UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК ПОМЕШАТЬ СОСЕДЯМ ЛЮБОВАТЬСЯ ВОСХОДЯЩИМ СОЛНЦЕМ

Эта история произошла в одном из домов по ул.Спасской, что на Подоле. Некий гражданин решил улучшить свои жилищные условия...

Автор: Владимир Еременко

Эта история произошла в одном из домов по ул.Спасской, что на Подоле. Некий гражданин решил улучшить свои жилищные условия. Для этого самовольно и самочинно сломал бордюры и бетонные перекрытия общественного цветника и, несмотря на протесты жильцов дома, начал заливать освободившийся участок бетоном под фундамент будущего строения. Возмущенные жильцы обратились к председателю Подольского РИК, откуда последовал грозный приказ — стройку немедленно прекратить, а с застройщиком разобраться.

ЖЕУ вручила нашему герою предписание о прекращении самостроя, но тот чихать хотел на это. Более того, имея отношение к правоохранительным органам, привез знакомого участкового, дабы устрашить ропщущих соседей и обеспечить безопасность строения. После составления акта об отказе прекратить стройку работы не только не были приостановлены, но пошли ускоренным темпом, и в месячный срок жилое помещение — пристройка к квартире по ул.Спасской — было сдано заказчику: что называется «под ключ».

Этой стройкой был нанесен материальный и моральный ущерб ближайшим соседям, лишенным света, воздуха, безопасности жилища, ликвидности и рентабельности их квартир. Жильцы дома начали обращаться с жалобами во все причастные к делу инстанции. И вот тут начинается самое любопытное.

Строительство было подведено под невинное «благоустройство балкона», на что застройщик получил разрешение в Подольском РИК. Любопытно, что власти Подола поначалу уверяли потерпевших жильцов, что пятиметровая кирпичная пристройка — это маленький «балкончик», который просто «благоустроили». Затем множество комиссий и официальных лиц из различных организаций признали, что на самом деле «это — не балкон, а жилое сооружение». Выяснилось также, что молодой человек в милицейских погонах обвел вокруг пальца множество людей и организаций, представил ложную проектно-техническую документацию, нарушил энное количество статей закона, нормы кодексов и правила пользования жильем, фальсифицировал документ, предписывающий застройщику получить подписи всех заинтересованных лиц.

Позже многочисленные комиссии признали, что вместо «балкона» сооружена «жилая комната», санэпидстанция дала заключение (№068-133-700 от 3.05.01), что «построено закрытое капитальное строение» без соответствующих согласований и призвала власти Подола «не принимать строение как наносящее ущерб»; Главное управление контроля за благоустройством города обозначило работы как самовольные, за что застройщик должен нести ответственность по закону (№043-860 от 28.04.2001 г.); Главное управление градостроения и архитектуры информировало (№07-3791 от 7.05.2001 г.), что в управлении такая «документация» вообще не зарегистрирована, а выполненная «пристройка» является «противозаконной и подлежит сносу»; Управление архитектурно-строительного контроля оштрафовало застройщика.

Казалось бы, закон восторжествовал, злоумышленник будет посрамлен и наказан!

Как бы не так! Закон восторжествовал бы в любой цивилизованной стране мира, но только не у нас, поскольку живем мы не по закону, а по «понятиям». А понятийный наш аппарат таков, что необычайная строгость наших законов вполне компенсируется необязательностью их исполнения. В нашем конкретном случае начальник ЖЕУ-1 В.Кириленко вместе со своей комиссией, вручая застройщику предписания и акты о «немедленном прекращении стройки» и в мыслях не думала доводить дело до конца. Главное же должностное лицо Подола, метая громы и молнии в адрес самостройщика, в частных беседах с потерпевшими увещевал их: «Ну, что делать, если уже построено?», сочувствовал им: «Да, влипли вы в историю» и даже пытался усовестить: «Человек же деньги в стройку вложил, потому простим ему». Очевидно, бывалые люди подсказли застройщику: «Строй «по факту», на предписания и акты внимания не обращай, когда построишь — объект можно узаконить задним числом».

Ну где, в какой стране мира самоправную, саноуправную и противозаконную стройку можно «узаконить задним числом»?

В одном из американских штатов местные власти (губернатор и судья) под давлением общественности решили навести порядок с употреблением алкогольных напитков вообще и с их теневым производством в частности. Посему был принят запрещающий местный закон с обязательным его исполнением в семидневный срок. Сознательные граждане с воодушевлением восприняли новый закон, а производители незаконного зелья вынуждены были ему подчиниться. И только один владелец завода, находящегося на окраине штата, решил повременить с исполнением, дабы еще немного подзаработать. Завод являл собою фундаментальное строение с множеством построек, обнесенных оградой по всей территории. Кроме того, штатное расписание включало достаточное количество рабочих и служащих.

