UA / RU
Поддержать ZN.ua

Избиратели станут рецидивистами?

2010-й обещает стать годом серийных выборов: кроме президентских в январе и феврале, местных — 30 мая, штабы серьезно готовятся к сентябрьским выборам в ВР...

Автор: Орест Сохар

2010-й обещает стать годом серийных выборов: кроме президентских в январе и феврале, местных — 30 мая, штабы серьезно готовятся к сентябрьским выборам в ВР. Если говорить упрощенно, то проведение или непроведение парламентской кампании зависит от имени победителя кампании президентской. Если следующим главой государства станет Виктор Янукович, то с большой вероятностью можно прогнозировать осеннюю перезагрузку Рады, в случае победы Юлии Тимошенко депутаты нынешнего созыва, скорее всего, сохранят свои полномочия.

В нынешнем политикуме есть как минимум два категоричных приверженца переизбрания Верховной Рады. Первый из них — Виктор Ющенко, действующий глава государства. По информации из разных источников, Виктор Андреевич рассматривает парламент как площадку для продолжения своей политической карьеры. Главе государства желательно на эту площадку запрыгнуть как можно скорее, пока остатки его персонального рейтинга и президентского авторитета не выветрились окончательно.

Виктор Андреевич приложил немало усилий, чтобы его партнером в рестарте Рады стал Виктор Янукович. У того в наличии значительный парламентский ресурс, а вскоре, не исключено, будут и полномочия верховного правителя, которые и позволят воплотить текущую политическую мечту президента.

Стороны договорились в конце октября. Бросилось в глаза, что в один и тот же день — 28 октября — оба Виктора откровенно подыграли друг другу: Ющенко заявил о намерении подписать законопроект о повышении социальных стандартов, таким образом выдав серьезный информационно-пиаровский козырь регионалам в избирательном противостоянии с БЮТ; взамен Янукович объявил о целесообразности проведения досрочной парламентской кампании.

Но бывших оппонентов по Майдану и нынешних вынужденных соратников по проекту «антиЮля» нельзя назвать полноценными партнерами в проведении перевыборов в ВР из-за расхождения тактических взглядов на сроки и цели кампании. Для Ющенко важно провести парламентские выборы в день, максимально приближенный ко времени завершения его полномочий главы государства. В идеале — совместить президентские и парламентские выборы, проведя их 30 мая одновременно с местными. Очевидно, именно поэтому на Банковой разрабатывались сценарии введения чрезвычайного положения с дальнейшим переносом даты президентских выборов, а представитель президента в парламенте Игорь Попов заявил, что проводить одновременно несколько избирательных кампаний дешевле, чем разводить их во времени. Кроме того, близкие к президентскому секретариату политтехнологи заявляли, что 24 января Виктор Ющенко получает формальное право распустить ВР, поскольку именно 23 числа заканчиваются последние полгода срока президентских полномочий (исходя из даты инаугурации). Согласно этому плану, все кампании сводятся на конец мая.

Это — идеальный сценарий для политика, который еще пять лет назад спасал нацию от кучмизма, а теперь пытается создать запасную площадку для себя и своего окружения. И даже, если идея чрезвычайного положения провалится (а к этому все идет), в период между первым и вторым турами президентских выборов Ющенко может объявить внеочередные парламентские выборы, и логично будет ожидать поддержки со стороны Януковича.

Лидер Партии регионов заинтересован в роспуске Рады, но для гарантированного расширения своего политического присутствия в ВР эту кампанию ему следует проводить уже в статусе не инфанта, а полноценного главы государства. Тогда как предложенный Банковой сценарий — откровенно авантюрный, поскольку у Виктора Андреевича в январе не возникнет законных оснований для роспуска ВР. В Конституции четко прописано, что полугодовой срок полномочий главы государства завершается в день инаугурации преемника. Любой енакиевский или коломыйский суд признает указ Виктора Андреевича о роспуске ВР неконституционным. Кроме того, после победы на президентских выборах Янукович получит ярлык «пособника Ющенко», а также головную боль в виде необходимости довести прожект «досрочные парламентские выборы» к логическому завершению.

