UA / RU
Поддержать ZN.ua

...КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ!

«Безвестные лидеры масс» —назывался материал «ЗН», посвященный всеукраинскому исследованию общественного мнения, проведенному социологической службой Центра Александра Разумкова в конце октября прошлого года...

Автор: Ольга Дмитричева (Чорная)

«Безвестные лидеры масс» —назывался материал «ЗН», посвященный всеукраинскому исследованию общественного мнения, проведенному социологической службой Центра Александра Разумкова в конце октября прошлого года. Наиболее ярким впечатлением от полученных тогда результатов опроса было: страна не знает своих героев в лицо. Согласитесь, цифры, определяющие степень рейтинговости того или иного политика, перестают иметь хоть какое-то значение, если рядом с ними в графе «Не знаю такого» безжалостной рукой социолога выведены 50, 60, а то и все 70 процентов. Возможно, в силу специфики своей деятельности глава СБУ Владимир Радченко и министр внутренних дел Юрий Смирнов по поводу того, что их имена ни о чем не говорят половине народу, тогда не очень-то и расстраивались. Однако сегодня они вряд ли как минимум не задумаются, когда обнаружат, что об их существовании стало знать еще меньшее число тех, чей покой и безопасность они берегут. Правда, компанию нашим силовикам, согласно результатам замера общественной мысли, сделанного разумковцами в январе, составляет все меньше лиц, причисляемых к ряду государственных деятелей, политиков и бизнесменов. Две трети из них если не улучшили свои показатели, то, по крайней мере, сохранили прежние. Что, конечно же, не стоит торопиться относить к их личным заслугам, поскольку повышение осведомленности граждан обусловлено началом предвыборной кампании.

Так вот, если бы поход к избирательным урнам состоялся в ближайшее время, то в парламент попали бы семь партий. Замыкает этот список гипотетических фаворитов гонки блок Юлии Тимошенко. Пусть не стремительный (но достаточный для того, чтобы на 0,2 процента превысить минимальный для прохождения в законодательный орган показатель) рост числа симпатизирующих этому оппозиционному объединению произошел после переименования его из Фронта национального спасения. Чем наглядно было продемонстрировано, каким образом общественное мнение реагирует на ослабление окрашенности политического объекта в радикальные тона. И хотя также подросший за пару месяцев личный рейтинг Юлии Владимировны в два раза (а с учетом тех, кто поддерживает только отдельные ее действия — в 6,5 раза) превышает рейтинг блока ее имени, удивляться такому разрыву не стоит. Поскольку целых 58 процентов опрошенных не поддерживают действия экс-вице-премьер-министра. Впрочем, не чем иным, кроме как парадоксальностью загадочной электоральной души, не объяснить тот факт, что передовики рейтинговых соревнований, как правило, одновременно являются и лидерами народного недоверия. Так, глава ПСПУ Наталья Витренко, обладая восьмипроцентной (а с учетом положительного отношения к ее отдельным действиям — тридцатитрехпроцентной) поддержкой участвовавших в социсследовании, у доброй половины респондентов симпатий не вызывает. Не намного в этом плане отстал от нее и любимец почитателей коммунистической идеологии Петр Симоненко, не пользующийся расположением у 45 процентов граждан. Кроме них, в десятку политиков, которым не доверяют до трети опрошенных, входят Александр Мороз, Леонид Кучма, Григорий Суркис, Иван Плющ, Евгений Марчук, Михаил Потебенько и Геннадий Удовенко. Что любопытно, вплотную приблизился к ним по названному показателю (28,6 процента «черных шаров») и самый знатный рейтингоносец Виктор Ющенко. Вот уж действительно материал для исследователей украинской национальной ментальности!

