UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кабмин попался на отставном президенте

Информация об издании Кабинетом министров Украины распоряжения об обеспечении ушедшего на пенсию бывшего президента Украины Л.Кучмы, опубликованная многими СМИ, кроме моральной составляющей имеет еще и юридическую...

Автор: Сергей Козьяков

Информация об издании Кабинетом министров Украины распоряжения об обеспечении ушедшего на пенсию бывшего президента Украины Л.Кучмы, опубликованная многими СМИ, кроме моральной составляющей имеет еще и юридическую. Вопрос здесь простой: имел ли право Кабинет министров Украины выносить распоряжение по этому поводу? Попробуем кратко проанализировать. Если пресса не врет (текст распоряжения, к сожалению, не опубликован официально, поэтому приходится верить на слово), то речь идет о внушительных государственных расходах, растянутых на много лет.

Если говорить именно о государственных расходах, то источник может быть только один: государственный бюджет. Как решался вопрос до принятия скандального распоряжения КМУ? Постановлением Верховной Рады Украины «Об обеспечении, обслуживании и охране Президента Украины» от 4 января 1992 года было предусмотрено, что после выхода в отставку президенту Украины навечно сохраняется размер должностного оклада, предоставляется госдача с необходимым обслуживанием, охраной и транспортным обеспечением, сохраняется медицинское и санаторное обслуживание его и супруги. Интересно, что, во-первых, этот документ не содержит фамилии, а значит, относится к любому президенту, уходящему в отставку. Во-вторых, он издан Верховной Радой, которая в пределах полномочий, предусмотренных Конституцией от 1978 года, имела право принимать постановления, влияющие на государственный бюджет. До недавнего времени на основе именно этого постановления осуществлялось обеспечение Л.Кравчука. Юридически оно касается и любого другого президента Украины, уходящего в отставку. Следующим президентом, ушедшим в отставку за Л.Кравчуком, является Л.Кучма.

Распоряжение КМУ от 19 января с.г. почему-то касается только последнего отставного президента и называется «Об обеспечении, обслуживании и охране Л.Кучмы». Таким образом, распоряжение Кабмина от 19 января, изданное по конкретной фамилии, противоречит постановлению Верховной Рады от 4 января 1992 года.

Перейдем к бюджету. В соответствии с Бюджетным кодексом Украины «Любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета можно осуществлять только при наличии соответствующего бюджетного назначения». Говоря простыми словами, в законе о бюджете на 2005 год должна быть статья о расходах на президента Украины, ушедшего в отставку. Возможно, мы невнимательно изучили закон, но нам кажется, что в нем имеются только статьи, предусматривающие расходы на деятельность действующего президента. И ни слова не говорится о расходах на содержание президента, ушедшего в отставку. Возможно, такие расходы заложены в других статьях, например, в расходах, связанных с Государственным управлением делами? Вероятно, Счетная палата сможет точно сказать, так ли это. Предположим, что это так. Тогда остается три вопроса. Каким образом Кабмин принял распоряжение, противоречащее действующему и пока не отмененному постановлению Верховной Рады двенадцатилетней давности? Почему превысил свои полномочия, предусмотренные Конституцией Украины? Почему распоряжение касается только обеспечения последнего отставного президента, а не всех?

И, наконец, если расходами бюджета не предусмотрено содержание отставного президента, а оно все-таки осуществляется, на всякий случай необходимо учесть также содержание статьи 210 Уголовного кодекса Украины. Эта статья предусматривает ответственность за нарушение законодательства о бюджетной системе Украины. Максимальный срок — до восьми лет.

А ведь правоохранительные органы у нас в стране все-таки проявляют интерес к возможному незаконному расходованию даже небольших сумм бюджетных средств. Известный украинский политолог Дмитрий Выдрин в последнем интервью украинскому деловому журналу «Эксперт» вспоминал: «В Генпрокуратуре меня допрашивали по поводу того, что несколько раз Тимошенко, будучи вице-премьером, предоставляла служебную машину, чтобы отвезли меня домой. Оказалось, что теоретически я проездил 500 бюджетных гривен».

Таким образом, если бюджетом не предусмотрено финансирование чего-либо или кого-либо, а деньги расходуются, то это незаконно. Если же все-таки есть идея расходовать государственные средства, например, на жизнь и деятельность отставного президента, то необходимо принять закон об этом и предусмотреть отдельную статью в бюджете государства. Иначе отставной президент окажется без средств к существованию.