UA / RU
Поддержать ZN.ua

К ВОПРОСУ О МАСОНСКОМ ЗАГОВОРЕ В УКРАИНСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Тема этой статьи была навеяна записью программы «Двойное доказательство» на канале «1+1». Сам проц...

Автор: Кость Бондаренко

Тема этой статьи была навеяна записью программы «Двойное доказательство» на канале «1+1». Сам процесс записи программы показал, что в обществе доминирует искажённое представление о масонах, более того — масонство, в силу ореола таинственности, до сих пор предстаёт перед непосвящённым обывателем (профаном — согласно масонской терминологии) в мифологизированном виде.

Масоны в мире, в том числе и в современной Украине, существуют. Это объективный факт. Их история насчитывает около трёх веков, на протяжении которых с ними не смогли совладать ни церковь, ни официальные структуры, ни борцы с тайными организациями и всяческими вымышленными «заговорами». Более того — масоны не потеряли своего таинственного шарма и продолжают будоражить умы общественности. Одни масонов боятся, другие стараются попасть в их братство, третьи же просто молча работают в масонских ложах, совершенствуясь сами и постигая суть человека и Бытия, а также пытаясь усовершенствовать мир, в котором они живут.

Корни масонства уходят в позднее средневековье. Несмотря на легенду, согласно которой масоны (в переводе с французского — «каменщики», откуда и второе название членов течения — «франкмасоны» — «вольные каменщики») появились как первые строители древнеиудейского храма времён царя Соломона (Х век до н. э.), предтечи масонства находятся в исторически более близких к нашему времени эпохах. Это и представители гностических течений, распространённых в Европе в средние века и преследуемых официальной Церковью, и последователи учения Пифагора из Кротона, и адепты запрещённого тайного учения тамплиеров, и представители реформаторских течений в католической церкви. Фактически масонство стало продуктом того времени, которое подготовило приход эпохи Просвещения. Это времена Людовика ХІУ во Франции, времена Карла ІІ и реставрации Стюартов в Англии, времена эпохи первичного накопления капитала в Европе. Это времена позднего барокко и рококо в искусстве. Образованнейшей части человечества казалось, что старые религии не отвечают духу времени. Более того — необходима качественно новая общность, которая может объединить людей думающих, ищущих — с целью изменить порядок вещей в обществе в пользу баланса между рациональным и иррациональным.

Так возникает масонство — полуорден, полусекта, полуорганизация. Одним словом — «братство вольных каменщиков». Вся деятельность масонов, объединённых в ложи, пропитана символизмом и символикой. Они глубоко преданы традициям, и эти традиции на протяжении нескольких веков незыблемы. Для масонов огромную роль имеет ритуал, которому тщательно обучают новопринятых братьев. Количественный и персональный состав масонских лож, а также содержание работ и детали ритуала содержатся в строгой тайне от мира «профанов». В ритуале масонов чувствуется влияние древних мистерий, инициаций, которые предпринимали секта ассасинов в Передней Азии и Орден тамплиеров. Желая продемонстрировать равенство всех религий, масоны почитают Великого Архитектора Мира (считая, что эта субстанция имеет различные названия в разных религиях — Бог, Саваоф, Яхве, Аллах, Иегова и т.д.) и считают равноценными по количеству знаний и вкладу в развитие мировой цивилизации и Библию, и Коран, и Талмуд, и другие священные книги. По большому счёту масонство — это попытка унифицировать человеческие знания, чтобы с их помощью осознать мир.