Но вернемся к лидерам-партиям. Давно зреющее у наблюдателей ощущение неизбежности значительного увеличения в будущем парламенте количества женщин, похоже, обретает эмпирический характер. На третье место в хит-параде электоральных симпатий взобралась партия «Жінки за майбутнє». Главная женщина-футуролог Валентина Довженко, согласно тому же опросу, по степени доверия ей электората ходит в крепких середняках: звезд с неба не хватает, но и задних не пасет. Ее персональный результат (4,8 процента полной поддержки) ниже коллективного показателя партии (6,1 процента). Однако в совокупности с баллами, набегающими за частичное одобрение ее деятельности, В.Довженко выходит на уровень популярности таких старожилов украинской политтусовки, как Юрий Костенко, Виталий Кононов, Евгений Марчук и Сергей Тигипко. Но главное — в другом. У лидера «Жінок» чуть ли ни самый низкий процент недоверия. И это притом, что 53,6 процента респондентов и слыхом не слыхивали о такой. На первый взгляд, еще один парадокс: чем меньше человек известен, тем больше ему доверяют. Но, с другой стороны, это объяснимая реакция людей, упорно разочаровывающихся в своих избранниках — они предпочитают авансировать своим расположением малоизвестных политиков, давая им шанс потеснить уже раскрученных. Многия знания — многия разочарования. Так что «Жінки» уверенно идут на повторение подвига Партии «зеленых», попавших в прошлый парламент благодаря тому, что четко уловили: в стране огромное количество людей, которым не важно, кто ты, важнее, что ты — не такой, как остальные. Количество, достаточное для того, чтобы, завоевав их сердца, победить на выборах.

Для того же, чтобы не просто победить, а выиграть с явным преимуществом, обойдя неизменных фаворитов отечественного электората — коммунистов, необходим лидер. И не просто лидер, а абсолютный чемпион среди лидеров. Если бы выборы проходили завтра, и выборы не парламентские, а президентские, то 23,2 процента голосов были бы отданы за Виктора Ющенко. Это совпадает с числом опрошенных, которые полностью поддерживают экс-премьер-министра, однако на четыре процента меньше показателя возглавляемого им блока. С одной стороны, 19,2 процента «Нашей Украины» конвертируется в 66 депутатских мандатах, что на девять больше, чем у КПУ. Но, с другой, — вовсе не тот контрольный пакет в ЗАО «Верховная Рада», по поводу которого строились дерзкие планы так непросто и мучительно складывавшегося блока. Похоже, в споре о роли личности в блокостроительстве и о степени важности при этом стройматериалов начинает вырисовываться истина. И кажется, не в пользу последних.

Если осенью поддержка населением объединенной Социал-демократической партии, согласно опросам Центра, была абсолютно равна поддержке, выраженной Виктору Медведчуку (4,2 процента), то теперь эсдеки становятся похожими на «Нашу Украину». Вообще, показатели отставного вице-спикера претерпели за это время значительные изменения. Во-первых, он приобрел большую известность (10 январских процентов против 14 октябрьских), во-вторых, ему меньше стали недоверять(33 против 38), в-третьих, среди всех внесенных в опросный лист у него наибольшая разница между октябрьским и нынешним суммарным рейтингом («доверяю полностью» плюс «поддерживаю отдельные действия»). Набрав в партийном рейтинге 5,6 процента голосов и заняв после «Нашей Украины», коммунистов и «Жінок за майбутнє» четвертое место, СДПУ(о) осталась позади своего лидера, фанклуб которого составляет 10-процентный отряд сторонников. Кое-кто такой бурный рост рядов симпатиков главного социал-демократа связывает с его отставкой с вице-спикерского поста. Однако, называя главное событие года, отставку Виктора Ющенко с премьерского поста таковым определили 4,8 процента опрашиваемых (третье место после «кассетного скандала» и десятилетия Независимости Украины), тогда как отставка Виктора Медведчука в этой номинации собрала 1,5 процента. Так что скорее всего мы имеем дело с волшебным влиянием телеискусства. После социал-демократов в списке проходных партий значатся «зеленые» Кононова с их пятью процентами. Между ними и «Блоком Юлии Тимошенко», на шестом месте, — блок «За единую Украину» с 4,9 процентами.

