UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИСТОРИЯ ОДНОЙ «ИНВЕСТИЦИИ»

Кажется, наконец-то появляется осознание того, какой ценой нам порой приходится платить за выпрашиваемые кредиты...

Автор: Лидия Суржик

Кажется, наконец-то появляется осознание того, какой ценой нам порой приходится платить за выпрашиваемые кредиты. 195 млн. долларов Украине пообещали выделить в этом году благодаря не только Мадлен Олбрайт, высказавшейся перед Конгрессом США за предоставление такой помощи, но и в значительной мере уступкам украинской стороны по удовлетворению жалоб американских инвесторов. В своем выступлении перед конгрессменами госсекретарь США отметила, что Украина смогла удовлетворить четыре жалобы, а еще семь остаются пока без ответа. Согласие на выделение кредита было получено фактически под залог того, что наша страна сможет положительно рассмотреть все жалобы американских фирм, работающих в Украине.

В список пострадавших инвесторов, представленный госсекретарем США, попала и компания «R & J Trading International, Inc.», известная в Украине по затянувшемуся конфликту с Борщаговским химико-фармацевтическим заводом. Хозяйственный спор таким образом обрел политическую окраску.

А поначалу все каза-

лось таким безоблач-

ным…

В 1994 году небольшое киевское предприятие «Борщаговский химико-фармацевтический завод» (БХФЗ) учредило СП с вышеупомянутой фирмой. Расположение к инвестору вызывало еще и то, что он оказался как бы не чужим: руководители фирмы Д. Ямпел и Р. Фурман - наши бывшие соотечественники, а второй из них так и вообще «свой» (когда-то на заводе работали его родители). В то время предприятие остро нуждалось в переоборудовании производства и фирма обязалась поставить в качестве взноса в уставный фонд СП машину для наполнения и запайки желатиновых капсул стоимостью 250 тыс. долл. США. Окрыленный возможностью работать по-новому, коллектив предприятия вскоре ощутил результаты своего труда. Были выплачены первые дивиденды. Как работающим на предприятии, так и американскому соучредителю, который почему-то не спешил выполнять принятые обязательства. Но от дивидендов в сумме около 240 тыс. долларов не отказался. Только после этого через какое-то время инвестор (в дальнейшем это слово есть смысл брать в кавычки) поставил машинное оборудование.

Предприятие развивалось, расширялось, строилось, выделяя на это львиную долю прибыли. Глядя сегодня на его современные корпуса, лаборатории и производственные цеха, достигшие уровня индустриального фармацевтического стандарта, невозможно представить, что еще совсем недавно здесь были неказистые двухэтажные постройки. А сейчас это лучший фармацевтический завод в Украине, радующий взгляд, кроме прочего, изяществом и изысканностью дизайна. И все это сделано руками и умом коллектива завода.

А что же американская сторона? - закономерен вопрос. С американцами завод сотрудничал немногим более года. За это время они получили от Борщаговского химфармзавода около 2 млн. долл. дивидендов. Фактически ничего не вложив. Кроме машины для наполнения и запайки желатиновых капсул, приобретенной за деньги, полученные от украинского завода в виде дивидендов. Этим вклад зарубежной фирмы в развитие СП и ограничился. Зато дивиденды фирмачи получали регулярно, пока трудовой коллектив не возмутился: «Люди добрые, да на кого ж мы работаем?!»

Более трех лет длится тяжба между «инвестором» и руководством Борщаговского химфармзавода (сейчас это ЗАО НПЦ «Борщаговский химико-фармацевтический завод»). Какого только криминала не пытались за это время «пришить» руководству предприятия - злоупотребление служебным положением, уклонение от уплаты налогов, нарушение порядка выпуска (эмиссии) и оборота ценных бумаг. Сколько было проверок, ревизий, допросов (причем допрашивали каждого работника предприятия и даже пенсионеров) за эти три года - не счесть. Достаточно сказать, что за период с сентября 1996 года из делопроизводства завода извлечено более 15 000 документов. И сегодня «Борщаговка», несмотря на то, что судебные разбирательства разрешились в ее пользу, вновь оказалась под пристальным взглядом правоохранительных органов, на нее опять обрушились проверки.