В Украине первые масоны появляются уже в окружении гетмана Ивана Мазепы. Хотя предтечами масонства исследователи называют соратника Богдана Хмельницкого Юрия Немирича (кальвиниста по вероисповеданию, учившегося в Оксфорде и связанного со многими представителями учёного мира) и пребывавшего под сильным влиянием последнего гетмана Ивана Выговского. При желании можно найти некоторые раннемасонские нотки в Гадяцком трактате, подготовленном Немиричем и Выговским в 1658 году. Однако теория о существовании масонства в Украине в столь раннюю пору выглядит не достаточно убедительно. Более вероятной является версия, согласно которой первые украинские масоны появляются в среде послемазепинской эмиграции (отец и сын Орлики, Андрей Войнаровский и другие). Именно в эту пору — в начале ХУІІІ века — масонство проникает и в Московское государство. Проникает оно, скорее всего, через Голландию и Германию, а главным носителем его в Москве, а позже — в Санкт-Петербурге становится шотландец и ближайший сподвижник Петра І Якоб Брюс, которого необразованные московские современники считали «чернокнижником». Возможно, именно благодаря масонам Пётр задумался над программой государственных преобразований. Но это может быть воспринято лишь как гипотеза.

Благодаря закрытому характеру лож и отрывочным сведениям об их деятельности (масоны не ведут подробной документации и поэтому их историю можно воспроизвести только при помощи исследования оставленных символов в памятниках литературы, архитектуре, в истории, а также по следственно-причинному ряду), история этого движения останется плохо изученной. Более того — никто не сможет доказать, что история этого движения развивалась именно так, а не иначе. И всегда найдётся соблазн что-либо приписать масонам или что-нибудь отнять, оспорить причастность масонов к тому или иному историческому событию. Поэтому дальнейшую реконструкцию истории масонского движения в Украине, изложенную ниже, следует воспринимать лишь как версию или гипотезу. Поскольку многие материалы не могут пока в силу разных причин стать достоянием широкой общественности.

В ХVІІІ веке масонские идеи распространяются среди множества казацких шляхетских родов. Благодаря масонству украинская шляхта, даже находясь под российским владычеством, чётко ощущает пульс Европы, пытается перенимать европейскую моду. Однако попытки создать свою мощную ложу в Украине удаются только к концу века — благодаря, в первую очередь, стараниям Григория Сковороды. В это же время появляется проект «Украина» как следствие стараний украинских масонов, желающих сохранить самобытность и идентичность этой земли. Согласно одной из версий, «Украиной» первоначально называлась одна из лож на Левобережье, которая вскоре стала пропагандировать это название — вместо широко распространённой благодаря стараниям официальных российских властей формы «Малороссия». Представитель старого шляхетского рода Василий Капнист, один из деятелей масонского движения, в 1791 году ездил с романтической и даже утопической миссией ко двору прусского короля, прося о военной помощи для освобождения Украины.

Но во второй половине ХVІІІ века в мире происходит ряд событий, которые привели к тому, что о масонах начали говорить — причём активно. Во-первых, наступает эпоха Просвещения. Вольтер, Дидро, Руссо, Монтень, Корнель, Гельвеций и другие идут в ложи и пытаются передать свои знания человечеству, сделать человечество более рациональным. Во-вторых, масоны Нового Света создают государство, которое, по их замыслу, должно соответствовать представлению масонов об идеальном государстве, — Соединённые Штаты Америки. Все отцы-основатели США были масонами и сторонниками высоких идеалов. Другое дело, что им попался не очень-то благодарный народец — потомки беглецов-сектантов из Европы да потомки ссыльных разбойников. Поэтому теория и практика существенно разошлись… В-третьих, Великая французская революция, в годы которой масоны открыто стали пропагандировать свои идеи — свободы, равенства, братства. Однако революция продемонстрировала, что отдельные масоны хотят установить идеальное общество при помощи силы — истребляя сотни и тысячи человек, не согласных или не готовых воспринять высокие идеалы. Позже французское масонство перешло к взаимному истреблению. Первой ласточкой наметившихся противоречий стал конфликт между старшим и младшим поколением. Внучка масона Корнеля Шарлотта Корде убивает масона Марата. Затем масон Робеспьер отправил на гильотину масона Дантона. Наконец масоны отправят на эшафот самого Робеспьера. В результате к власти придёт масон Наполеон, который развяжет войну против своего же «брата» Александра, российского императора.

Именно к этому времени относится раскол масонства на несколько лож, которые до сих пор действуют в автономном режиме и почти не пересекаются. Наибольшими ложами в современном мире являются «Великий Восток Франции» и «Объединённая Ложа Англии», различные по внутреннему устройству. Кроме того, существуют другие ложи, имеющие влияние, например, в Украине, но не признанные другими ложами.

