Отправившись с первым рабочим визитом в Москву самым демократическим способом — эконом-классом рейсового самолета, банкир, экономист, а теперь и дипломат Арсений Яценюк открыл свой российский сезон. В Киеве полагают, что Яценюк «для первого раунда выглядел совершенно пристойно». По мнению наших собеседников, глава украинского внешнеполитического ведомства на приличном уровне провел переговоры с грандами российской дипломатии — главой МИДа Сергеем Лавровым и секретарем Совбеза Игорем Ивановым. В дипломатическом «спарринге» он сумел достойно представить позицию Киева по таким вопросам как демаркация и делимитация украинско-российской границы, экономическое сотрудничество, ЕЭП, НАТО, Приднестровье и Косово. Показательно, что стороны фактически договорились в первом полугодии начать работы по проведению демаркации сухопутного участка украинско-российской границы. Правда, главный украинский дипломат несколько «плавал» в теме функционирования российского Черноморского флота в Украине: в Москве Яценюк заявил, что проблематика использования российской символики в Севастополе — «это один из последних в цепочке вопросов, которые необходимо решать по ЧФ». Чувствовалось, что тема эта для него новая и с нюансами он пока не знаком.
И все бы ничего, если бы не озвученное министром иностранных дел Украины неожиданное предложение своим российским визави обновить (!) большой украинско-российский договор. Инициатива эта вызвала у нас, журналистов «ЗН», как и у многих представителей украинского дипломатического корпуса и экспертов, мягко говоря, недоумение.
В свое время «ЗН» решило не делать достоянием гласности ряд досадных оплошностей и дипломатических промахов, допущенных г-ном Яценюком в ходе его первого визита в Брюссель. Хотя бы потому, что поездка в Брюссель состоялась через несколько дней после его назначения на пост главы МИД. И Арсений Петрович, не будучи карьерным дипломатом, имел весьма слабое представление о нюансах украинской позиции по ряду вопросов. Однако ознакомительный визит в Москву состоялся спустя четыре недели после назначения Яценюка министром иностранных дел. А за это время уже можно было сделать некоторые выводы. В частности о том, что импровизация хороша только в джазе. В дипломатии же она чревата серьезными последствиями. Поскольку слова министра иностранных дел имеют особый вес, так как означают позицию государства. Ведь президент, премьер и глава внешнеполитического ведомства — это те лица, которые, в соответствии с Венской конвенцией, представляют официальную позицию страны. А это означает, что сказанное на переговорах наши партнеры рассматривают под микроскопом, и не преминут воспользоваться промахами.
Потенциальная опасность для нашей страны, созданная необдуманным предложением Яценюка обновить большой договор, кроется не в самой идее. Нет греха в том, чтобы сделать договор содержательнее и современнее. Но договоры имеет смысл пересматривать в нужное время. А не тогда, когда позиции государства на международной арене ослаблены перманентным внутриполитическим кризисом, а министр иностранных дел тонет в нюансах проблем украинско-российских отношений. В противном случае получим результаты, обратные ожидаемым: опытная российская дипломатия может в полной мере использовать неопределенную ситуацию в нашей стране в качестве рычага давления и, учитывая заинтересованность украинцев в договоре, выторговать выгодные Кремлю уступки. Возможно, Арсений Петрович не знает, но в недалеком прошлом российские парламентарии и политологи уже не раз пытались сделать договор разменной картой в своих играх с Киевом. Последний раз это было летом прошлого года, когда Госдума запросила у правительства информацию о мерах по возвращению Крыма в состав России, поскольку в 2007 году, дескать, заканчивается десятилетний срок действия рамочного договора.
Безусловно, нынешний большой политический договор несовершенен. Но в нем есть ряд положений, которые остаются принципиально важными для нашей страны. Например, признание Украиной и Россией территориальной целостности друг друга и неприкосновенности границ (статьи 2 и 3), равно как и недопустимости применения «силы или угрозы силы, включая экономические и другие способы давления» (статья 3). Уже только эти положения делают документ для Киева «священной коровой». Ведь базовый политический договор — это рамочный документ, в котором страны фиксируют не просто декларации, но и определенные обязательства. И некоторые украинские эксперты даже полагают, что с учетом нынешнего внешнеполитического курса России, в существующем договоре есть положения, на которые российская дипломатия в настоящее время вряд ли пошла бы. Сегодня россияне, быть может, попытались бы сместить акценты, сделав упор на интеграционных процессах.
Сказанное нами означает, что в Киеве вовсе не собирались инициировать «обновление» базового политического договора между Украиной и Россией. Тем более что не закончился десятилетний срок его действия и он еще не продлен. (В соответствии со статьей 39, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, подписанный в мае 1997 года, вступает в действие в день обмена ратификационными грамотами. А протокол об обмене этими грамотами был подписан только первого апреля 1999 года. В статье 40 говорится, что договор автоматически продлевается, если одна из сторон письменно не заявит о своем желании прекратить действие документа за шесть месяцев до его окончания.) А обнародованное Яценюком предложение — собственный экспромт, инициированный без предварительных консультаций с экспертами.
К сожалению, в Москве коллеги не указали неопытному министру на неуместность его идеи. И Яценюк успел не раз повторить полюбившийся тезис о «целесообразности обновления большого договора»: вначале на переговорах с Лавровым, а позже — на пресс-конференции. Между этими двумя мероприятиями прошло достаточно времени, чтобы украинский посол либо другой украинский дипломат высокого ранга намекнул своему шефу о неуместности подобного предложения. Кстати, слова украинского министра вызвали у россиян нескрываемое удивление. Некоторые наши собеседники говорят — приятное. Российских дипломатов можно понять: министр иностранных дел Украины сделал подарок, которого они вовсе не ожидали. Неудивительно, что они согласились обсудить этот вопрос на будущих переговорах.
И как здесь не вспомнить одну из первых поездок в Москву Алексея Ивченко в качестве главы НАК «Нафтогаз України», когда он предложил пересмотреть условия поставок российского газа в Украину. Тогда россияне долго не могли поверить своему счастью и три дня звонили в Киев, пытаясь узнать, что же такого задумали эти «хитрые хохлы». Чем обернулось для нашей страны в январе 2006 года это предложение г-на Ивченко, мы все хорошо знаем.
Конечно, Яценюк сделал серьезную оплошность, которую, насколько нам известно, министр уже не просто осознал, но и сделал определенные выводы. К счастью, ошибка эта поправима. Как свидетельствует дипломатический опыт, после подобных сенсационных заявлений следует, как правило, кулуарная работа дипломатов: те пытаются узнать, что именно имел в виду тот или иной представитель другого государства, когда делал неожиданное заявление? Стоит ли принимать его всерьез, или эти слова — проявление некомпетентности? Как показывает мировая практика, в подобных случаях сторона, инициировавшая вопрос, пытается либо забыть свое предложение, либо спустить на тормозах. Например, в нашем случае, — предложив подготовить соглашения, которые должны идти в развитие нынешнего договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией. Возможно, этот выход устроит и Москву: хлопотная и напряженная работа по подготовке базового соглашения продолжается не один год. А у россиян на носу выборы президента. Так зачем же подкладывать мину под двусторонние отношения, в которых и без того хватает проблем, требующих срочного решения?..