UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИНДИЙСКОМУ ТАНКУ НЕ ОБОЙТИСЬ БЕЗ УКРАИНСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ

В наши дни подписание контракта на поставки партии танков более 100 штук является серьезной сенсацией на мировом рынке оружия...

Автор: Валентин Бадрак

В наши дни подписание контракта на поставки партии танков более 100 штук является серьезной сенсацией на мировом рынке оружия. Именно такую сенсацию спровоцировал в конце лета заместитель председателя правительства Свердловской области Николай Данилов, объявив, что минобороны Индии и российская госкомпания «Росвооружение» подписали крупнейший контракт о поставке 250 танков Т-90С производства нижнетагильского «Уралвагонзавода». Господин Данилов даже сообщил, что стоимость каждого танка составляет примерно 2 млн.долл. (удивительно, потому что этот аспект всегда является конфиденциальной информацией покупателей оружия и торговцев им).

Но, как выяснилось, замгубернатора зря наделал переполоха среди торговцев оружием, ибо, подвинув воз вперед коней, он не только поставил людей из «Росвооружения» в щекотливое положение, но практически подвел контракт к срыву. Дело в том, что действительно переговоры с индийской стороной относительно возможности закупок танков Т-90С продолжались больше полугода, а их результат зависел от того, выдержат ли танки, а вернее, их двигатели, испытания в пустыне. Что касается прошедших в пустыне Раджастхан тестов, то Индия обнародовала их результаты, которые оказались не совсем такими, как хотелось бы нижнетагильским танкостроителям. Согласно докладу, на который ссылается индийский источник «Политикал Ивентс» (Political Events), газотурбинные двигатели с турбонадувом В84-1 мощностью 840 л.с. всех трех машин, принимавших участие в испытаниях, не выдержали тестирования по причине перегрева. Как сказал автору индийский дипломат на условиях анонимности, «два двигателя просто сгорели». Российская сторона тут же пообещала уладить проблему и представить индийским военным двигатель 1000 л.с. с форсированной системой охлаждения. Индийские эксперты убеждены, что покупка у России 250 танков

Т-90С не состоится, если проблемы с двигателями не будут решены. По их мнению, в случае отказа от Т-90С Индии придется вернуться к вопросу модернизации танков Т-72, имеющихся на вооружении в ее Вооруженных силах. Что касается ГК «Росвооружение», то в пресс-службе автору ответили, что работа над контрактом продолжается. При этом сдержанно добавили, что комментариями заявлений губернаторов госкомпания не занимается.

Оправдан ли украинский интерес

Казалось бы, какой интерес Украине до индийско-российских военно-технических отношений, если тем более Индия является традиционным партнером России в закупках вооружений и ежегодно тратит на них почти по миллиарду долларов. А конфликтующий с ней Пакистан закупил танки именно у Украины. Однако правда и то, что по мере усиления напряженных отношений с Пакистаном индийская армия стремится закупить одну-две сотни основных боевых танков, и украинские возможности танкостроения, известные сегодня всему миру не менее, чем футбольная команда «Динамо», могут сыграть злую шутку с прогоревшим индийским партнером. Проблема Дели состоит в том, что до покупки Пакистаном 320 украинских танков он располагал более современными машинами, чем Исламабад. Сегодня на вооружении индийской армии 1400 танков Т-72 и 1100 менее современных машин «Виджаянт» производства индийской компании «Викерс дифенс системз». Остальные танки Т-55 и ПТ-76 ввиду старости можно вообще не принимать в расчет. Пакистан, имевший 120 устаревших танков американского производства М-477, 280 не менее старых М-48 и 1200 китайских танков

Т-59, являющихся точной копией Т-55, а также 260 Т-69 и 40 более новых Т-85 (тоже китайских), после приобретения 320 современных машин харьковского производства весьма развил свои броневые мускулы и стал пугающей силой для соседней Индии.

