UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как сесть в лужу с флотом...

Виктору Ющенко и Юлии Тимошенко никак не удается «севастопольский вальс»: президент и премьер постоянно наступают друг другу на ноги...

Автор: Владимир Кравченко

Виктору Ющенко и Юлии Тимошенко никак не удается «севастопольский вальс»: президент и премьер постоянно наступают друг другу на ноги. А при отсутствии слаженных действий высшего политического руководства страны Киев не имеет возможности полноценно реализовывать свою политику по отношению к находящемуся на территории Украины Черноморскому флоту РФ. Например, глава государства своими указами ужесточает порядок пересечения украинской границы кораблями ЧФ России и передвижения российских подразделений по украинской территории. А глава правительства публично не разделяет эти действия президента.

Представители окружения Тимошенко говорят о том, что позиция премьера связана с ее намерениями договориться уже в ближайшее время с россиянами об условиях поставок и цене российского газа в Украину в 2009 году и подписать долгосрочное соглашение. Дескать, порядок наводить надо, но зачем лишний раз раздражать россиян при отсутствии решения газовой проблемы? Оппоненты главы правительства видят в нынешней ее позиции по российскому Черноморскому флоту стремление продемонстрировать лояльность Кремлю и тем самым получить поддержку Москвы на предстоящих президентских выборах.

Но какими бы мотивами ни руководствовалась Юлия Тимошенко, она также не намерена прислушиваться и к пожеланию президента выплатить России в следующем году остаток украинского долга, поставить вопрос о получении прямых платежей за аренду и определить размер арендной платы за пребывание ЧФ РФ в Севастополе, адекватной существующей сейчас на мировом рынке. Главу правительства не привлекает даже то, что, отдав россиянам сегодня миллиард долларов, завтра Украина может получить в несколько раз больше и направить эти деньги на развитие Севастополя и социальные выплаты.

Как свидетельствует ответ Юлии Тимошенко на депутатский запрос Юрия Костенко относительно изменения условий пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, «досрочное погашение долга не предусмотрено соглашением, которое действует до полного выполнения сторонами обязательств, которые выплывают из его положений». Кроме того, говорится далее в документе, датированном девятым сентября, «в государственном бюджете Украины на 2008 год не предусмотрены средства для досрочного погашения этой задолженности. К тому же для расчетов новой арендной платы и перехода на прямые платежи необходимо прежде всего провести инвентаризацию земельных участков и имущества, используемого Черноморским флотом Российской Федерации. В настоящее время инвентаризация не завершена».

Для экспертов приведенная в этом документе аргументация выглядит несостоятельной, хотя с рядом приведенных утверждений можно согласиться. Для расчетов арендной платы действительно нужна инвентаризация всех земельных участков и объектов, используемых ЧФ России. Но сегодня этот процесс еще не завершен. Верно и то, что в госбюджете на 2008 год не были предусмотрены средства для досрочного погашения задолженности. Но их и не могло быть, поскольку до «ЗН» никому не приходило в голову посмотреть соглашение между правительствами Украины и РФ о взаиморасчетах, связанных с разделом ЧФ и пребывания российского флота на украинской территории.

Но сотрудникам аппарата премьер-министра, равно как и Юлии Владимировне, завизировавшей ответ парламентарию, не мешало бы еще раз внимательно прочитать текст подписанного в мае 1997 года соглашения. Ведь еще в середине июля «ЗН», опубликовав на своем сайте текст соглашения, обращала внимание украинских чиновников на статьи документа, дающие Украине юридические основания ставить перед россиянами вопрос о формировании и увеличении арендной платы (Валентина Самар, «Прося у нищего на хлеб, богатым подаем на бедность», № 26 от 12—18 июля 2008 года).

Специально для членов правительства повторим еще раз: во-первых, статья 1 соглашения обязывала выплатить украинскую задолженность до конца 2007 года. Во-вторых, как сказано в статье 2, «после погашения Украиной государственного долга перед Российской Федерацией арендная плата осуществляется российской стороной прямыми платежами». Надеемся, что эта информация не пройдет мимо внимания чиновников, тем более что правительство поручило министерствам иностранных дел, финансов, экономики, юстиции и другим ведомствам изучить возможность досрочного погашения долга перед Россией в размере 1192,355 млн. долл.

