UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИЗРАИЛЬТЯНКИ В ПОГОНАХ

Мою двоюродную племянницу Иру, обладательницу американо-израильского гражданства, призвали лет пять назад в Армию обороны Израиля (АОИ)...

Автор: Борис Хургин

Мою двоюродную племянницу Иру, обладательницу американо-израильского гражданства, призвали лет пять назад в Армию обороны Израиля (АОИ). Ира — убежденная пацифистка, но, как говорится, «если Родина-мать зовет...» Ей не пришлось палить по инсургентам-интифадчикам или арабским террористам. Она отслужила положенный срок в должности радиооператора, но вернулась в родной для нее Лос-Анджелес с ворохом восторженно-романтических историй. Короче говоря, в израильской армии ей понравилось все: корпоративный дух, товарищеская атмосфера и даже дискотека на военной базе.

Еще во время войн 1956 года (так называемая «тройственная агрессия»), шестидневной и войны Судного дня в тогдашнем СССР ходило бесчисленное множество анекдотов про израильтянок в военной форме, но отношение к ним, несмотря на все агитпроповские усилия, было вполне благожелательным. Мало кто знает, что закон еврейского государства разрешает женщинам служить в рядах вооруженных сил, но категорически запрещает участвовать в реальных боевых действиях. Как сказала та же Ира, на их долю остаются лишь секретарско-штабные и всякого рода вспомогательные должности, технические и медицинские, например. Такое положение именуется израильскими феминистками открытой дискриминацией. Они с пеной у рта отстаивают свое право сидеть в окопах наравне с мужчинами, управлять танками и самолетами. Даже принимать участие в штыковых атаках...

Тема «женщины и армия» вообще стала в Израиле, как и чуть ранее в Америке, злободневной. Дискуссии при этом ведутся по двум направлениям. Во-первых, речь идет о пригодности представительниц слабого пола к службе в том или ином роде войск, а во-вторых, — о случаях домогательств и оскорблений на сексуальной почве. Корреспондентка журнала «Ю-Эс ньюс энд уорлд рипорт» Луиза Лиф побывала недавно в Израиле и встретилась со многими «еврейками в погонах», а также с представляющими их интересы женщинами — депутатами Кнессета, правозащитниками и юристами. Репортаж Лиф при этом носит двойственный характер. Она приводит отдельные факты действительной дискриминации, но далека от того, чтобы рисовать все в черном свете. По словам американки, от 10 до 15 женщин-инструкторов служат на танковой базе и полигоне Сайарим в пустыне Негев. Здесь все поставлено «с ног на голову». Затянутые в военную форму, с застегнутыми шлемофонами, эти амазонки обучают мужчин (вернее, юношей) мастерству вождения боевых машин, в основном, американских М60-А1 и израильских «Меркава-2», стрельбе по движущимся и неподвижным целям, а также срочному ремонту подбитых танков. Курсанты при этом полны прилежания, и ни один из них не посетовал, что «танковому делу» их обучают представительницы противоположного пола.

Отношение же израильтянок к армии за последние 10—12 лет резко изменилось. Правда, лишь в качественном, но совсем не отрицательном смысле. Раньше израильские солдаты и офицеры рассматривались слабым полом как защитники родины и семейных очагов. Теперь же армия зачастую служит бесплатным и удобным трамплином для приобретения профессии, получить которую «на гражданке» было бы намного сложнее.

В израильском Кнессете всего 11 депутатов-женщин. Все они несколько недель назад поддержали законопроект Наоми Часан, легализирующий права женщин на службу в боевых частях и даже участие в настоящих боях. Израильтянка Алиса Миллер обратилась в Верховный суд страны с требованием удовлетворить ее прошение о зачислении в ВВС боевым пилотом...

Что же касается домогательств, то разразился общенациональный скандал, вызванный судебным иском, вчиненным некой иммигранткой из России, которую пресса называет лишь инициалом А, своему непосредственному командиру, который заставил одного из солдат «развратить» ее. Случай расследуется военной прокуратурой.

«Я хочу, чтобы эти люди (командир и солдат) понесли заслуженное наказание», — заявила А. в интервью израильскому радио.

Израильские «суфражистки» считают, что дискриминация в рядах вооруженных сил порождает «эффект домино» и лишает их равных с мужчинами прав уже после службы, в гражданской жизни.

«Между тем, — пишет Лиф, — во всем мире сложилось в корне неправильное впечатление об израильтянках с автоматами «Узи» и «Галиль», поливающих свинцом врагов еврейского государства. Это совсем не так, и в данном случае архетип не работает».

На самом деле израильтянки дрались с врагами в последний раз аж в войне за независимость 1949 года. С тех пор их обучали, тренировали, но на пушечный выстрел не подпускали к полям настоящих сражений. Достаточно сказать, что на стандартных армейских трехнедельных учениях мужчины выпускают из автоматического оружия сотни пуль, а женщины (если повезет)... 32-патронный рожок. Член городского совета Иерусалима, в прошлом инструктор армейского стрелкового центра Анат Гоффман сказала, что сегодня израильтянка имеет больше шансов остановить террориста, ударив его по голове дамской сумочкой, нежели применив боевое оружие.

По словам главы женских подразделений АОИ, единственного генерала-женщины израильской армии Исраэллы Орон, командные армейские должности выше майорских остаются и по сей день недоступными израильтянкам. Комментируя это высказывание, можно добавить, что и в любых других армиях, за исключением разве что скандинавских стран и Нидерландов, женщин-генералов раз-два и обчелся. Но гордые праправнучки Моисея не желают считаться с таким принижением их достоинства. Они хотят командовать мужчинами, что, в общем и целом, всегда было отличительной чертой агрессивно настроенных женщин. Какую практическую пользу это принесет — совершенно иной вопрос. Жанны д’Арк в наши прагматические времена — редкость.

Предубеждение против женщин-военнослужащих остается в силе и поныне. Особенно это касается генералитета и высшего офицерского состава. Недавнее заявление командира танковой бригады полковника Гершона Хокоена, например, вызвало шквал протестов со всех сторон. Этот офицер, в чьем личном мужестве никто не сомневается, сказал, что «исторически сложилось так, что мужчины становились воинами, а женщины — проститутками». Он еще добавил, что женщин, работающих в штабах и военных ведомствах, вполне можно заменить компьютерами. Скажи Хокоен такое в Америке, он в одночасье лишился бы и полковничьих погон, и выходного пособия.

Нужно принять во внимание и то, что после наплыва в Израиль олим из стран СНГ государство (впервые за всю историю) не может призвать на службу даже всех подлежащих призыву мужчин. Вот и соблюдай тут интересы и желания девушек и женщин, мечтающих о погонах, танковых рычагах и штурвалах самолетов.