UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИНТРИГОЛОГИЯ ОПЕРАЦИЯ «ПРОСТОКВАША» — БЕЗ СУЧКА БЕЗ ЗАДОРИНКИ

Если бы эхолотом можно было прослушать политическое пространство Украины, то мы бы среди сладких ...

Автор: Олег Слепынин

Если бы эхолотом можно было прослушать политическое пространство Украины, то мы бы среди сладких причмокиваний, заклинаний, шелеста денег, капризных стонов и скрежета тормозов ясно расслышали стук молотков и визг пил. Это несколько бригад серьёзных мужчин сооружают высотную конструкцию, укрепляя стойки и раскосины, плотно пристругивая доски одну к другой, заменяя сомнительные перекладины и подгнившие ступени, проверяя их своим весом, мощно приплясывая на них, чтобы в назначенный день некий Избранник уверенной поступью взбежал по этим ступенькам наверх и уселся в Президентское Кресло.

Как практически происходит замена сомнительных элементов в глубинах конструкции власти и их «пристрожка по месту» — можно как через увеличительное стекло увидеть на примере Черкасс. Предыстория нынешних потрясений на черкасском Олимпе такова.

До мартовских выборов-2002 мэром Черкасс был Владимир Олейник, некогда кандидат в президенты (1999), участник «каневской четвёрки», а в дальнейшем последовательный оппозиционер. Своей открытой поддержкой акции «Украина без Кучмы» он, вероятно, изничтожил немало лейкоцитов в крови верхнего эшелона черкасской обладминистрации. Поэтому для ОГА убрать с политической арены мятежного мэра, заменить его на выборах лицом, лояльным Президенту, было делом чести. Усилия к этому были приложены изрядные. Рассматривались различные кандидатуры. Директор крупной молочной фирмы Анатолий Волошин («король простокваши, сырков и йогуртов») сумел убедить губернатора Владимира Лукьянца в том, что он, Волошин, и есть то самое лицо, точнее та самая фигура, достойная заменить Олейника. (Лукьянец первоначально отдавал предпочтение Григорию Сасько, председателю Приднепровского райсовета.) Через сутки после завершения выборов, не дождавшись официальных результатов, Волошин силой занял главный кабинет мэрии, подозревая, что Олейник ведёт работу по фальсификации результатов выборов. Победа над неугомонным Олейником, возможно, слегка скрасила негативное впечатление Банковой о Лукьянце, не сумевшем на выборах в области организовать триумф для блока «За единую Украину». При этом (заметим!) после поражения Олейника второй человек мэрии — секретарь горсовета — Анатолий Джоболда был мгновенно трудоустроен в ОГА на приятную должность начальника управления по внешнеэкономическим связям. Кое-кто считает, что удаление из мэрии Олейника несколько отсрочило отставку Лукьянца, другие думают, что на Банковой после выборов было просто не до него. Но на исходе прошлого года Лукьянца, как ненадёжный элемент конструкции, заменили лидером регионального отделения СДПУ(о) Вадимом Лёшенко. Уволили Лукьянца жёстко, даже послом в братскую республику не послали. Но голод, как иронизируют молодые черкасские журналисты, ему не грозит: отдохнув после трудов на ниве благоустройства области, экс-губернатор впрягся в работу мощного хлебкомбината, став его директором.

О новом губернаторе наблюдатели говорят как о человеке решительном, скорее хозяйственнике, нежели чистом администраторе. Вступление его в должность сопровождалось созданием на местном ТВ имиджа Лёшенко как бойца. Гулкий спортзал; Лёшенко в белом кимоно дзюдоиста бросает через себя нападающего, как куклу, после чего говорит что-то в объектив, кажется, подражая кому-то до боли знакомому. Но говорит не мягко и улыбчиво, а с некоторым рыком и угрозой в голосе…

Как-то, находясь ещё на вторых ролях в ОГА, Лёшенко проводил совещание по вопросу энергообеспечения; присутствовали заинтересованные в тепле ответственные лица, не было лишь представителя от горисполкома. Лёшенко позвонил Волошину, Волошин ответил, что мы, мол, городские, сами с усами, обойдёмся без всяких, у нас тут своё совещание. То есть послал. И тем проявил элементарную недальновидность — не вычислил, что Лёшенко вскоре станет губернатором. А пренебрежительного отношения к себе и простые граждане не любят, не то что потенциальные наместники. После того как Лёшенко воцарился в черкасском «белом доме», он — разумно — не пошёл на открытую конфронтацию с Волошиным, но при всех удобных случаях стал указывать на «отдельные недостатки» в работе горисполкома (уборка снега, лимиты на газ, долги перед бюджетниками и т.п.), показывая всем, что Волошин не совсем тот человек, который достоин руководить прославленным городом. Волошину вскоре припомнят и захват кабинета, и связи с «Нашей Украиной», и замену профессионалов в мэрии на людей, приятных лично ему…

