UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ «КРУГЛОГО СТОЛА»

Георгий КРЮЧКОВ, народный депутат Украины, фракция КПУ Украинская политическая элита в преобладающем большинстве очень далека от первоначального значения этого слова — «лучший»...

Георгий КРЮЧКОВ, народный депутат

Украины, фракция КПУ

Украинская политическая элита в преобладающем большинстве очень далека от первоначального значения этого слова — «лучший». Не является ли самым адекватным ее воплощением П.Лазаренко — казнокрад планетарного масштаба, который ожидает суда в США? Парламент должен быть собранием самых лучших — почему же он почти четыре года не давал согласия на лишение казнокрада депутатской неприкосновенности?

Когда я думаю о парламенте, перед глазами стоят драки, депутаты, по восемь раз переходящие из фракции в фракцию, депутаты, которые являются невыездными, потому что, как только они пересекут границу, их посадят.

Сказать, что эта элита выполнила на современном этапе свою общественную миссию, я не могу. Состоялось государство, нас признали, но есть ли в этом заслуга такой элиты? Ее «заслуга» — развал экономики, доведение до критического состояния Вооруженных сил, тотальная коррумпированность структур власти, необеспеченность конституционных прав и свобод граждан.

Политические силы, которые находятся при власти и которые рвутся к власти, не способны радикально исправить положение. Нам нужна честная, неподкупная власть. Необходимо изменение системы власти и реальное обеспечение конституционных прав и свобод.

Левко ЛУКЬЯНЕНКО, народный депутат

Украины, фракция БЮТ

Элита — это более патриотическая часть интеллигенции. Какая разница между патриотизмом и национализмом? Патриот — это тот, кто любит Отчизну, но ничего для нее не делает. А националист — это тот, кто любит Отчизну, ставит ее интересы выше собственных и что-то делает.

Руководящие группы, которые сегодня управляют Украиной, не являются ни элитой, ни украинской интеллигенцией. Речь идет не о людях, есть исключения и настоящие патриотические, националистические представители элиты в органах государственной власти, но как государственные органы они не защищают интересы Украины.

Прослойке власти не хватает политической культуры, она еще не восприняла принцип: живешь — дай жить другому. Она готова обогащаться на смерти других — это ненормальное состояние.

Юрий ЛУЦЕНКО, народный депутат Украины,

фракция СПУ

В Украине есть церковная элита, интеллигенция, бизнес-элита, политическая элита. Первые две составляющие — церковь, интеллигенция — или коммерциализированные, а называя вещи своими именами, — продажные (достаточно посмотреть, какими церковными орденами награждены дважды и трижды осужденные), или их лучшие представители ведут себя отстраненно, не обращают внимания на то, что происходит в обществе, и не хотят принимать в этом участия. В представителях бизнеса я не вижу тех, кто «делом доказал свое право быть элитой». Это скорее организованные преступные группировки, которые временно, будучи при власти, безнаказанны.

В нашу политическую элиту я не верю — как марксист и человек, бывший на баррикадах. На баррикадах мы не видели многих, кто сегодня выступает за изменения. Тогда они не рискнули своим статусом приближенных к власти.

Я не верю в доброго царя или мессию. Я верю лишь в общественный контроль над властью. Даже плебеи имели право убить вождя за измену. Я не призываю к уничтожению вождей, но призываю к их отставкам. Чтобы они не стояли во главе плебеев постоянно, несмотря на то, что жизнь плебеев становится все хуже, а самих плебеев — все меньше.

Владимир СТРЕТОВИЧ, народный депутат

Украины, фракция «Наша Украина»

Политическая элита Украины — это лучшие представители народа, способные руководить государством. Закономерен вопрос: нынешняя власть — это самые лучшие? Нет. Потому что нельзя купить себе депутатский мандат за 20 гривен, а потом быть объектом судебного иска. По меньшей мере, восемь депутатов стали депутатами незаконно — путем фальсификации избирательного процесса. Но сегодня они считаются элитой.

О результатах выборов: народу плюнули в лицо, он вытерся и промолчал, а политической реструктуризации общества, которая отвечала бы выбору граждан, не произошло. Поэтому — «маємо те, що маємо».

Я внимательно ознакомился со списком приглашенных на «круглый стол». Мне достоверно известно: из 111 человек 56 — не в ладах с законом. И они представляют элиту? В государстве не должно быть двойного стандарта — закон обязателен для всех.

Я сердцем понимаю, что выборы-2004 непросто будет провести открытым демократическим путем. Но душа желает изменений, как говорили латиняне: «Пока живу — надеюсь».