Намного интереснее для Виктора Федоровича говорить о сентябре как дате проведения кампании. Вступив в свои президентские права, Янукович попытается переформатировать под себя политическое пространство: прибрать к рукам проющенковскую часть «НУ—НС» и фракцию «НУ». Фактически дальнейший сценарий Януковича — это паралич ВР на период, который даст основания главе государства распустить парламент. Это социально сомнительный, но законодательно оправданный путь к перевыборам.

Правда, в Партии регионов существует внутренняя оппозиция к идее досрочных выборов. Частично это — бизнесмены, уставшие непрестанно сбрасываться в общий котел: минимальная стоимость парламентской кампании — 150 млн. долл., а реально она потянет и больше. Поскольку это уже будет третья кампания, то общая сумма ожидаемых затрат регионалов может достичь миллиарда долларов.

Сопротивляется роспуску парламента и группа Андрея Клюева, которая сориентирована на продолжение сотрудничества с БЮТ. Их аргумент: плохая «ширка» с Тимошенко лучше, чем хорошая и дорогая война. Кроме того, против этого сценария выступают и аналитики ПР: они считают, что осенью Тимошенко может заполнить политические ниши Ющенко и Яценюка, чьи рейтинги сейчас невысоки. Чтобы этого не случилось, Партия регионов должна инвестировать значительные ресурсы в укрепление электоральных позиций «Фронту змін» (поскольку в парламентский проект Ющенко пока мало кто верит), иначе в Раде следующей каденции БЮТ будет еще сильнее, чем сейчас.

Логично, что совсем другой политический сценарий будет разворачиваться в случае победы Юлии Тимошенко. В президентском статусе у Юлии Владимировны будет заметное преимущество: это Александр Турчинов в ранге гипотетического исполнителя обязанностей премьера, а также потенциальная возможность восстановить полноценную коалицию (есть некоторые основания считать, что нашеукраинцы дружнее будут поддерживать Тимошенко-президента, чем Тимошенко-премьера). Тандем Турчинов — Тимошенко имеет все законные основания поменять 27 руководителей регионов, а также 665 руководителей районов, и среди политического сообщества найдется немало желающих занять эти должности. Кроме того, сцементировать большинство вокруг этого тандема позволит и перераспределение должностей на уровне правительства, а также ЦИК, Генеральной прокуратуры и т.д.

То есть судьба Верховной Рады теперь прямо подвластна результатам президентской кампании. Ведь в зависимости от того, кто и с каким результатом победит, будут верстаться и дальнейшие сценарии: от хорошей войны и до плохого мира, то есть «ширки», которую теоретически стороны тоже не отвергают, просто в период обострения политической конкуренции не готовы о ней говорить.

Такое позиционирование сил позволяет сделать два вывода: во-первых, ни в ПР, ни в БЮТ не хватает ресурсов для изменения в парламенте формы государственного строя, поскольку никому из названных политических сил не удается взять под контроль 300 голосов. В случае создания широкой коалиции этих двух политических сил преобразование страны в парламентскую или президентскую республику тоже невозможно из-за расхождений политических интересов: ни одна из сторон не захочет подыгрывать другой. Есть только один путь вернуть президентскую форму правления: отменить конституционную реформу в одноименном суде. Но это уже тема отдельного исследования, которое целесообразно будет проводить после определения результатов президентских выборов.

Во-вторых, сейчас ни одна из сторон по-настоящему не заинтересована в изменении парламентского закона о выборах, в частности в создании открытых списков, о чем так много говорят лидеры разных политических сил. Ближе всех к реализации этого алгоритма выборов бютовцы. 3 ноября был вынесен на голосование их законопроект относительно проведения местных выборов на основе введения открытых списков, но можно утверждать, что БЮТ не слишком старался обкатать идею открытых списков уже 30 мая. Проект выносился на голосование дважды. Первый раз его поддержали только бютовцы, второй — их соратники из «НУ—НС» и Блока Литвина. Не добрав около 50 голосов, проект провалился. Если бы тимошенковцы усердно добивались легализации открытых списков, то предложили бы ПР вставить эту идею как условие в пакетное голосование о назначении местных выборов.

Станут ли украинцы избирателями-рецидивистами, мы узнаем уже в середине февраля, с первых шагов следующего президента. Это будет зависеть от того, удастся ли ему договориться с оппозицией, да и вообще — кому суждено будет, кроме коммунистов, туда войти.