Теперь вопрос, может ли Украина поставить, например, свои дизельные двигатели 6ТД-1 на российский танк Т-90С. В Харькове считают, что украинский двигатель, который несколько помощнее российского (1200 л.с.) и прекрасно зарекомендовавший себя в условиях жары пакистанских пустынь, может с одинаковым успехом работать как на Т-90С, так и на танках Т-72, которые Индии придется модернизировать в случае отказа от Т-90С. Украинские перспективы в модернизации

Т-72 сильно возросли в течение последних двух лет, учитывая тот факт, что к чисто украинским возможностям сегодня можно приплюсовать еще французские и швейцарские, тогда как российская сторона предлагает Индии лишь собственный вариант.

Но, кроме того, двигатель подойдет и для танка «Арджун» местной разработки, который продолжают преследовать технические проблемы. Индийские военные хотят использовать шасси этого танка для размещения на нем башенной системы самоходной гаубицы T6 калибра 155 мм разработки отделения LIW южноафриканской фирмы «Денел». Проблема этого танка состоит в том, что вес экспериментального образца уже превышает 60 тонн (при предельном весе современного танка 55 тонн), что делает невозможным использование на нем какого-либо двигателя вообще. Украинский же двигатель при условии его закупки для индийской машины вместе с трансмиссией облегчил бы машину на несколько тонн и сделал бы ее вполне боеспособной. Кроме того, в Харькове уже разрабатывается и форсированный двигатель в 1500 л.с., что может, в случае положительных результатов, сделать Украину производителем номер один по двигателям для жарких стран.

По словам заместителя министра промышленной политики Валерия Казакова, Украина уже направила все соответствующие предложения Индии относительно наших танковых возможностей и следующее слово за индийской стороной.

Чтобы желания совпали

с возможностями

Для тех, кто хотел бы вспомнить об этике военно-технического сотрудничества, можно сообщить, что в украинском МИДе сегодня не видят проблемы в том, что Украина будет торговать спецпродукцией и с Пакистаном, и с Индией. У Украины есть, правда, и несколько серьезных препятствий в продвижении военной продукции на индийский рынок. Несмотря на то, что еще в 1997 г. «Укрспецэкспортом» было заключено сделок на несколько десятков миллионов долларов на ремонт авиатехники и авиадвигателей, недавно из-за неспособности предприятия «Луганские аккумуляторы» своевременно выполнить перспективный контракт по обеспечению АКБ кораблей ВМС Индии работа на рынке была на грани срыва. Возможно, поэтому делегация украинских торговцев оружием, работавшая в августе в Индии, вернулась с переговоров не до Дня независимости, как планировалось, а только на прошлой неделе. Результаты этих переговоров пока не разглашаются, но в целом они оценены как «результативные». Кроме танковой темы переговоры касались еще одного очень перспективного контракта, подробности которого пока не разглашаются.

За развитие украинско-индийских военно-технических отношений сказало веское слово и Министерство обороны. Так, в августе, наконец, появился военный атташе Украины в Индии. Им был назначен полковник Анатолий Андриевский, который уже прибыл в страну и приступил к выполнению своих обязанностей, среди которых будет и лоббирование украинских танковых предложений. Как ожидется, украинскому полковнику придется нелегко, принимая во внимание, что «Росвооружение» имеет в Дели 57 постоянных представителей, что более чем достаточно для отслеживания каждого шага украинской стороны. Кстати, традиционно благосклонное отношение Индии к российскому оружию вовсе не означает бесконечности этой тенденции. Например, недавно Индия разделила весьма солидный заказ, предусматривающий приобретение 85 танков-тягачей, между Польшей и Словакией. Стоимость каждого изделия оценивается военными экспертами приблизительно в 30,4 млн. рупий ($723,8 тыс.), а в рамках контракта государственная фирма «Бхарат Хэви Электрик» закупит у словацкой фирмы «ZTS Тиз Мартин» 42 танка-тягача VT-72B, а другая индийская фирма «Бхарат Эс Муверс» приобретет 43 танка-тягача WZT-3 производства «Заклади Меканишн Бумар-Лабеди» у польского управления по экспорту CENZEN. По сообщениям военных источников, одновременные переговоры с двумя фирмами способствовали снижению стоимости изделия: в

1994 г. при закупке 35 танков-тягачей у фирмы «ZTS Тиз Мартин» Индия платила по $900 тыс. за изделие. Именно экономический аспект, а также не слишком большой восторг по поводу зависимости от российского поставщика военной техники может стать определяющим и в определении, на кого ориентироваться - на Украину или Россию.