Раньше на заводе считали эти «валы». Тяжелыми были третий, пятый… После ураганного девятого отчаявшиеся заводчане пошли к Верховной Раде. С последней надеждой… Сейчас, кажется, грянул уже двенадцатый вал...

Только однажды «борщаговцы» облегченно вздохнули и даже подумали, что теперь их оставят в покое и дадут возможность нормально работать. Это было после объявления выводов временной следственной комиссии (возглавлял ее народный депутат Украины Е. Жовтяк) по проверке обстоятельств создания, деятельности и банкротства украинско-американского СП «Борщаговский химико-фармацевтический завод» и принятия на этой основе постановления Верховной Рады. Думаю, здесь уместно будет привести отдельные выдержки из этого постановления.

Пункт 3: «Доручити Генеральній прокуратурі здійснити перевірку фактів зловживань при здійсненні в Україні інвестиційної діяльності компанії «R & J Trading International, Inc.» (м. Бруклін, США, штат Нью-Йорк)…» Пункт 5: «Визнати, що віце-прем'єр-міністром України Тігіпком С. Л. суттєво перевищено повноваження, зокрема при дачі доручень за скаргою компанії «R & J Trading International, Inc.» голові Вищого арбітражного суду України та Генеральній прокуратурі України». Пункт 10: «…Повідомити Сенат і Палату представників США про здійснення тиску з боку окремих сенаторів та конгресменів на органи виконавчої влади України з метою неправового позасудового вирішення господарських спорів за участю американських бізнесменів».

И еще один абзац из выводов следственной комиссии: «Іноземний інвестор, який отримав значну економічну вигоду від участі в СП без будь-якого значного та ефективного вкладу, фактично не інвестував, а вилучив з економіки країни чималі кошти.

Дії керівництва компанії по отриманню та привласненню… великої суми грошей слід кваліфікувати як шахрайські за ст. 83 Кримінального кодексу України».

З аокеанских фирмачей в

некотором плане понять

можно, два миллиона долларов в Америке так просто не валяются, и «клондайк», который они нашли на нашей Борщаговке, ни днем, ни ночью им не дает покоя. Этим только и можно объяснить их упорное желание во что бы то ни стало добиться своего. Понимая, что в судебном порядке в их притязаниях ничего «не светит», Д. Ямпел и Р. Фурман однажды сообразили, что появилась возможность по-другому повлиять на украинскую сторону. Накануне решения вопроса о выделении кредита Украине они резко активизировали свою деятельность.

Американские бизнесмены обратились в комиссию «Кучма - Гор» с требованием приостановить решение Ленинградского районного суда г. Киева о признании учредительных документов СП «БХТЗ» недействительными. Аналогичное требование содержится и в кассационной жалобе в Киевский городской суд и в Киевскую городскую прокуратуру (в обоих случаях американцы получили отказ). В январе вопрос относительно урегулирования конфликта между компанией «R & J Trading International, Inc.» и Борщаговским химико-фармацевтическим заводом рассматривался на заседании украинско-американского комитета по торговле и инвестициям, который действует в рамках межгосударственной украинско-американской комиссии «Кучма - Гор». Редакция располагает выдержкой из материалов этого заседания, которые вкратце целесообразно привести. Итак, предложения украинской стороны: «…ГПУ (Генеральна прокуратура України. - Авт.) вже неодноразово повідомляла, що підстав для призупинення або скасування цього рішення немає. Таким чином, вимога американської сторони може бути виконана лише з порушенням чинного законодавства. У зв'язку з цим компанія повинна відмовитися від подібних «шляхів вирішення».

Вирішення питання знаходиться в компетенції судових органів та органів прокуратури, в зв'язку з цим проект доцільно виключити із списку проблемних».

