Через год должны состояться очередные выборы президента России.
Хотя до официальной стартовой отмашки ЦИК еще далеко, безоговорочный фаворит уже известен. Действующий президент пока не подтвердил своего намерения пойти на четвертый круг, но за него свою "гражданскую" позицию высказывают другие не последние лица в государстве: пресс-секретарь президента Песков этого "хочет", а думский спикер Володин на это "рассчитывает", ибо таковы "ожидания народа". Политологи вообще говорят о "невероятных вызовах, с которыми соприкоснулся нынешний президент, но остался верен социальному курсу и устойчив в вопросах внешней политики". Как же покоиться на лаврах, когда столько вопросов еще требуют решения и не все журавли летать научились? Настоящий правитель не оставит народ в затруднении - примерно такой будет лирическая часть президентской кампании. Зато техническая сторона нового завоевания Кремля требует большей изворотливости.
Владимир 3 пришел к власти благодаря войне и выборам. Полукриминальное обещание "мочить в сортире", провозглашенное 24 сентября 1999 г. после бомбардировки Грозного, стало визитной карточкой вождя, уже до конца года ставшего "и.о. Ельцина", а в марте 2000-го - всенародно избранным президентом. На этом роль прямой демократии завершилась, поскольку для сохранности режима она вредна. Именно поэтому голосование-2018 должно быть декоративным, как в СССР, но выглядеть настоящим, как в США. Сейчас Россия одну войну создала, а в другую втянулась, так что благоприятные условия для победы уже заложены.
Путин всегда набирал достаточное количество голосов, чтобы победить уже в первом туре: в 2000-м - почти 53%, в 2004-м - более 71, в 2012-м - более 63%. Один раз победил Д.Медведев - свыше 70% голосов. В Кремле давно усвоили, что такая молниеносная и решительная победа является наилучшим способом легитимизации собственных полномочий. Особенно на четвертой каденции. Вместе с тем российская (не советская) политическая система никогда не была такой централизованной и ориентированной на главу государства, разве что во времена империи. Однако Путину не нужны Лукашенковские 83% избирателей - сейчас это лишь вызовет лишние вопросы. Барахтаться в двух турах тоже не вариант. Поэтому возникает задача получить победу, и достаточно убедительную, и такую, которая не будет свидетельствовать, что в конце лет "старец" окончательно потерял связь с реальностью и "накрутил себе "лайки".
Трампу для победы нужно было поездить по разным штатам. Лукашенко достигает аналогичных результатов, дважды выступив на центральном телевидении и один раз посетив подшефный колхоз. Так уж устроены политические системы в этих странах, но Путин не является ни защитником демократии, ни последним диктатором Европы. Однако в этой ситуации он все равно имеет приемлемый для себя выход, объединив два подхода: успешного результата на выборах он достигает, дергая из Центра за ниточки, которые тянутся в регионы, предварительно поставив там нужного человека. Административный этап подготовки к избирательному триумфу начался именно с кадровых перестановок по всей вертикали.
Регионы как "избирательные участки"
Первая существенная рокировка произошла наверху: Антон Вайно возглавил администрацию президента РФ вместо Сергея Иванова, Сергей Кириенко стал его первым заместителем, заменив Вячеслава Володина. Эксперты считают замену многолетних соратников "технократами" попыткой Путина выхолостить собственное окружение и дистанцироваться от "силовиков" и "государственников". Не исключено. Оба новоназначенных не вовлечены ни в какие группы давления и не являются самостоятельными единицами влияния, но Вайно имеет репутацию сугубо технического работника и бюрократа, который умеет манипулировать бумажками и людьми и контролировать выполнение указаний, а Кириенко недаром называют "киндер-сюпрпризом". Человека, действительно единолично виновного в дефолте 1998 г. (в чем убеждено российское общество), в 2007-м не назначили бы руководителем стратегического "Росатома".