Строго в соответствии с высказываниями лидера «За ЕдУ» Владимира Литвина о том, что среди избирателей есть стабильная часть тех, кто на любых выборах, при любых условиях голосует за представителей власти, губернаторам недавно была спущена директива из центра о необходимости выполнения 25-процентного плана голосов за любимый блок нашего Президента. Лучшей иллюстрации к рекламному ролику «Ставьте перед собой реальные цели» не придумать. Дело в том, что выполнение подобных задач возможно только на президентских выборах. Как это было в 1999 году, когда все СМИ, находящиеся в разных, но делающих общее дело руках, все представители власти на местах и весь крупный бизнес работал на одного кандидата. Ни Евгений Марчук, ни Александр Мороз не имели доступа к админресурсу. Нынче же представители власти есть чуть ли ни в каждом из партийных списков. Это в центре при наличии нескольких субъектов, претендующих на админресурсные рычаги, ситуацию могут каким-то образом разрулить. На местах же, если дается больше одной «вводной», задача решению не подлежит, поскольку ситуация выходит из-под контроля. А на предмет того, что главы облгосадминистраций не попытаются подыграть не только «заедистам», но и другим подающим большие надежды партиям и блокам, сомневаться особо не приходится. Да и масс-медийный потенциал отряда Литвина не так уж и велик. Сжатый в единый кулак информационный ресурс, которым обладал на выборах Президент, распался и уже вряд ли когда-нибудь объединится вновь. Словом, понятия «власть» и «админресурсные механизмы» сегодня уже не идентичны. Поэтому «заедистам» не мешало бы либо умерить амбиции, либо (что, впрочем, не исключает первого) в срочном порядке поменять тактику, взяв пример со своих пока что более успешных конкурентов — «Нашей Украины» и СДПУ(о), и, принявшись давить на педали, раскручивая своих лидеров.

Кстати, пример того, как наиболее котируемый нынче политический капитал, т. е. доверие народных масс, не приносит ни пользы предприятию, ни дивидендов вкладчику, являет собой второй номер списка «За единую Украину» премьер-министр Анатолий Кинах. В соответствии с данными Центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, столь же почетное второе место Анатолий Кириллович занимает и в сердцах масс. Обойдя Петра Симоненко на три пункта, он собрал 18 процентов безоговорочных сторонников. А если к этому добавить тех, кто поддерживает его частично, то результат почти вплотную приближается к аналогичному показателю Виктора Ющенко. При этом не поддерживают нынешнего премьера на 10 процентов граждан меньше, чем его предшественника. Правда, подобное преимущество голосов не отразилось на желании опрашиваемых видеть г-на Кинаха главой государства, выявив еще одну парадоксальную особенность психологии наших людей: второй по рейтинговости политик оказался четвертым в списке тех, за кого люди голосовали бы, будь президентские выборы завтра, пропустив вперед Виктора Ющенко, Петра Симоненко и Леонида Кучму. Тем не менее и Витренко, и Мороз, и Медведчук, и Тимошенко оказались в этом реестре позади премьера. Правда, утопленный без малого в пятипроцентном коллективном результате блока личный восемнадцатипроцентный показатель Кинаха можно было бы считать демонстрацией того, что «нам не дано предугадать, как личный рейтинг отзовется», если бы не одно «но». Партии вообще и партийные блоки в частности вызывают у людей крайне низкую степень доверия. А уровень недоверия к ним выше, чем у остальных политических и государственных институтов.

Распределение электоральных предпочтений по регионам страны также дает повод для размышлений. Преодоление четырехпроцентного барьера и на востоке, и на западе, и на юге, и на севере, и в центре, согласно исследованиям, «светит» только «Нашей Украине», «Жінкам за майбутнє» и объединенным социал-демократам. Причем, обладая рекордной 50-процентной поддержкой на западе, на востоке блок Ющенко способен собрать лишь 8 процентов. Женщины по регионам демонстрируют весьма ровные показатели. А вот СДПУ(о), судя по всему, в своей предвыборной деятельности следует поднажать на западе, зато на севере, кроме ющенковцев и коммунистов, равных конкурентов у них нет. Имея порядка 20 процентов на юге, севере и востоке, коммунисты в полном провале на западе и в не очень блестящем положении — в центре. Центр и запад могут стать местом поражения для «За ЕдУ». А блок Тимошенко достичь четырех процентов может лишь в центре, а преодолеть (7,7 процента) — на западе.

Что касается остальных, то, как свидетельствует теория, симпатизирующие поначалу партиям, собирающим во время предвыборных социологических опросов количество голосов, явно не свидетельствующих об их способности преодолеть четырехпроцентный барьер, постепенно переходят в группы поддержки других, более удачливых участников забега. Но у Соцпартии, «Яблука», «Єдності», блоков Витренко, Демпартии и «Демсоюза», «Народного руха Украины», КОПа и всех остальных есть еще время и, наверное, потенциал, чтобы на практике опровергнуть теорию.