UA / RU
Поддержать ZN.ua

Из пустого в пустое. Чего стоят «антикризисные» изменения к бюджету

Что делает человек, когда денег нет, а траты (скажем, на лечение) предстоят огромные? Один напивается вдрызг, другой — начинает распродавать вещи...

Автор: Наталия Яценко

Что делает человек, когда денег нет, а траты (скажем, на лечение) предстоят огромные? Один напивается вдрызг, другой — начинает распродавать вещи. Третий уповает на утро, которое, как известно, мудренее.

Что делает в критические минуты правительство? Готовит на скорую руку меры по стабилизации и изменения к бюджетному закону, выдавая их, ни много ни мало, за единственный путь к спасению экономики страны.

Законопроект №3308 «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год…», зарегистрированный в парламенте поздно вечером 22 октября и вывешенный на парламентском сайте днем 23-го, всем своим содержанием указывает на бесплодность ночных мозговых штурмов. Как ни печально, правительство так и не решило, где взять реальные деньги. Точнее, у кого их отнять, так как финансовые источники исчерпались, а в поддержке нуждается все больше реципиентов.

«Заначек» у казны нет. Последние более-менее реальные деньги ВР, как мы помним, расписала еще в начале сентября — на повышение престижности шахтерского труда и приближение на два месяца срока введения в полном объеме Единой тарифной сетки. Ну, действительно, кто же в сентябре знал, что в металлургии начался спад, что стремительно растет отрицательное сальдо платежного баланса страны, что в мире нарастает финансовый кризис, а следовательно, надо экономить и даже подумывать о создании стабилизационного фонда?

Самый болезненный выход — сокращение бюджетных расходов, и прежде всего социальных, — в жестком виде неприемлем по определению. А если нельзя взять у населения, то можно и нужно — из других источников. Прежде всего — у должников. Этими источниками определены — держитесь крепче! — «Нафтогаз Украины», местные бюджеты, «Укрнафта» и «Укргаз-Энерго» (задолжавшие дивиденды за 2007 год), а также Фонд госимущества Украины, не осиливший и 5% годового плана поступлений от приватизации.

Манипуляции начались с приватизации. В ст. 22 годовой план поступлений по этой статье уменьшили с 8,6 до 3,2 млрд. грн., что приемлемо, но только теоретически, не в сложившихся условиях 2008 года. Однако не спешите радоваться: в проект внесена новая статья 84-1, согласно которой все сверхплановые (т.е. сверх 3,2 млрд. грн.) приватизационные деньги направляются в Стабилизационный фонд на «инвестирование экономических проектов и преодоление последствий финансового кризиса».

Более издевательский способ выполнения распоряжения СНБОУ и придумать трудно. Требовали, Виктор Андреевич, стабфонд? Распишитесь, получите.

Сколько денег придет в этот фонд, угадайте с двух раз?! Вот такая у нас будет и стабилизация.

Вряд ли поможет и столь дивная норма, как пеня в размере 200% годовой учетной ставки НБУ от суммы недоплаты за каждый день просрочки с перечислением средств в бюджет, которая, по замыслу разработчиков бюджетных изменений, будет взиматься с Фонда госимущества Украины. Если так и дальше пойдет, вскоре ФГИ будет должен казне уже не 3,2, а 4 или 5 млрд. приватизационных денег (вместе с пеней)… Дух захватывает! Думаю, а не проще ли пустить с молотка само здание ФГИ — за ненадобностью этой организации. Глядишь, и живая копейка в бюджет капнет.

Второй источник не менее лукав. Правительство делает вид, что намеревается получить от НАК «Нафтогаз Украины» 1,58 млрд. грн. НДС за импортный газ, поставленный в страну еще в первом полугодии 2006 года. Правда, в юридической службе НАК убеждены, что никто никому уже не должен: вопрос закрыт еще весной, постановлением Кабмина №421 от 25 апреля с.г. Наверное, правительству понадобилась некая бюджетная проводка, чтобы узаконить проведенный зачет. Но причем тогда тут преодоление кризиса, поиск средств на стабилизацию и прочие «прелести» сегодняшнего дня?

А еще Кабмин задумал дело великое и многотрудное — получить дивиденды от «Укрнафты» и «Укргаз-Энерго» за 2007 год. А в случае, если не перечислят добровольно до 15 декабря, предусмотрена кара — как сказано в бюджетном проекте, «эти акционерные компании обеспечивают перечисление в месячный срок» части прибыли по базовому нормативу, установленному для предприятий с более чем 50-процентной госдолей на 2006 год.

Гм… Интересно было бы посмотреть, как отреагируют на эти «Ужасные» угрозы группа «Приват» и г-н Фирташ, которые глубоко имели в виду проблемы Украинского государства и общества.

А закончим мы на менее веселой ноте — но уже не для отдельных олигархов, а для миллионов банковских вкладчиков по всей стране. Знаете, как Кабмин собирается нас поддерживать в эти сложные дни, укрепляя доверие к банковской системе? Изо всех сил! Потому что с деньгами пока не очень вытанцовывается. Согласно ст. 84-4 проекта, Кабинету министров разрешается сделать взнос государственными облигациями Украины в Фонд гарантирования вкладов физических лиц сверх объемов, предусмотренных приложением 2 к данному закону.

Поскольку в приложении 2 Фонд гарантирования отдельной строкой не фигурирует, мы можем только поверить на слово разработчикам бюджета — деньги в фонд тоже перечислят. Но немного. Иначе зачем бы понадобились операции со столь «ликвидным» продуктом, как государственные ценные бумаги?

В общем, впечатление от поправок к бюджету какое-то безрадостное. И за работников Кабмина тревожно. Адекватно ли воспринимают они ситуацию? Или не воспринимают, перетрудившись во время ночных бдений? Тогда надо эти бдения немедленно запретить. Это и будет первой антикризисной мерой.