Так или иначе, одним из ключевых заданий для Кириенко негласно определяется проведение успешной кампании на президентских выборах 2018 г. Автоматически повышается значимость выборов глав 14 субъектов федерации, которые должны состояться осенью 2017-го. Единственный день голосования, 10 сентября, станет пробой силы для команды Кириенко в АП РФ. Кроме того, с 1995 г. выборы в Думу фактически являются репетицией президентских, полигоном для испытания новых технологий и приемов, а парламентские выборы 2016-го четко продемонстрировали проблемы с получением необходимого результата для партии власти в тех регионах, где не все обстоит благополучно с рейтингом губернатора. Еще в начале декабря прошлого года отдельные российские журналисты начали говорить о скором изменении приоритетов деятельности управления внутренней политики администрации президента РФ: подразделение, ранее занимавшееся мониторингом развития территорий, отныне будет курировать проблематику региональных выборов.Вскоре появился и "тайный", но доступный всяким "Ведомостям", список губернаторов "на выход".
С 6 по 15 февраля о своей досрочной отставке объявили губернаторы Пермского края (В.Басаргин), республик Бурятия (В.Наговицин) и Карелия (О.Худилайнен), Рязанской (О.Ковалев) и Новгородской (С.Митин) областей. Сейчас серия губернаторских самоотречений прекратилась, но должностные лица АП еще говорят о сгущении туч над отдельными главами субъектов (например, Ивановской и Свердловской областей). Так или иначе, в списке нет татарского Минниханова (за "хватит кормить Москву"), питерского Г.Полтавченко (за передачу Исакиевского собора РПЦ), самарского М.Меркушкина (за атаку на льготников и пенсионеров), орловского В.Потомского (за региональную "депрессию") и многих других одиозных, скандальных, неэффективных или просто не очень популярных региональных руководителей. И это закономерно, поскольку отставки были "добровольными" и не диктовались ситуацией на местах.
Дело в том, что оценка руководителя субъекта федерации не всегда основывается на результатах его профильной деятельности. "Ранжирование" губернаторов осуществляется исключительно с воспитательной целью - главным критерием неудовольствия действиями губернатора становится не социально-экономическое положение региона или благосклонность его населения, а доверие самого президента, которое он теряет постоянно. С 2006 г. с формулировкой "утрата доверия" были уволены губернаторы В.Юрченко (Новосибирская область), М.Денин (Брянская), О.Хорошавин (Сахалинская), Г.Белых (Кировская), Л.Коротков (Амурская область), В.Гайзер (республика Коми), О.Баринов (Ненецкий автономный округ), В.Логинов (Корякский автономный округ - субъект РФ до 2007 г.) и мэр Москвы Ю.Лужков. Их политическая карьера на этом прекратилась.
Терять доверие накануне таких важных выборов означает настораживать общество, чего не скажешь о добровольном отказе от должности. Отставки происходят в рамках некоей закономерности: сроки полномочий всех пятерых чиновников заканчиваются до октября 2017-го. Таким образом первый заместитель главы АП РФ С.Кириенко "мотивирует" остальных региональных руководителей к активизации президентской кампании. Ничего личного. Стая просто освобождается от старых и больных особей перед последним рывком - все отставленные губернаторы не имели шансов выиграть выборы в своих регионах. А центру важно, чтобы видные места заняли именно свои люди. Поэтому и такой интересный выбор временных исполнителей обязанностей: генеральный директор Агентства стратегических инициатив (российская автономная некоммерческая организация, созданная правительством для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах; глава наблюдательного совета - В.Путин) поехал в Новгород, глава департамента экономической политики Москвы - в Пермь, заместитель федерального министра транспорта - в Бурятию, директор Федеральной службы судебных приставов - в Карелию, бывший губернатор Калужской области - в Рязань. То есть люди, которые будут полезны в работе вертикали, но мало будут проникаться социально-экономическими проблемами конкретного региона. Поэтому АП и не ждала завершения срока полномочий обреченных глав субъектов, чтобы врио смогли лучше подготовиться к избирательной кампании сентября-2017 в своих регионах, не прибегая к очевидным фальсификациям и не злоупотребляя административным ресурсом, и консолидировать для себя (или другого кандидата от власти) ресурс, необходимый для обеспечения победы Путина в марте 2018-го.