Константин СЫТНИК, народный депутат

Украины, фракция БЮТ

Элита в Украине была, есть и всегда будет. Однако беда в том, что она не при власти. То, что лучшие люди не были почему-то при власти, мы видели и в советские времена, и сегодня.

Вот премьер в журнале «Національна безпека і оборона» пишет о моральности. Как ученый я могу сказать, что за два года человек не может стать кандидатом наук, доктором наук, профессором, председателем научного центра, членом президиума Академии наук. Морально это или неморально, когда он видит, что в стране происходит девальвация ученых званий и степеней?

Кто-то должен формировать национальную элиту. Она воспитывается в школе и высших учебных заведениях. И у нас есть вузы (хотя их совсем мало), где сегодня формируется элита. Я был в Острожской академии и в восторге от ректора, профессуры и студентов. В наш институт приходят молодые специалисты — среди них есть очень высококультурные и интеллектуальные люди. Поэтому я уверен: элита у нас будет.

Но необходимо что-то делать, чтобы к власти пришли те люди, которые сегодня не при власти. Нельзя, чтобы народом руководили аморальные политики.

Владимир ФЕСЕНКО, политолог

Является ли наша политическая элита зеркалом общества или между элитой и обществом существует пропасть? На мой взгляд, это действительно зеркало. Но оно отражает болезни, беды, проблемы общества, как в увеличительном стекле. Коррупция, низкий моральный уровень, пренебрежение законом характерны для большинства членов нашего общества. И это отражается на элите, на ее поведении.

Но если элита хочет решить проблемы общества, она должна начать с себя самой. Ибо на элите лежит повышенная ответственность — волею судьбы, своих личных качеств и других факторов она ведет общество. Вопрос в том, куда и как.

Не нужно идеализировать политическую элиту: она такая, какая есть, и другой вряд ли могла быть. Ее проблемы в значительной мере сохранятся и после президентских выборов 2004 года — это неизбежно.

Элита должна консолидироваться вокруг национальных интересов и коренных общественных ценностей. Без этого свою общественную миссию она не выполнит.

Евгений ЧЕРВОНЕНКО, народный депутат

Украины, фракция «Наша Украина»

Каждая элита, даже «так называемая», имеет свое представление о порядочности, свой порог, через который нельзя переступать. Нас же последнее время вынуждают жить по «понятиям». В парламенте было столкновение не Червоненко и Шуфрича, а столкновение по поводу того, что нельзя жить «по понятиям», нельзя на страхе людей строить свое будущее. То, что происходит сегодня, когда сильных людей, которые сами себя сделали, заставляют становиться на колени, — недостойно элиты. Я буду отстаивать законные права всех, даже тех, кто заставлял меня лежать на полу в приемной младшего Медведчука, когда 200 моих водителей замерзали в Европе, а нам не давали справку об отсутствии долгов перед бюджетом. Не будет мести.

Я бы предложил элите подумать о словах «свобода» и «личная ответственность». Следующий год решает не наши судьбы — мы уже так или иначе нашли свое место в мире. Этот год решает судьбы наших детей и судьбу Украины. Если мы не осознаем судьбоносность времени и то, что запаса прочности в нашей экономике и обществе нет, мы будем просто никому не интересны. Хочешь, чтобы тебя уважали, — уважай себя сам.

Я говорил и сегодня повторяю Президенту: мы — бедная страна, и вы, как конструктор, должны понять, что есть одна ракета, которая может спасти общество, — это Ющенко.

Нестор ШУФРИЧ, народный депутат Украины,

фракция СДПУ(о)

В украинской элите появилась новая прослойка — бизнесмены, которые пришли в политику. Они просто забирают свое. То, чего они смогли достичь благодаря своим способностям, дает им право называться не только финансовой, но и политической элитой.

Кому-то не нравится, что в политику пришли бывшие заведующие продовольственными базами. Но давайте вспомним, что из рук или благодаря содействию этих заведующих кто-то получал спикерские и губернаторские кресла, комитетские должности в Верховной Раде.

Мы можем по-разному оценивать последствия мартовских выборов 2002 г., но факт остается фактом: 231 народный депутат объединился тогда вокруг оппозиции. И надо быть слишком бездарными, чтобы не взять под контроль Верховную Раду. Для этого достаточно 226 голосов. Оппозиция не смогла использовать предоставленный ей шанс, она и сегодня не готова выполнять волю народа.

Элиты хотят быть при власти. И я понимаю тех, кого отлучили от власти и ее ресурсов полтора-два года назад. Честно говоря, я бы хотел увидеть при власти тех, кто потерял ее 12 лет назад, — нам многому нужно учиться у них. А вот у тех, кто потерял ее полтора-два года назад, мы должны учиться, как не следует быть при власти. И поверьте, мы сделаем все, чтобы к власти они больше не вернулись.