UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИЗ ВСЕХ ДЕФИЦИТОВ ОСТРЕЙШИМ ДЛЯ УКРАИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ СОГЛАСИЕ

Во время своего выступления в Верховном Совете Леонид Кучма подобно своему российскому коллеге призвал все политические силы Украины к подписанию Акта об общественном согласии...

Автор: Юлия Мостовая

Во время своего выступления в Верховном Совете Леонид Кучма подобно своему российскому коллеге призвал все политические силы Украины к подписанию Акта об общественном согласии. Безусловно, подобный документ, составленный на основе доброй воли, мог бы значительно отличаться от «Программы процветания» Сапармурада Ниязова, предусматривающей запрет на действие партий и оппозиции в течение десяти лет. Президент Украины также посетовал на то, что в нашем государстве, как правило, все, кто не входит в правительство или в президентскую структуру, называют себя оппозицией. При этом Леонид Данилович предложил принять закон «Об оппозиции», согласно которому несогласные с линией руководства страны могут создавать теневой кабинет, а также получать информацию о деятельности действующего/Кабинета министров.

Как восприняли предложение Президента Украины лидеры и активисты основных отечественных партий и движений?

Согласно информации, поступившей из агентства «Интерфакс-Украина», лидер Народного Руха Вячеслав Черновил поддержал идею Президента, касающуюся подписания Акта об общественном согласии. Вместе с тем, он отметил, что «речь может идти лишь о предотвращении силового противостояния, но не об идеологическом примирении Руха, например, с коммунистами. Закон «Об оппозиции» Вячеслав Максимович назвал «очень важным делом».

В свою очередь лидер многочисленной партии коммунистов Петр Симоненко считает, что «в связи с тем, что в обществе существует реальная поляризация и на местах, и в Верховном Совете, сама идея разрешения ряда критических и даже катастрофических противоречий важна. Конечно же, надо найти согласие, если Верховный Совет .поддержит и утвердит программу Президента». Петр Симоненко, правда, уточнил, что окончательно коммунисты определятся лишь только после ознакомления с проектом документа. «Мы готовы к конструктивному сотрудничеству для того, чтобы изменения происходили в лучшую сторону, во имя основной массы населения».

Петр Симоненко признался, что с таким понятием, как закон «Об оппозиции», коммунисты встречаются впервые. По его мнению, закон должен предусматривать предоставление равных возможностей как большинству, так и меньшинству в парламенте, для того, чтобы «сбалансировать инициативы меньшинства». Вряд ли подобного мнения лидер коммунистов придерживался в тот момент, когда левые силы в новоизбранном украинском парламенте расставляли своих представителей на ключевые комиссии и руководящие посты Верховного Совета. К своему мнению Петр Симоненко добавил: «Оппозицией может стать и наиболее крупная фракция, в зависимости от того, какую программу предлагает руководство законодательной или исполнительной власти».

Дальнейший опрос политических лидеров показал, что такая вещь, как торг, оказывается, уместна и при обсуждении Акта об общественном согласии. Так, лидер Конгресса украинских националистов Михаил Ратушный заявил, что Конгресс готов принять участие в подписании Акта в случае, если ОУН-УПА будет признана участницей национально-освободительной борьбы. «Позиция, которую государство занимает по отношению к тем, кто боролся за его независимость, является показателем того, существует в Украине власть или нет». Закон «Об оппозиции» Михаил Ратушный охарактеризовал как «нормальную схему». Однако, по его мнению, существование официальной оппозиции предполагает наличие в стране двухпартийной системы, что не соответствует сложившейся в Украине ситуации.

Один из лидеров Соцпартии Украины Владимир Марченко признал необходимость подписания Акта. Вместе с тем Владимир Романович высказался за внимательное изучение проекта этого документа, заметив: «Пустые бумаги не рекомендую подписывать ни социалистам, ни другим-партиям». По его мнению, принятие закона «Об оппозиции» «не противоречит нашей многопартийности».

Лидер Украинской консервативной республикан-ской партии Степан Хмара поддержал Владимира Марченко и по поводу Акта осторожно заметил: «Увидим, каким будет его текст».

С определенными оговорками поддержал предложение Президента Украины исполняющий обязанности председателя Совета СДПУ Юрий Буздуган. «Мы будем однозначно приветствовать необходимость социального партнерства». Правда, тут же председатель парламентской Комиссии по вопросам социальной политики и труду заметил, что «мораторий на забастовки, о котором говорил в докладе Леонид Кучма, кажется в наших условиях нереальным». Касаясь закона «Об оппозиции», Юрий Буздуган сказал: «Существование такого закона в парламентской Англии еще не означает, что он будет приемлем в парламентско-президентской Украине. Я вообще не уверен, что удастся создать такой закон.

До невозможности категоричным оказался один из лидеров УНА-УНСО, депутат ВС Украины Олег Витович: «Вести речь об участии УНА-УНСО в подписании Акта о национальном согласии, предложенном Президентом, можно 'лишь после прекращения политических репрессий против нас. УНА-УНСО юридически не в состоянии подписать этот документ, поскольку, мы не зарегистрированы и не признаны на общегосударственном уровне. Закон «Об оппозиции» вызвал у Олега Витовича скептическое отношение.

Демократическая партия Украины по традиции заявила о том, что «готова стоять рядом с Президентом». На этот раз потому, что полностью разделяет экономическую программу Президента, о чем заявил лидер партии Владимир Яворивский.

Заместитель УРП Микола Поровский считает, что «идею политического согласия, высказанную Президентом Кучмой, стоило бы поддержать». Вместе с тем, депутат отметил, что «если на этом фоне будет проводиться работа по реанимации Компартии, мы будем однозначно против такого согласия». По мнению Поровского, в Верховном Совете Украины «сегодня нет политических сил, которые бы несли ответственность за политическое и экономическое положение в обществе. Нужно принять закон, который бы регламентировал деятельность парламента. Пусть большинство декларируется как большинство, формирует Кабинет и несет ответственность за свои действия».

Скорее всего, с подписанием Акта об общественном согласий особых сложностей в нашем плюралистическом обществе не возникнет. Сложности, пожалуй, возникнут с выполнением подписанного. Обострения в Украине уже показывали, что отечественные политики не намерены следовать закону джунглей, согласно которому во время засухи наступает Великое перемирие. Закон же «Об оппозиции» мог бы действительно серьезно повлиять на структуризацию политических сил в государстве. Однако, как мы можем заметить, особого восторга он в партийных рядах не вызвал, поскольку в цивилизованных странах и в упомянутой господином Буздуганом Великобритании также оппозиция не может всегда оставаться в оппозиции и лишь критиковать со стороны происходящие по воле власть имущих в государстве пертурбации.

Понимая всю патовость экономической, социальной, культурной и политической ситуации в стране, пожалуй, никто особенно не будет стремиться заявить о своем праве на ответственность за происходящее. А возможная ответственность - это и есть та ложка дегтя, которая добавлена в медовое море прав оппозиции. Ведь любая партия или движение, претендующие на роль конструктивной оппозиции, должны быть потенциально готовы в короткие сроки сформировать свой несимволический, а дееспособный Кабинет. У кого на это хватит сил и кадров, если даже победивший на выборах Леонид Кучма испытывает кадровый голод? Тем не; менее, хочется верить, что политикам, пока не стоящим у руля власти, хватит мужества и решимости узаконить свой оппозиционный статус. В противном случае хаос, царящий на рынке политических взаимоотношений, будет бесконечным.