А вот что предлагает американская сторона: «Важливим кроком до виведення із списку «Ар енд Джей трейдінг Інтернешнл Інк» може стати призупинення рішення Ленінградського районного суду про визнання недійсними статутних документів СП, започаткування розгляду скарг американського інвестора щодо попередніх рішень Вищого арбітражного суду, а також врахування звернення компанії до Генеральної прокуратури від листопада 1998 року». Безапеляционность требований американцев характеризует и такой штрих. В своем выступлении на заседании представитель американской компании потребовал обеспечить финансирование расследования уголовного дела(?!), возбужденного органами МВД по жалобе компании.

Не искушенные в вопросах этики международных отношений бизнесмены пошли и вовсе на беспрецедентный шаг, обратившись к Президенту Украины Л. Кучме с просьбой повлиять на правоохранительные органы, надеясь таким образом добиться отмены решения суда. Хотя некорректность такого шага очевидна. То, что эти вопросы должны решаться судебной, а не исполнительной властью, то есть цивилизованным путем, как это делается в тех же США, Леонид Данилович отметил в одном из своих комментариев по поводу предоставления Украине кредита.

Пикантность ситуации еще и в том, что Президента, что называется, подставили лица из его окружения. Несмотря на правовую суть конфликта между «инвестором» и БХФЗ, они не уставали обещать в ответ на обращения американских высокопоставленных лиц (сенаторов, конгрессменов, дипломатов), что все уладится и интересы заокеанской компании в Украине не пострадают. И даже пытались нажать на силовые рычаги, встав на защиту, конечно же, «обиженного инвестора». Когда же судебное разбирательство показало, кто на самом деле пострадал, ретивые «защитники» спрятались за спину Президента.

К ак достойно выйти Ук-

раине из этой ситуации

- в этом большой вопрос. Так сложилось, что в решении судьбы кредитов Борщаговский химико-фармацевтический завод поставлен на весы со всей Украиной, точнее, на разные чаши весов. Но это тот уникальный случай, когда представления о весовых категориях невозможно очертить только в одной плоскости - меры. Государственные интересы в одинаковой степени касаются как всей страны, так и отдельно взятой «Борщаговки». И невозможно «сдать» один завод, не поправ тем самым интересы государства. Маленькая «Борщаговка», но отступать некуда…

Сейчас это, пожалуй, острее всех чувствует коллектив завода, тот отечественный производитель, о судьбе которого на словах так пекутся в наших руководящих структурах. Несмотря на имеющиеся решения суда, вновь инициировано продолжение расследования уголовного дела против руководства БХФЗ. Опять нагрянули ревизии, ежедневно изымаются документы, предприятие вынуждено работать в лихорадочных условиях бесконечных проверок. Люди устали морально-психологически, у них просто опускаются руки. Подобное состояние пережили, вспоминают работники завода, когда узнали об истинных намерениях «инвестора». Услышанный от них рассказ многое объясняет в несложившихся взаимоотношениях с фирмачами.

Однажды после попытки получить кредит ЕБРР для реконструкции завода (его руководство поставило цель сертифицировать фармпроизводство по европейским правилам), состоялся откровенный разговор руководства БХФЗ с одним из представителей американской фирмы.

- Зачем нужна реконструкция, ведь это не принесет нам как акционерам дополнительной прибыли? - странным показался вопрос американца.

- Безусловно, пока будем реконструироваться, доходы значительно уменьшатся. Меньше получится и дивидендов.

И тогда «инвестор» решил перейти к аргументам, которые должны были убедить «советского» директора не предпринимать непродуманных шагов:

- Понимаете, вы только стали на путь капитализма и сегодня к вам в страну пришли только маленькие инвесторы, наподобие нас. Но вскоре, через два-три года придут большие компании…

- Ну вот вы пришли, мы с вами поделились своим имуществом и благодаря вашему знанию капитализма и нашему трудолюбию как-то продолжаем существовать и развиваться. А когда придет большая компания, возможно, мы еще раз поделимся и будем жить дальше.

Бизнесмен на это криво усмехнулся:

- Никому ваш завод не нужен.