Но вернёмся к истории. Екатерина Вторая, узнав о Французской революции, запретила деятельность масонов в России. Именно отсюда — её конфликт с покровительствовавшим масонам Потёмкиным и откровенные репрессии против масона Радищева. От двора в последние дни жизни Екатерины были удалены все сочувствовавшие масонам придворные. Екатерина боялась заговора против монархии, считая, что если масоны казнили короля во Франции, то они на этом не остановятся. Масонство постепенно начинает возобновлять свои позиции во времена Павла Петровича — сперва нерешительно, тайно. Офицеры и дворяне, участвовавшие в перевороте 1801 года, вследствие которого Павел был убит, тоже были масонами — включительно с двумя старшими сыновьями Павла, Александром и Константином. Масонству благоволил и бывший канцлер Российской империи Александр Безбородко, который, как считается, содействовал украинским масонам в их попытках создать в Украине мощную ложу.

В начале ХІХ века в Украине возникают две достаточно большие ложи — харьковская и полтавская. В харьковской доминировали идеалы Сковороды, здесь заправлял его ученик, ректор и основатель университета Василий Каразин. Гулак-Артемовский, будучи Великим мастером харьковской ложи, по преданию, создал проект идеальной Конституции, однако завещал положить его в могилу вместе со своим телом — мол, когда человечество, наконец, достигнет понимания высоких идеалов масонства, тогда Конституцию можно будет извлечь и использовать с пользой для общества. Полтавская ложа связана в первую очередь с деятельностью писателя Ивана Котляревского, автора «Энеиды» и «Наталки Полтавки». Обе ложи действовали в правовом поле Российской империи, не готовя радикальных действий. Тот же Котляревский известен как автор верноподданнических од, прославляющих царедворцев. Это полностью соответствует принципам масонства, которые никогда открыто не выступают против режимов в государствах, в которых они действуют, а их идеалы, как правило, чужды революции.

Хотя бывают и исключения. После войны 1812—1814 годов отмечается срастание движения недовольных дворян, желающих перемен в государстве, с масонским движением. Рылеев, Пестель, братья Муравьёвы-Апостолы и братья Бестужевы были масонами. Одна из лож образовалась в Каменке на Черкасщине. Ещё одна — в Умани, в имении графа Волконского. Кстати, Уманская ложа, малоизвестная и малоизученная, была русско-украино-польской, и её основание пришлось на 90-е годы ХУІІІ века. Её деятельность была неразрывно связана с именем графа Щенсного-Потоцкого, основателя знаменитого парка «Софиевка». Польская шляхта привнесла в деятельность ложи элемент революционности, связанной с костюшкианскими веяниями и надеждами на возрождение Великой Польши. Соответственно и парк «Софиевка», построенный Потоцким и его сыновьями, насыщен масонской символикой и идеями Великой Польши. После смерти Потоцкого ложа не потеряла своего антиимперского характера и стала одним из центров формирования декабристского движения. Можно отчётливо проследить связи между уманскими масонами и масонами Петербурга. Ведь кроме выступления декабристов на счету ложи — организация и активное участие в польском восстании 1830 — 1831 годов, а впоследствии — и организация польского эмиграционного правительства во Франции — так называемой среды гостиницы Ламбер. Маленький провинциальный городок Умань был удобным местом конспиративных собраний, равно как и Каменка.

Опять-таки — налицо конфликт концепций в масонском движении: ведь Александр Павлович, против которого собирались выступать масоны-декабристы, был тоже масоном! Возможно, принадлежавшим к иной ветви масонства. Судя по всему, декабристы стали последователями течения, оформившегося в виде «Великого Востока Франции». Александр был более близок к Объединённой Ложе Англии (ОЛА). Кстати, к первой ложе принадлежал, например, Александр Пушкин. Ко второй — его учитель Василий Жуковский, писатель Алексей Константинович Толстой (первый — учитель Александра Второго, второй — его приятель). Считается, что к ОЛА принадлежал (или мог принадлежать) и сам император Александр Второй. Первая ложа предложила революционный путь решения проблемы построения идеального общества в России, вторая — эволюционный. Отмена крепостного права в России может рассматриваться как часть масонского проекта, у истоков которого стоял ещё сподвижник Александра Первого масон Сперанский.