Пока же в проекте государственного бюджета на 2009 год правительство не предусматривает средства на погашение долга Украины перед Россией. Это, равно как и углубляющийся конфликт между Ющенко и Тимошенко, дает Кремлю основания полагать, что заявленное президентом намерение выплатить России остаток украинского долга и поставить вопрос о получении прямых платежей за аренду — блеф. А раз так, то не стоит серьезно воспринимать и слова украинских дипломатов о том, что уже сейчас необходимо обсуждать этот вопрос.

Зато российские представители хоть сегодня готовы вести переговоры об условиях пребывания ЧФ России в Украине после 2017 года. Они даже забрасывают пробные шары, пытаясь в очередной раз узнать реакцию Киева. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков на днях заявил, что Россия может представить украинской стороне комплекс предложений, которые позволили бы Черноморскому флоту оставаться в Севастополе после 2017 года: «Для этого мы можем представить комплекс предложений, которые были бы выгодны обеим странам и касались как арендной платы за базу в Севастополе, так и развития социальной инфраструктуры, сотрудничества в сфере оборонно-промышленного комплекса, судостроения и других областях».

Однако официальный Киев в принципе отвергает разговор о продлении сроков аренды Россией военно-морской базы, готовясь уже сегодня к переговорам о графике и этапах вывода российских подразделений с украинской территории. И здесь главный аргумент украинцев: наличие на территории Украины иностранной военно-морской базы противоречит Конституции, а двустороннее соглашение предусматривает пребывание российских военных подразделений до 2017 года. Напомним, что в апреле украинские дипломаты передали своим российским коллегам проект меморандума о подготовке к выводу российского ЧФ с украинской территории. Этот документ вызвал у россиян крайне негативную реакцию: в Москве посчитали, что Киев «испортил атмосферу переговорного процесса». Можно подумать, что речь идет о «Газпроме»…

Конечно, после того как украинцы выплатят весь долг и поставят вопрос об увеличении арендной платы за использование Черноморским флотом земельных участков, акватории и объектов, россияне могут отказаться обсуждать этот вопрос. И фактически бесплатно находиться на территории Украины до 2017 года и далее. Поэтому некоторые украинские чиновники говорят: а что мы можем здесь сделать?

А что мы будем делать после 2017 года? Может быть, стоит сейчас прорепетировать наше поведение после 2017-го и, при такой серьезной юридически обоснованной позиции, добиться от россиян рыночной оплаты занимаемых объектов и участков земли? Или же мы будем расписываться в своей несостоятельности это сделать?

Между тем, ситуация с досрочным погашением долга перед Россией более выигрышна для Киева, нежели для Москвы. Ведь после грузинско-российского конфликта Россия чувствительна к своему международному имиджу. И Москва заинтересована, чтобы ЧФ РФ в Украине выглядел бы как цивилизованный арендатор, а не как агрессор. Однако столь решительные действия Киева по защите интересов жителей Севастополя и других населенных пунктов АРК, фактически ничего не получающих от пребывания российского флота, предусматривают наличие у высшего политического руководства Украины единой позиции в отношении российского Черноморского флота. Но у руководства страны отсутствует политическая воля в защите национальных интересов страны. И это серьезно затрудняет ведение переговоров с россиянами по ЧФ России, газу, антидемпинговым расследованиям и т.д.

Например, в минувший четверг в Киеве прошли украинско-российские консультации, посвященные вопросам временного пребывания ЧФ России. На них украинские и российские дипломаты в основном обсуждали два вопроса. Первый — соглашение о действиях ЧФ РФ во время кризисных ситуаций, актуальность которого продемонстрировал грузино-российский конфликт. Второй — необходимость выполнения россиянами указов президента, регламентирующих пересечение украинской границы кораблями Черноморского флота России и передвижение российских подразделений по украинской территории. Как показали переговоры, если по первому вопросу россияне еще готовы к обсуждению, то по второму прогресса не видно: в Москве пока не намерены выполнять нормы украинского законодательства и положения базовых соглашений по ЧФ России. А то, что украинский премьер не согласна с указами президента и называет его действия «безответственными», только усиливает у россиян чувство безнаказанности и вседозволенности.