И вот в какой-то момент на политической сцене города вновь активно замаячил Олейник. Его сторонники и сторонницы предприняли попытку сорвать сессию горсовета, имея цель дискредитировать незадачливого Волошина. Судя по всему, так началась одна из заключительных фаз операции под условным названием «Простокваша, да не наша». Следующим ходом, дабы подобраться вплотную к креслу мэра и освободить это кресло от Волошина, объединенные силы олейниковцев и эсдеков мэрии (последних возглавил депутат Джоболда) начали сбор подписей за отставку секретаря горсовета Валерия Пащенко.

О Пащенко — депутате и бизнесмене — необходимо сказать особо.

В искривлённом политическом пространстве, как мы заметили, не всегда срабатывают привычные законы и правила. Вот и пословица «семь раз отмерь — один отрежь» стала сомнительной после того, как Волошин семь раз с каким-то странным, чтобы не сказать маниакальным, упорством «протаскивал» Пащенко в секретари горисполкома. «Протащил» и, как вскоре оказалось, ошибся. Когда коллеги, настроенные на переворот, предложили Пащенко не дожидаться отставки на сессии, а самому добровольно освободить место секретаря, Пащенко вспомнил старинную советскую мудрость, которая гласит: если процесс нельзя контролировать, его следует возглавить. И возглавил. На пресс-конференции 28 января он огласил своё революционное решение о сборе подписей для проведения внеочередной сессии, на повестке дня которой будет стоять вопрос об отставке Волошина.

Нет сомнений, тот, кто разрабатывал операцию, знал, какой ответный ход сделает Волошин. Да и знать тут нечего, ход — один: убрать коварного Пащенко, сыграть на опережение, заменить его! Кем? В данной ситуации для Волошина это уже было не важно. Внеочередная сессия состоялась 31 января, на ней и был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий секретаря горсовета В. Пащенко. Ему инкриминировали излишнюю личную активность в политической жизни города. Например, вменили в вину устранение Сасько из кресла председателя Приднепровского райсовета. 40 депутатов из 57 проголосовали за отставку Пащенко. Следующий вопрос — избрание нового секретаря. Кто реальная кандидатура? Тоже простой вопрос — председатель городской депутатской фракции эсдеков А. Джоболда. «За» — 35 голосов. Каков следующий этап операции? Джоболда и не скрывает, что будет создавать в горсовете своё большинство. Впрочем, оно у него как будто уже и есть.

В одном из недавних интервью Волошин пообещал Джоболде, что если тот «тягнутиме рядно на себе, то буде там, де й Пащенко». При этом Волошин заявил, что сам он не собирается заниматься политикой, мол, его дело с мусором бороться. Джоболда в ответном слове высказал готовность оказать Волошину соответствующую помощь. Но и от ответной угрозы не воздержался: «Якщо він (Волошин) буде робити щось не так, ми (депутаты) його поправимо».

Некоторые наблюдатели обратили внимание на то, что Джоболда, Пащенко и люди, пришедшие к власти в Приднепровском районе (крупнейшем, это практически избирательный округ) после переворота, имеют/имели отношение к системе КГБ—СБУ. Другие наблюдатели считают, что это просто случайное совпадение и никакого единства действий среди экс-коллег нет. Пащенко после изгнания из секретарей горисполкома был мгновенно подхвачен Приднепровкой и утверждён там заместителем председателя. Но вернёмся к главной теме.

«Заниматься мусором», заниматься хозяйством города — это то, к чему ОГА страстно хотела приохотить Олейника. Приохотила Волошина. Теперь при хозяйственнике мэре (очевидно, все успехи на этом поприще у Волошина впереди) будет находиться комиссар от СДПУ(о), который при необходимоости сможет «поправить» мэра, вплоть до его отстранения, и в этом случае будет до выборов выполнять в горсовете его обязанности. Так что операция «Простокваша» фактически завершена, стойки и перекладины укреплены, доски подогнаны, всё в конструкции на этом участке пока сделано без сучка без задоринки…

В качестве P.S. надо сказать, что в глубинах ажурной высотной конструкции угадывается не одна лестница, их несколько. Какая-то обрывается в пустоту, другая упирается в заколоченный люк, с ней пересекается третья, из ступеней которой торчат гвозди… Эти ложные лестницы гармонично входят в общую конструкцию и предназначены для Лжеизбранника…