассоциации и прочие общественные, но якобы властные структуры, которые выходят напрямую на разные уровни государственной власти, представляя себя единственными и главными выразителями интересов своей нации. А поскольку ни одно из подобных образований таковым являться не может, то это порождает «раздрай» в национальном движении, а заодно вводит в заблуждение как в Украине, так и на этнической родине.

Только специализированный государственный орган может собрать под своей крышей представителей всех национальностей, не смешивая их в кучу, не вмешиваясь в их деятельность, но всё-таки служа стабилизирующим, аналитическим началом, поскольку знает их, как говорится, поимённо.

Именно такой орган, обладая наиболее полной информацией об истинном положении дел, проводя «круглые столы», конференции и пр., может готовить к рассмотрению в законодательном порядке вопросы, волнующие разноязычный народ Украины. Только такой, практически ежедневно доступный государственный орган может способствовать действенному участию национальных общин, составляющих не менее трети всего Украинского государства, в государствостроении.

Угасание интереса государственной власти к культуре национальных обществ в Украине имеет ещё один весьма печальный пример.

Когда в Киеве Музей В.Ленина на Крещатике был назван красивым и многообещающим именем Дворец искусств, в него устремились люди искусства, в том числе национальные культурно- просветительские общества, не имеющие, кстати сказать, до сих пор какого-нибудь места для реализации своих творческих запросов. Тогдашний президент Украины Леонид Макарович Кравчук назвал Дворец своеобразной «Лигой наций». И в самом деле, именно в стенах Украинского дома с участием его работников родилась идея о ежегодном проведении Дней славянской письменности, именно здесь родился литературно-интеллектуальный клуб ЛИК «Русского собрания», откуда вышло немало профессионалов. Здесь проводили вечера и русские, и чехи, и татары; регулярно занимались студии, клубы, разные общественные организации. У национальных обществ был приют. Но с дирекцией этого огромного здания не заладилось. Со сменой руководства на господина В. Плохия всё это было изгнано из дворца, да и дворец теперь стал называться по-другому. Справедливости ради нужно сказать, что и сегодня проходят здесь какие-то мероприятия, но, как в песне поётся, кое-где, кое-кто, в отдельных случаях. Никакой системной работы общества здесь вести уже не могут — они тут никому не интересны. Одна из причин — платить надо. Но откуда у поэтов или художников деньги? Культурные национальные проявления стали расползаться по городу — спасибо, есть ещё добрые люди, понимающие, что не хлебом единым...

Дальновидно ли такое отношение к деятельности культурно-просветительских национальных обществ? Кого в государстве интересует, где и как им реализовывать свои конституционные права насчёт развития и прочее?

Недавно телезрителям показали передачу «Старый Новый год» с Яном Табачником. Ну где нам тягаться с его возможностями! Но всё же, всё же... Жаль, что не было на этом замечательном вечере с участием самых высших лиц государства и нас — представителей национальных культурно- просветительских обществ Украины — поэтов, композиторов, юмористов... Ведь мы, независимо от языка, на котором говорим, — граждане Украины, и талантов нам не занимать. Гости — это хорошо. Но и о своих, домашних, надо бы не забывать...

И тут уместно посмотреть, в каком положении оказался русский язык в Украине, которая является домом для миллионов граждан Украины, считающих этот язык родным. Слава Богу, что Украина охотно и с симпатией относится к самым разным представителям России. Слава Богу, что представители Украины пользуются русским языком как языком международного общения на разных встречах СНГ, в международных играх КВН и других подобных случаях. Но отчего же с таким напряжением относится она к русскому языку в своём доме? Можно, разумеется, делать вид, что всё ясно: есть государственный украинский язык — вот и говорите на нём. Но если зажмурить глаза, чёрный кот не исчезнет...

До развала СССР русский язык имел законное, почти стопроцентное распространение на территории Украины, пожалуй, за исключением Украины Западной. Объявив о создании собственного государства, страна стала думать о собственном государственном языке. И избрала таковым украинский (хотя, например, Индия избрала английский, а немало стран имеют два и более языков). Украинскому языку — безусловно, да! Но и русскому — да! Уместно напомнить, что за государственность Украины проголосовало большинство русских, не подозревая, чем это для них обернётся.

