UA / RU
Поддержать ZN.ua

In memoriam

О первом министре иностранных дел Украины Анатолии Зленко  

Автор: Константин Елисеев

От редакции.

Завтра страна будет хоронить Генерала. Так за спиной сотрудники небольшого, компактного, напоминающего дипломатический кружок МИДа называли Анатолия Максимовича Зленко. Дважды Министра иностранных дел Независимой Украины.

О его заслугах перед нашей страной расскажет один из учеников...

Но позвольте несколько слов от ZN.UA, где работают люди, не понаслышке знающие, что:

При Зленко нельзя было стоять в положении «вольно». Весь его образ вынуждал подтянуться и ловить значимые интонации, а не взаимоисключающие твитты.

Над его «шахтерским» английским посмеивались. Он не знал ответов на все вопросы — государство только училось быть собой. Но он умел принимать решения. И часто — отстаивать их как внутри страны, так и вне ее.

Он не боялся окружать себя умными людьми, не искал фон, а высматривал будущих звезд. Константин Грищенко, Борис Тарасюк, Игорь Харченко, Юрий Сергеев, Владимир Хандогий... Анатолий Максимович давал молодым умникам шанс и взамен получал лучший для страны результат.

У Зленко в теннисе была подача, которую невозможно было отбить.

Когда он выходил из себя — звенели окна. Когда был в настроении — пахло маттиолой и колодезной водой.

А еще он любил и был любим. Той любовью, которой любят только в войну — надежной, трогательной, верной. И любовь эта не меняла своей сути ни в годы блеска высокого чина, ни в годы тяжелой болезни.

ZN.UA приносит соболезнования Людмиле Ивановне Зленко и дочерям Анатолия Максимовича.

Светлая, гордая память.

 

Невыразимая боль охватывает от понимания непоправимого. 1 марта 2021 года, под утро, перестало биться сердце Анатолия Максимовича Зленко, первого министра иностранных дел независимой Украины. Дипломата, который сделал себя сам. А заодно и создал современную дипломатическую службу Украины. Воспитал целую плеяду образцовых отечественных дипломатов.

Возвращаясь мыслью в те мятежные времена, понимаешь, что другой человек и не мог стать первым главой отечественного МИДа. Он был на своем месте как настоящий строитель украинской дипломатии. Значение министра Зленко для истории Украины переоценить невозможно. Он был и остается первым не только по порядку, но и по величине своего дипломатического наследия.

В лице Анатолия Максимовича органично воплотились многие качества и достоинства, такие нужные на том первом, самом ответственном историческом этапе. Это и открытость к миру, которую можно было сравнить разве что с жаждой приключений первых мореплавателей. И выдающаяся эрудированность, и образцовая интеллигентность, системность и твердость в отстаивании национальных интересов. И примат государственных дел над частными, и неисчерпаемое трудолюбие — некий здоровый трудоголизм, всегда бывший частью его собственной ДНК. Он проявлял требовательность к подчиненным, но еще большую требовательность — к себе.

Профессионализм, принципиальность, порядочность и патриотизм — все это о дважды министре иностранных дел Анатолии Зленко, тяжеловесе, который с первых минут создавал почти с нуля новейшую украинскую дипломатию. Дипломатию именно настоящей независимой европейской Украины, а не постсоветской «совковой» бюрократии.

И который до последнего вздоха пытался следить за тем, что происходит в Украине и украинской дипломатии. Знаю, как болезненно он переживал, когда разворачивались трагические события во время Революции Достоинства, началась российская агрессия против Украины, покушение на ее территориальную целостность и суверенитет, защите и отстаиванию которых он посвятил всю свою жизнь, все свои силы и действия. С упорством и жаждой он рвался в дипломатический бой, советовал, делился опытом и энергией.

Сегодня мало кто помнит, но современная дипломатическая служба должна быть благодарна настойчивости министра Зленко за то, что находится на Михайловской площади. Помню, как он когда-то сказал, что «наш дом должен быть уникальным». Выбор, объективно, другим быть не мог. Сердце украинской дипломатии должно было биться над Днепром. Здание, из которого можно было увидеть весь мир. Подковерных партократических игр и бюрократических преград оказалось достаточно. Но, однажды приняв решение, считал делом чести воплотить его. Несмотря ни на что. Таким он был, и таким останется в памяти многих, его знавших.

Заурядной личностью Анатолий Максимович никогда не был. Он всегда пытался внедрять нестандартные подходы, проявлять креативность, искать новые результативные пути достижения определенных целей. Дипломатический лоск и солидность он демонстрировал во всем — от внешнего вида до свободного владения пятью иностранными языками. Отличаться от «совковой» дипломатии для него было жизненным дипломатическим кредо.

Если бы на дипломатической службе ввели реестр рекордов, Анатолий Зленко был бы лауреатом сразу нескольких. Некоторые не побиты до сих пор. Навсегда в истории ОООновской дипломатии останется феномен Зленко, выступавшего сразу на четырех языках ООН (английском, французском, испанском и русском) во время заседаний Совета Безопасности ООН, чтобы лучше донести позицию Украины. Сложно и для выступающего, и для переводчиков. Однако одним выступлением ему удалось покорить сердца сразу половины земного шара. Главное — в интересах Украины.