- Ну, может, наш маленький завод (тогда на месте нынешних современных корпусов стояли еще одно-двухэтажные постройки. - Авт.) никого не прельстит. Но вот вы проезжаете по улице Лепсе и видите, какие там гиганты промышленности…

- И они тоже никому не нужны.

- ?

- Понимаете, сюда распространяются американские интересы и от ваших заводов, по идее, камня на камне не должно остаться. Придет Америка, огромные американские компании и они за полгода поставят здесь модули. Но это будут наши (американские. - Авт.) заводы.

- Ну и что же вы предлагаете?

- Я предлагаю ничего не строить, снимать дивиденды, пока еще есть доход…

Вот теперь окончательно стало ясно, почему всякий раз злились «инвесторы», когда значительную часть от полученной прибыли руководство завода вкладывало в строительство. После этого разговора все ходили словно в воду опущенные. Но потом решили, что есть еще возможность попробовать не проиграть в этой борьбе.

Тот разговор стал переломным моментом в сотрудничестве БХФЗ с американцами. «Борщаговцы» предложили мирно разойтись, но г-на Ямпела это страшно возмутило и в последнем разговоре с руководством завода он заявил со злобною иронией: «Нет, на ваши условия я не пойду. А в вашей родной Украине вас будет судить ваш, украинский суд… И сделают это те деньги, которые вы для меня заработали».

Кстати, не сошлись интересами американские бизнесмены и с коллективом «Лубныфарм», с которым несколько лет назад другая фирма вышеупомянутого господина создала СП. Там также более трех лет длится судебный процесс. Украинцы не сдаются, но и «новые американцы» не отстают...

П осле преподанных за-

океанскими фирмача-

ми «уроков капитализма» на «Борщаговке» теперь даже слово «инвестор» вслух стараются не произносить. Чтобы, не дай Бог, не накликать новую беду. В «защите отечественного производителя» также убедились не единожды. Поэтому сделали для себя вывод, что рассчитывать остается только на самих себя, на свои способности и возможности. От государства за годы независимости Украины завод не получил ни копейки. Сами себе стали инвесторами.

В последние годы НПЦ «Борщаговский химико-фармацевтический завод» сумел значительно модернизировать производство и расширить его объем. По данным авторитетных международных и украинских маркетинговых компаний (IMS-International Medikal Statistiks, Бизнес-кредит) завод занимает второе место по объемам продажи лекарств в аптечной сети среди присутствующих на отечественном рынке фармацевтических компаний.

На сегодня «БХФЗ» выпускает более 130 наименований медпрепаратов, по номенклатуре продукции с ним не может сравниться ни одно фармпроизводство в Украине. Ассортимент продукции завода охватывает 10 приоритетных фармацевтических групп, среди которых анальгетики, антибиотики, витамины, сердечно-сосудистые препараты. В конце прошлого года здесь запустили линию стерильных антибиотиков, производство которых будет осуществляться согласно международным стандартам GMP. Руководство завода стремится создать современную фармацевтическую фирму, как это делается во всем мире.

Лекарства, выпускаемые БХФЗ, отличаются высоким качеством и доступными ценами, которые в два-три раза ниже импортных аналогов. К примеру, новинка «Борщаговки» - сироп амброксола (эффективное средство для лечения острых и хронических заболеваний органов дыхания) стоит 4 гривни, тогда как его зарубежный аналог - 18 грн.

Завод играет важную роль не только в обеспечении населения необходимыми лекарствами, но и в инфраструктуре Ленинградского района столицы Украины. На сегодня в его цехах и лабораториях трудится более 600 человек (раньше было 300). Несмотря на то, что в этом индустриальном районе сконцентрированы промышленные гиганты, «Борщаговка» ныне обеспечивает больше половины поступлений в районный бюджет в виде налоговых отчислений. В 1998 году общая сумма налогов и других обязательных платежей, которые БХФЗ перечислил в государственный и местные бюджеты, составила почти 10 млн. 100 тыс. грн. (Кстати, общая сумма налогов СП «Борщаговский химико-фармацевтический завод» в 1995 году составила 1 млн. 310 тыс. грн.)

Так какого еще инвестора нам нужно?..