А обернулось тем, что русский язык — носитель колоссального пласта информации, культуры, неразрывно связанной с украинской, понятный и используемый миллионами жителей Украины, дающий возможность общения со всеми республиками бывшего Союза, один из рабочих языков ООН — стал вызывать раздражение и неприятие. Без вины виноватый персонифицированный язык превратился в мальчика для битья — за привкус застарелых обид на Россию. Ах, ты говоришь на русском — значит, ты против Украины! Будто история не знает множества случаев, когда страну предавали люди, великолепно владеющие государственным языком. Будто не русские с таким благоговением относились к таланту Тараса Шевченко, который, кстати, самое сокровенное, что может писать человек — дневник, писал на русском. А как разделить нам Гоголя, Булгакова? Украинский соловей Иван Козловский всю жизнь пел на русском, сплошь да рядом украинские спортсмены по происхождению — русские достойно представляют Украину. Примерам несть числа. Да, не всякий русский в Украине может произнести слово «паляныця». Но как гражданин Украины он вместе с другими гражданами Украины выращивает эту самую паляницу! Да полноте, хватит кричать «ату!» Не может сойти с исторической сцены язык, который знает почти сто процентов населения страны. То ли делает государство, в приказном порядке требуя от своих граждан перестать им пользоваться? Ведь в проекте Закона о языках есть пункт, предусматривающий наказание за пользование русским! «Вважати мовлення та друковані видання недержавною мовою явищем, яке своїми негативними наслідками становить не меншу загрозу національній безпеці країни ніж пропаганда насильства, розпусти, а також різних форм антиукраїнської пропаганди».

Обратите внимание: авторы из «Просвіти» ведут речь не о расширении сферы деятельности украинского языка, а о запрещении негосударственного под знаком «ужасной страшилки». Однако принцип «не вместе, а вместо!» сработает едва ли. Только в национальном культурно- просветительском обществе «Русское собрание», которое я возглавляю восьмой год, созданы первичные организации в большинстве областей Украины. Это поэты, артисты, композиторы, журналисты, художники, учёные и другие представители творческой элиты. И это естественно, поскольку многомиллионный народ не может стать вдруг бессловесным. Язык — это генная память народа. В силу законов развития человечества, он, бесспорно, будет и впредь рождать таланты русской культуры.

Оставив формулировку «угрозы безопасности страны» на совести авторов, хочу напомнить, что ограничения в культурном пространстве никогда не шло на пользу ограничивающему себя народу. Читать украинцу только украинскую литературу, по крайней мере, не перспективно. Изъять из обращения сотни тысяч томов литературы — художественной, технической, научной — принудительно, по признаку языка означает резко сузить культурный уровень не столько русских, сколько украинцев (русские от своей культуры не откажутся). Отвести в школах два часа на русский язык с пятого класса — это выгодно государственному языку? Государственной культуре? Позвольте усомниться. Утверждение, что русский язык «спутается» в бедной голове ученика с украинским, не выдерживает никакой критики. Великие люди минувших веков начинали учиться своему и чужому языку (равно как музыке и живописи) с 4—5 лет. Именно полиглотство дало возможность им стать великими...

Не запретами, а талантливыми наработками нужно возвышать язык.

Хотелось бы, чтобы избранный на второй срок Президент Украины Леонид Данилович Кучма, главный стратег страны, поддержавший идею двуязычия во время своего первого избрания, нашел возможность публично высказать точку зрения о месте русского языка, литературы, культуры в Украине сегодня. Миллионы русских никуда не исчезнут с берегов Днепра, здесь рядом с украинцами жили их деды и прадеды, им не безразлична судьба Украины. Отсюда пошёл быть праславянский язык. Двуязычие только зафиксировало бы реалии, было бы данью уважения к собственным согражданам. Не вместо, а вместе!

Объединительная идея — патриотизм. Вернуть уважение и трепет высокому понятию — любовь к Родине — надо бы не в националистическом смысле (очевидно, что такой подход себя не оправдывает), а с учётом поликультуры и многонациональности Украины, чтобы каждый гражданин действительно чувствовал себя полноценным в своей стране. Я русский поэт, сказочник, на моих сказках выросли многие дети Украины. Это сказки о любви и добре. Почему кто-то может считать их враждебными Украине?

А что касается башни — её нужно строить как счастливый дом не только по языку, но и по законам души и совести. И Украина имеет все шансы преуспеть в этом строительстве. Следует только внимательно прислушаться к главному собеседнику власти — к Народу.