Борьба за избирателя
В стране контролируемой демократии можно избежать всяческих сверхсложных политических операций и ограничиться проверенной методикой подсчета голосов имени "волшебника" Чурова (бывшего руководителя российской ЦИК) - 146%. Однако важно не просто достичь желаемого результата, а справиться, играя в пределах правил. Прошлые парламентские выборы с исторически низкой явкой избирателей и беспрецедентно высокими результатами партии власти можно списать на незапланированный "эксцесс местного исполнителя". Однако конституционное большинство дает "Единой России" возможность единолично принимать конституционные законы: о чрезвычайном положении, о принятии в состав РФ нового субъекта федерации, о всенародном референдуме и т.п. На этой почве не могли не возникнуть теории о возможности досрочных выборов президента, инициированных Путиным для Путина уже в 2017 г. Их мы обсуждать не будем, ибо в этом случае важнее как, а не когда. Да и сценарии "референдум - досрочные выборы - чрезвычайное положение" или "НС - досрочные выборы" ставят легитимность и стабильность четвертого президентства под серьезное сомнение. Такой шаг будет возможен лишь в полной безысходности, которой пока не наблюдается. Вообще, не повредит считать такие слухи элементом продуманной тактической операции, чтобы отвлечь внимание от стратегического замысла.
Победа будет настоящей лишь при условии высокой явки избирателей, но 18 сентября 2016 г. большинство россиян продемонстрировали глубокое равнодушие к внутренним политическим процессам. Атмосфера пассивности и апатии приветствуется режимом Путина во вневыборный период, но не в день голосования. Если на парламентских выборах "партия дачи и дивана" победила закономерно, то повторение ее триумфа в марте 2018-го будет катастрофой для автократии.
Поговаривают, что Кириенко еще в декабре озвучил техническое задание губернаторам: обеспечить 70% явки и 70% голосов за Путина. Его реализовать возможно лишь при условии убедительной инсценировки настоящей конкуренции - отсутствие реального соперника для действующего президента лишает граждан какого-либо рационального мотива прийти на избирательные участки.
Соответственно, главным критерием для претендентов на роль второго номера является их способность мотивировать людей не игнорировать выборы. Интерес попытаются подогреть другими образами: через выдвижение женщин-политиков (например, Ольги Епифановой или Галины Хованской из "Справедливой России"), упрощением процедуры голосования не по месту проживания без открепительных талонов, проведением в один день с выборами местных референдумов о решении особо важных вопросов, и т.п. Другим вариантом гарантирования высокой мобилизации может быть значительное обострение на мировой арене (в том числе активизация боевых действий на существующих фронтах) либо внутри страны. Иначе придется реализовать кризисный сценарий с референдумом, чрезвычайным положением и опричниной Национальной гвардии. С целью предупредить массовое недовольство активно форсируется идея о неэффективности регионального менеджмента, а не всего Кремля. Хотя исследования свидетельствуют, что связи между протестами и деятельностью губернаторов нет, вопросы об их профпригодности будут возникать автоматически. Тем самым центр будет отводить угрозу "майдана".
Путем консолидации режима
До 2012 г. каждый российский чиновник считал себя элементом единой властной вертикали, уполномоченным представлять ее интересы и этим же представительством защищенным. При такой конфигурации удар по одному элементу отдается по всему государственному механизму: плох местный руководитель - плоха вся вертикаль. Учтя протесты на Болотной площади, Кремль переосмыслил свои идеологические устои: постепенно политический протест стал угрозой суверенитету России, а его участники - пятой колонной, институты гражданского общества "присвоились" либо стали иностранными агентами, создана "преторианская" гвардия. Перестроились и отношения Кремля с региональными чиновниками: отныне ваши проблемы (отдельная история - Чечня) нас не касаются, но наши - также на ваших плечах.
Теоретики политического транзита справедливо считают честные выборы одним из главных индикаторов перехода страны от тоталитарного или авторитарного политического режима к демократии. Российский пример фиксирует не победу демократии, а только факт перехода от коммунизма к постсоветской России. В новых условиях выборы выполняют функцию циклического включения старой номенклатуры в обновленную среду. А в случае выборов президента это просто легитимизация режима внутренней резидентуры - старая разведка, которая не бывает бывшей, проникла в новую политическую систему и с 2000 г. приспосабливает ее к своим нуждам. Даже реализация пока что фантастического сценария под условным названием "Преемник" не будет означать ничего нового, кроме замены действующих лиц в стандартном сюжете.