В 40-х годах киевская молодёжь попыталась возродить деятельность лож, существенно подорванную во времена Николая Первого. Молодые люди (Костомаров, Кулиш, Шевченко, Белозерский и другие) обратились к Ивану Мартосу, предки которого были известны тем, что принадлежали к украинскому масонству, и попросили его наладить связи с польской эмиграционной средой в Париже. В частности с масоном и человеком, желавшим возрождения свободомыслия в Украине, Михаилом Чайковским. Известно, что Тарас Шевченко передавал Чайковскому, под чьим литературным влиянием находился, рукопись «Гайдамаков», поскольку сюжет и ряд фактов для поэмы заимствовал из «Вернигоры» Чайковского. До решения дела об основании ложи в Киеве здесь было решено создать парамасонское объединение «Братство святых Кирилла и Мефодия». Чайковский передал в Украину два текста — ориентированное на польское общество произведение Адама Мицкевича «Пельгжимка» и адаптированный для украинского потребителя текст-травестию «Закон Божий, или Книга бытия народа украинского». Николай Костомаров позже на суде подтверждал, что этот текст был им только переведён на украинский язык. Даже в конце жизни, когда профессору Костомарову ничего не угрожало, он всё равно не признал своего авторства. Следствие по делу кирилло-мефодиевцев также усматривало корни братства в деятельности Михаила Чайковского. Но наши исследователи настойчиво приписывают «Закон Божий» перу именно Костомарова.

Полемика между масонами из разных лож достаточно интересна. Близкий к «Великому Востоку Франции» Шевченко призывал «дождаться Вашингтона», ввести единомыслие (цепочка от Робеспьера и Пестеля). «Великий пересмешник» Козьма Прутков (Алексей Толстой и братья Жемчужниковы) в свойственной им манере ответили «Проектом о введении единомыслия в России» — жёсткой, ироничной и убийственной пародией.

Но к концу ХІХ века масоны замыкаются снова в своих морально-этических изысканиях. Они формируют либеральное мировоззрение, становятся почвой для прорастания в России центристских политических партий. Большинство масонов сформировали партии кадетов и октябристов после революции 1905 года. Во всех четырёх Думах была представлена критическая масса масонов. Позже русские масоны стояли у истоков Февральской революции 1917 года и формировали Временное правительство. Важен факт: масоны не планировали революцию, они её возглавили, желая оградить Россию от смуты и безвластия.

В Галиции, в первую очередь во Львове, действовали одновременно несколько лож с довольно строгими внутренними правилами и довольно тщательным подбором членов лож. Первые упоминания о масонских ложах в Галиции относятся к середине — второй половине ХVІІІ века. На протяжении следующего века они играли заметную роль в истории всей Галиции. Недаром многие дома во Львове украшены до сих пор масонской символикой.

Масонская ложа «Новая Польша», действовавшая в начале ХІХ века во всей Галиции и объединявшая и немцев, и украинцев, и поляков, стала впоследствии своеобразным «ящиком Пандоры». Ведь именно с раздела «Новой Польши» на польскую и русинскую (украинскую) группы начинает формироваться основа идеологического, а позже и этнического конфликта украинцев и поляков в Галиции. До наших дней дошли имена галицких масонов — Городинского, Шухевича, Грохольского, Чубатого, Згерского, Вселячинского, Мохнацкого. Известны и названия галицких масонских лож и тайных обществ — «Сарматия», «Свободные галичане», «Общество польского народа»… Масоном был, например, Иван Франко. И стихотворение «Каменярі», которое долгое время подавалось в школьных хрестоматиях как пример революционного творчества поэта, на самом деле является квинтэссенцией видения пути развития масонского движения.

