UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кабмин хочет, чтобы государство покупало только у отечественных производителей

Желание поддержать украинского производителя, безусловно, благое. Однако предложенная премьером мера похожа на стрельбу из пушки по воробьям. И вполне может рикошетом ударить по интересам граждан, самого государства и тех же производителей.

Автор: Андрей Марусов

На этой неделе премьер-министр Николай Азаров выступил с речью о защите внутреннего рынка в условиях экономического кризиса. Он заявил: "Правительство разрабатывает комплекс мер, нацеленных на дальнейшее стимулирование экономического развития и производства в Украине, больше ориентированного на внутренний рынок".

Одной из ключевых инициатив является предоставление преференций отечественным производителям при проведении государственных закупок. Премьер призвал как можно быстрее принять законопроект №11100, который был подан Кабмином в Раду еще в августе 2012 г. Он дает заказчику право устанавливать такой критерий отбора участников торгов, как "наличие собственных производственных мощностей и/или центров обслуживания на территории Украины". Эта мера будет действовать до конца 2015 г. Как верит Н.Азаров, она также будет "стимулировать иностранные компании и предприятия активизировать создание производств и сервисных центров в Украине".

Ничего уникального в этой идее нет. Еще правительство Юлии Тимошенко в 2008 г. "для минимизации влияния финансового кризиса на отечественную промышленность" постановляло, чтобы госзакупки "проводились у отечественных производителей, кроме товаров, которые не производятся в Украине". А депутаты Украинской народной партии Юрия Костенко регулярно забрасывали парламент подобными законопроектами.

Желание поддержать украинского производителя, безусловно, благое. Однако предложенная премьером мера похожа на стрельбу из пушки по воробьям. И вполне может рикошетом ударить по интересам граждан, самого государства и тех же производителей.

Осознает ли Николай Янович, что практическое воплощение этой идеи вызовет не самую благожелательную реакцию Европейского Союза? Соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС парафировано, а в нем четко говорится о недопустимости дискриминации европейских чужеземцев на украинских торгах.

Не занимается ли премьер борьбой с ветряными мельницами? В 2011 г. госзаказчики заключили 348 договоров с иностранными субъектами хозяйствования. Это 0,4% от всех договоров закупки. Этот показатель колеблется в рамках 0,2–0,5% в течение последних десяти лет и, без сомнения, останется таким же и по итогам 2012 г. (годовая статистика будет доступна в феврале). Так что - ссориться из-за десятых долей процента с ЕС?!

На это можно возразить, что масса товаров иностранных производителей закупается украинским государством у их официальных представителей в стране. Вполне возможно. Однако это также означает, что они давно уже обзавелись центрами обслуживания в Украине. Любой читатель этой статьи навскидку назовет с десяток таких центров для производителей мобильных телефонов, компьютеров или автомобилей.

А не выродится ли идея Азарова в очередную головоломку для участников торгов с поиском справок и тому подобных подтверждений, что они - "украинские"? Инициативы Юлии Тимошенко привели именно к такой ситуации: участники и заказчики бомбардировали Министерство экономики вопросом: а как подтверждать? Не желая плодить посреднические схемы, регулятор тогда постановил - чем хотите, тем и подтверждайте.

Подобная перспектива ждет нас и сейчас. Еще осенью 2012 г. и Главное юруправление, и Главное научно-экспертное управление Рады указали, что таких определений, как "производственные мощности" или "центры обслуживания", в законодательстве не существует. И на практике они будут трактоваться "неоднозначно"...

А так ли уж велик закупочный пирог, которым премьер собрался потчевать отечественного производителя? Помнит ли Николай Янович, что прошлым летом он собственными руками его урезал минимум на треть?

Тогда с подачи Кабмина послушный парламент вывел из-под действия профильного закона закупки за собственные средства государственных и коммунальных предприятий, а также предприятий, которые находятся под контролем государства. Кроме того, в сто раз были повышены пороги, после которых государственные монополисты должны осуществлять закупки в соответствии с профильным законом.

Речь идет минимум о 100 млрд грн (по итогам 2011 г. общий объем госзакупок составил около 325 млрд грн, из которых на долю предприятий приходилось 75%, или 240 млрд грн).

Иными словами, предложенные Азаровым поправки не будут на них распространяться, и эти предприятия будут проводить закупки, у кого захотят.

Наконец, стоит напомнить, что цель госзакупок - это максимально полное удовлетворение потребностей граждан в качественных товарах, работах и услугах по приемлемой цене. Закупаемые автомобили должны ездить, а не ломаться, лекарства - лечить больных, продукты питания - кормить детей, а не отравлять, и т.д. "Мощную поддержку отечественному производителю" нельзя предоставлять в ущерб качеству этих товаров или тратить впустую миллионы гривен налогоплательщиков.

Один из опрошенных нами экспертов-практиков назвал правительственную инициативу "тупым протекционизмом". Каким может быть "умный протекционизм" в сфере госзакупок? Опыт той же Грузии предлагает вполне действенные решения.

Во-первых, упрощение процедур участия в государственных торгах. Совсем не обязательно повсеместно вводить электронные аукционы. Достаточно хотя бы создать "единое тендерное окно" - чтобы предприниматели получали весь пакет тендерных документов и справок за пять минут в одном месте.

Во-вторых, максимальное открытие информации о закупках (тех же госпредприятий), а также государственных реестров или баз данных, свободный доступ к которым способствует конкуренции на госторгах. Любой заказчик расскажет, как его "разводят" участники, представляющие одно и то же лицо. Без свободного доступа к ЕГР (ЕГРПОУ) ему тяжело вывести их на чистую воду.

В-третьих, многие сегменты госзакупок де-факто монополизированы двумя-тремя группировками. Почему бы Антимонопольному комитету не взяться за реальную демонополизацию рынка госзакупок?

Наконец, реальная борьба против коррупции. Ушлые госзаказчики уже поняли, как безопасно обналичивать деньги тендерных откатов. Через конвертационные центры, имеющие донецкую прописку...