По истечении означенного срока, к администрации завода и его владельцу явился шериф со своими помощниками и приказал всем рабочим и служащим немедленно покинуть территорию завода, после чего бульдозеры в считанные часы сравняли с землей все заводские постройки вместе с его оградой.

И еще один пример. В той стране, где восходит солнце, невдалеке от океана находилось старое жилье, в котором коротал свой век пожилой японец семейством — женой, детьми и внуками. В старом доме менялись поколения, но жизнь им скрашивала давняя японская традиция — по утрам «любоваться восходящим солнцем».

В один прекрасный день на самом берегу океана «крутые» (как сказали бы у нас) начали возводить многоэтажное строение, и очень быстро маленький домик оказался полностью отрезанным не только от океана, но и от самого солнца, которое из него восходит.

Пожилому японцу и всем его домочадцам очень не понравилось нарушение давней японской традиции. И старый японец указал строителям и будущим владельцам небоскреба на неблаговидность их поведения: выяснилось, что до начала строительства следовало получить согласие всех заинтересованных лиц (а менеджеры стройки то ли забыли, то ли посчитали ненужным заниматься такой мелочевкой, как согласие старика).

Поскольку получался «самострой», владельцы будущего небоскреба мгновенно «вычислили» неблаговидность своего поведения и предложили японцу с его семейством на выбор любое жилье, любого размера в любом указанном им месте, а также многократное возмещение нанесенного семейству морального ущерба (так сказать, «компенсации за любование солнцем»).

Но старик заартачился, не захотел продавать дом и обратился в суд.

И случилось в том японском суде по нашим понятиям немыслимое, а по их законам — вполне обычное: все присяжные заседатели во главе с председателем единогласно постановили незаконное строение снести, а моральный ущерб семейству возместить. И строение снесли!

Как же так, небоскреб ведь миллионы иен стоит? — спросит наш читатель сообразно «нашим понятиям».

«Но закон, а также традиционные японские ценности стоят в сотни и тысячи раз больше!» — ответят вам жители Страны восходящего солнца в соответствии с их пониманием. И есть основания думать, что они правы.

Самое примечательное в этой японской истории то, что закон защитил маленького пожилого человека от огромной и мощной компании.

Парижская пресса поместила краткую информацию. Офицер полиции, ведающий порядком на придворцовой площади, обнаружил неправильно припаркованный президентский «Линкольн», подошел к водителю, сделал ему замечание и вручил штрафную квитанцию. Затем, увидев в глубине салона самого президента, обошел машину с другой стороны, откозырял, склонился в вежливом полупоклоне и попросил у главы государства автограф для своей дочери (который и был получен).

Из малого сего эпизода выводы можно сделать весьма значительные: во-первых, «порядок есть порядок», а «закон есть закон», во-вторых, закон предписывает взимать штраф за нарушение порядка — перед законом все равны, в-третьих, исполнение закона вовсе не мешает глубоко чтить и уважать первое лицо страны. Это нормальная «понятийная логика» нормального цивилизованного гражданского сообщества.

Совершенно иные выводы должны быть сделаны из приведенных нами историй, которые условно могут быть названы «американская», «японская» и «подольская». При внешней схожести концовки их весьма и весьма разнятся. В «американской» истории шериф даже не за нарушение закона, а за «проволочку» его исполнения и в назидание окружающим стер с лица земли бульдозерами предприятие-нарушитель.

В «японской» истории, компания-застройщик, нарушившая закон, понесла огромные убытки, да еще вынуждена была компенсировать потерпевшей стороне материальные и моральные издержки.

А вот нашей «подольской истории» которая длится-тянется уже почти два года, конца и края не видать. На данный момент наш застройщик-самостройщик получил целую кучу актов, предписаний, указаний на незаконность постройки, заплатил штрафы (копеечные) за свои нарушения и... преспокойно продолжает жить на незаконно захваченной земле, в незаконно построенном помещении, пользуясь и отапливая-освещая его за счет соседей.

Соседи написали десятки письменных и устных заявлений и жалоб в разные инстанции, в частности в Подольскую РДА. В большинстве случаев тамошние администраторы попросту игнорируют эти жалобы-заявления, иногда присылают издевательски-глумливые ответы, но в канун Нового года ими был дан совершенно невероятный и немыслимый в любой другой стране ответ. Глава Подольской райадминистрации и народный избранник по совместительству Г.Романюк в своем ответе признает: действительно, «стройка незаконная, самострой имел место», но он, Г.Романюк, предписывает «самостройщику» «узаконить стройку», а ежели тот «не узаконит», дак на него самостройщика эдакого, «передадут дело в суд».