Франко в конце 70-х годов некоторое время был членом одной из львовских лож (вероятнее всего «Сарматии», к которой принадлежал и Юлиан Романчук, украинский политический деятель и вице-спикер австрийского парламента). Однако позже он увлёкся социалистическими идеями, пытаясь совмещать деятельность в ложе и социалистическое мировоззрение. Это привело к конфликту — сперва в ложе (стихотворение «Седоглавому», посвящённое Романчуку, — только далёкий отголосок этого конфликта), а позже — и в социалистическом движении в Галичине. В 1899 году Франко окончательно расходится с радикалами типа Павлыка и инициирует Национально-демократическую партию, в которой потом на протяжении сорока лет доминировали масоны.

В начале ХХ века в России отмечена попытка отождествить масонов с еврейским движением — сионизмом. Это отождествление произрастает из циркуляров шефа царской охранки Зубатова, который боролся с революционерами и масонами. К первым он относил «евреев, студентов и очкариков», ко вторым — интеллигенцию. Для лучшего понимания задач перед филерами ставилось задание следить за «жидами» и «масонами». Позже в сознании черносотенного демона, выпущенного зубатовцами, враг «веры, царя и отечества» превратился в некое монстрообразное существо — «жидо-масона». Плюс ко всему «жидо-масон» получил отрицательное идеологическое подкрепление в виде «Протоколов Сионских мудрецов» — фальшивки, состряпанной на границе веков, которая была призвана свидетельствовать о якобы существующем «всепланетном заговоре» евреев, объединённых в структуру типа масонской ложи. Конфликт, в котором пребывали масоны относительно православной церкви в России, способствовал тому, что «крестовый поход» против масонства был фактически освящён Синодом. Таким образом, масоны в России были поставлены вне закона — они были объявлены врагами христиан, пособниками иудеев, людьми, выступающими против монархии. Кстати, только трое из видных большевиков вызывали подозрения в причастности к масонскому движению — Троцкий, Луначарский и Чичерин. Первый — из-за увлечения оккультизмом, остальные — из-за широты взглядов и полученного образования, а также из-за несвойственного большевикам «чистоплюйства». Но оккультизм Троцкого не обязательно выплывал из его пребывания в ложе. Точно так же, как и оккультизм Гитлера. Тем более что оккультизм лишь косвенно касается масонства.

Революция 1917—1921 годов в Украине также вывела вверх целую плеяду масонов. Грушевский, Петлюра, Скоропадский, Дорошенко были масонами. Это не мешало им выступать друг против друга. В доме на улице Прорезной в Киеве (где ныне находится известное в политических и творческих кругах кафе «Барабан») начиная с 1913 года собиралась масонская ложа, в состав которой входил и Михаил Грушевский — человек, попытавшийся привить галицкие масонские традиции на Надднепрянщине. В ноябре 1918 года члены этой ложи с кодовым названием «Рада» создали украинский национальный комитет, возглавивший революционную борьбу против масона Скоропадского. Опять — разные направления в масонском движении, разные ложи, разные традиции.

После революции, в условиях эмиграции, Великий мастер ложи Сидор Моркотун обвинил Симона Петлюру в причастности к погромам в Украине и обратился к нему с известным воззванием: «Прочь, палач украинского народа, из ложи!» Таким образом состоялось изгнание Петлюры из ложи. Сам Моркотун в годы революции занимал скромную чиновничью должность. В этом тоже проявляется одна из особенностей масонства: человек, занимающий высокое положение в ложе, может в реальной человеческой жизни быть абсолютно незаметным обывателем.

В условиях эмиграции время от времени ложи подавали знаки, свидетельствующие об их существовании. Известно, что к среде масонов принадлежал известный деятель украинского националистического движения Мыкола Сциборский, который подверг критике некоторые разделы работы другого националистического идеолога Владимира Мартынца «Забронзовуймо наше минуле», особенно в части отношения Мартынца к украинским масонам. Скандал в украинском эмиграционном лагере возник и в 1937 году, когда стал распространяться слух о принятии в ложу гетманича Даниила, сына эмиграционного гетмана Павла Скоропадского и наследника булавы. Но реально говорить о том, что масоны и в дальнейшем на протяжении полувека играли какую-то важную роль, не приходится.