Отношение Индии к Украине сегодня тоже неоднозначное. Интересно, что там на Киев больше обижаются не за продажу 320 танков Исламабаду, а за жесткую критику официальным Киевом недавних испытаний ядерного оружия. Этот факт, по мнению украинских торговцев оружием, может сильно навредить возможному контракту по поставкам Индии украинских двигателей, проведения модернизации танкового парка или поставок другой военной продукции.

Какой партнер выгоднее

Хотя противопоставление Индии и Пакистана как партнеров по военно-техническому сотрудничеству для Украины не входит в задачи автора да и вряд ли необходимо, учитывая годами наработанные отношения между Украиной и Пакистаном, бизнес есть бизнес. Объективно Индия имеет более высокую платежеспособность, чем Пакистан, бюджет министерства обороны которого на 1999-2000 финансовый год установлен в сумме 142 млрд рупий (2,73 млрд. дол). На деле отмечается сокращение оборонного бюджета по сравнению с ассигнованиями пакистанских военных в прошлом году в размере 145 млрд. рупий. Стоит, правда, вспомнить, что эта прошлогодняя цифра была жестоко урезана до 128 млрд. рупий. Сокращение бюджетных средств Пакистана эксперты объясняют возрастающей инфляцией и девальвацией пакистанских рупий. По мнению местных экспертов, «снижение в реальных цифрах (при переводе суммы в долларовый эквивалент) будет еще более высоким, если учесть влияние ежегодной девальвации и инфляции на 10-12%». Что же касается Индии, ее экономика почти в шесть раз превышает пакистанскую, а емкость рынка в два раза больше пакистанского. Правда, в отличие от Индии, предпочитающей оплачивать оружейный импорт в счет кредитов или по бартеру, Пакистан готов платить валютой и немедленно.

И если Москва принципиально отказывается сотрудничать в военно-технической сфере с Исламабадом (поэтому последний развивает военно-техническое сотрудничество с Китаем и Францией, а не с РФ), то Киев по отношению к Дели занял гораздо более гибкую позицию. Многие в Киеве уже давно поняли перспективы работы на индийском рынке: например, ЦКБ «Шхуна» довольно успешно участвует в тендере на поставки кораблей береговой охраны в Индию и небезосновательно предполагает выиграть.

Стратегия оружейного бизнеса при всей сложности интриг проста: если у нас продукция лучше, ее надо продавать. Объяснить украинскую активность на индийском рынке может и несколько тревожное ожидание завершения украинско-пакистанского контракта, взамен которого харьковским танкостроителям уже хотелось бы начать выполнение нового. Учитывая, что греческий тендер пока еще не завершен, а трагедия в Турции, скорее всего, на несколько лет отодвинет и чрезвычайно перспективный турецкий тендер. Поэтому воспользоваться затруднительным положением конкурента вовсе не означает нарушить правила рынка оружия и лишь подтверждает утверждение гендиректора «Укрспецэкспорта» относительно отношений Украины и России на рынке вооружений: «Где мы можем сотрудничать, мы будет искать возможности реализовать этот немалый потенциал, но где мы конкуренты, там мы спуску друг другу не дадим». Учитывая, что официальная Москва пока не направила Киеву приглашения поучаствовать в розыгрыше индийской карты, очевидно, Украина и Россия тут конкуренты. Ну а выбирать будет Индия. У наблюдателей же есть информация, что индийским военным определенно нравятся харьковские двигатели...