А вот французские дипломаты, наверное, до сих пор вспоминают уникальные дипломатические кульбиты посла Зленко в Париже, обеспечившие первый и единственный на сегодняшний день государственный визит президента Франции в Украину в 1998 году. Не было ни одного посла в Париже, который бы получал регулярные аудиенции у президента Франции и мог похвастаться доверием и взаимопониманием. Помнят и вспоминают об этом французские чиновники, а знать должны и украинские дипломаты. Сегодня этот феномен Анатолия Максимовича понадобился бы как никогда. А еще вспоминается, как бывший посол США во Франции Феликс Рогатин так расчувствовался, что пустил слезу, когда Анатолий Зленко презентовал ему во время первой встречи генеалогию его семьи украинского происхождения. После этого случая у Украины появился еще один преданный друг.

Зленко владел выдающимися коммуникативными способностями, уникальным талантом заручиться поддержкой собеседника, умением устанавливать дух доверия и дружбы, благодаря чему у него складывались равные и доброжелательные отношения с представителями мировой политической и бизнес-элиты, — от президента США Билла Клинтона до генсека ООН Кофи Аннана, от всемирно известного медиа-магната Стива Форбса (даже посетившего Украину в 2002 году) до всемирно известного кутюрье Пьера Кардена, радушно предоставлявшего свои роскошные помещения в центре Парижа под проведение украинских выставок и культурных мероприятий. Отдельная история — приятельские отношения с легендарным кубинцем Фиделем Кастро, которому однажды так понравилось общение со Зленко, что встреча завершилась лишь под утро.

Памятным стал пока единственный в истории Украины государственный визит Папы Римского Ивана Павла Второго в Украину летом 2001 года. Но мало кто помнит, что все нелегкое бремя его подготовки и обеспечения взял на себя именно министр Зленко и его дипломатическая команда.

Еще один неординарный феномен Зленко, которого так не хватает сегодня не только украинской, но и европейской дипломатии (последний пример — глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель) — его уважали и с ним считались дипломатические оппоненты. Например, фривольности и превосходства проявляемых к своим визави, глава российского МИД Лавров никогда не позволял себе в отношении Анатолия Зленко, зная, что всегда получит достойный ответ и остроумную реакцию на любую провокацию. Только Зленко мог позволить себе, реагируя на антиукраинские действия Москвы, вопреки дипломатическому этикету, прямо в глаза спросить Лаврова: «Сережа, ты сколько сегодня принял на грудь?» — намекая на страсть российского министра к виски.

Именно при министре Анатолии Зленко парламент сформулировал и утвердил основные принципы внешней политики независимой Украины, в которых впервые были отражены евроинтеграционные стремления; принят первый закон о дипломатической службе Украины; сформирован основной кадровый скелет — первая генерация «двигателей» украинской дипломатии. Именно при нем была заложена традиция отмечать 22 декабря профессиональный праздник — День работника украинской дипломатической службы.

А еще Анатолий Зленко был и остается самым спортивным из всех украинских глав МИДа. Ему не было равных в теннисе и волейболе. Именно спорт свел его с очаровательной женой Людмилой Ивановной, которая в течение всей дипломатической жизни мужественно его поддерживала, делила с ним вкус побед и горечь поражений.

Я, как и, уверен, сотни украинских дипломатов, глубоко признателен судьбе за честь работать и перенимать опыт изысканной дипломатии у Анатолия Максимовича Зленко. Министра, олицетворявшего независимую Украину с первого рукопожатия на переговорах. Посла, которого, без каких-либо сомнений, называешь Чрезвычайным и Полномочным. Учителя, которого искренне уважаешь как метра своего дела и которого мы между собой величали Генералом.

Очень точную оценку исторической роли Анатолия Зленко дал легендарный министр иностранных дел Франции Ролан Дюма: «Пан Зленко сыграл выдающуюся роль во внешней политике Украины. Он многое сделал для того чтобы Украина заняла свое место в системе международных отношений. Он всегда стремился, чтобы это место соответствовало ее значительному потенциалу и статусу одного из самых больших европейских государств». Наверное сегодня трудно найти украинского чиновника, заслуживающего такую характеристику от представителя мировой дипломатической элиты.

«Министр Анатолий Зленко уходит, но дипломат Зленко остается», — именно так достойно и с высоко поднятой головой он отреагировал на решение президента Кучмы уволить его с должности главы МИД в 2003-м.

В первый день весны 2021 года Анатолий Зленко ушел от нас, но дипломат Анатолий Зленко остается и продолжает дело своего деда в постпредстве Украины при ООН. Остается и богатое дипломатическое наследие Зленко. Он будет жить, пока украинские дипломаты исповедуют его принципы и помнят его гений. Пока работают его ученики. Пока стоит дом на Михайловской. Пока существует независимая Украина.

Первый министр будет в сердце всегда, и не только потому, что первый…

Вечная память! Благодарим за все, дорогой Анатолий Максимович!