Именно здесь можно прервать изложение исторических фактов и перейти к ответу на ряд вопросов, которые интересовали ведущих упомянутой телепрограммы.

Вопрос первый. Почему люди идут в масоны?

Ответ попытаюсь сформулировать следующим образом. На некотором этапе развития интеллект человека может вступать в конфликт с общепринятыми канонами и аксиомами, а также с существующими в обществе институтами. Человеку свойственно пребывать в вечном поиске. Заметьте — человеку разумному. Обыватель «без мечты» довольствуется комфортабельным положением, считая, что в относительном тепле и уюте может дожить до старости и смерти. Человек разумный, как правило, является нонконформистом по натуре. Он не находит ответа на поставленные вопросы в официальной Церкви — и начинает вступать в конфликт с ней. Его не устраивает классическая физика, которая объясняет мир и природу, — и он приходит к метафизике. Он видит несовершенство толпы — и начинает совершенствовать себя. Он ищет новое понимание Бога, новое понимание предназначения Человека. Как правило, старания человека (чаще всего не направленные на участие в масонском движении) замечают члены ложи — и предлагают ему вступить в их собратство. Прецеденты выхода из ложи или исключения из братства вольных каменщиков — достаточно редкие.

Вопрос второй. Правят ли масоны миром?

Мифом является убеждение некоторых рьяных критиков масонства о якобы существующей пирамиде, которая руководит миром. На самом деле масоны практически не вникают в политические расклады в обществе. Мое обращение к украинским масонам за консультативной помощью оппозиции в дни кризиса 2000—2001 годов не принесло результата — масоны заняли нейтральную позицию, мотивируя это нежеланием участвовать в политике. Однако в среду масонов часто приходят люди думающие, успешные, успевшие многое сделать, известные широким массам. Участие в движении даёт им возможность а) морального самоочищения и самоусовершенствования; б) общения с равными себе людьми, также задействованными в различных сферах деятельности; в) возможность оказания карьерной взаимопомощи во имя общих целей. Теперь представим ситуацию. Премьер-министром становится человек, который изъявил желание в будущем стать масоном. Он приходит в ложу и становится учеником, без права голоса, без права занимать должности в ложе. Можно ли его пребывание на своём посту считать «результатом масонского заговора»? Хотя такие политические деятели, как Вудро Вильсон, Аристид Брианн, Уинстон Черчилль, Энтони Иден и другие, были масонами. А вот Гитлер, Сталин и Муссолини — не были…

Вопрос третий. Противоречит ли движение масонов христианской религии?

В смысле догм и обряда — возможно. В смысле признания заповедей, Писания и прочих атрибутов — нет. Более того, масоном может быть только человек, верующий в одну из религий. Атеистов в масонское движение не принимают (вот почему вызывает сомнение масонство Троцкого и прочих большевиков). Более того, масонство ни в коей мере не заменяет религию, это не религия.

Существуют ли масоны в Украине в настоящее время? Да, существуют. Их много — в среде политиков, экономистов, бизнесменов, банкиров, журналистов, писателей, дипломатов. Их деятельность не афишируется. Сами они предпочитают находиться в тени. Действуют они, объединившись в ложи разной направленности. Основными центрами развития масонства традиционно являются Киев, Львов, Одесса, Харьков. Одна из ветвей украинского масонства решила действовать вполне открыто — время от времени появляются сообщения о деятельности этой ложи. В остальных ложах придерживаются старого правила: масон может говорить о своей причастности к деятельности ложи, но не может называть имена товарищей. Поэтому точный список всех масонов Украины и в дальнейшем будет оставаться за семью печатями.

Может, оно и правильно. Ведь в нашей жизни должна оставаться хоть какая-нибудь Тайна. И вера в сверхъестественные возможности масонов. Взрослые тоже хотят верить в сказки. Пусть эти сказки носят политический характер. Но всё равно — верить хочется. Хотя бы в людей, которые, возможно, живут за стеной и в перерыве между уборкой, дачей, работой, воспитанием детей воплощают своё хобби — просто правят миром.