UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Играющий человек": политические партии в Украине

С 1990 в Минюсте Украины зарегистрированы 432 политические силы. Из них свою деятельность уже прекратили 78 партий.

Автор: Мария Кармазина

Политики торгуют, манипулируют, коррумпируют. Политическая игра - понятие емкое, с множеством проявлений и функций. Когда речь идет о партиях как политическом институте (под ним понимаю совокупность определенных правил игры), то можно сказать, что партии в Украине - это игра без правил.

Целесообразно постичь суть этой игры. И не только из-за ожидания очередных президентских и парламентских выборов, когда надо определиться, за какую политсилу отдать свой голос. Актуализация вопроса "Что мы знаем о политических партиях в Украине?" будет расти, если рассмотрим его в других контекстах:

- качества политических институтов;

- угроз для страны в условиях гибридной войны России против нашего государства;

- способности политической системы реагировать на разнообразные вызовы.

О партиях в цифрах

По моим подсчетам, с 1990 г. до сегодняшнего дня в Минюсте Украины зарегистрированы 432 политические силы. Из них свою деятельность уже прекратили 78 партий (или приблизительно каждая пятая) и, в частности, восемь политсил перестали функционировать непосредственно в исследуемый период: из партийной карты исчезли своеобразные отголоски прошлого - три из четырех коммунистических партий (функционировавших в начале 2014 г.), атрибут Кучминских времен "Демократичний Союз" и признак новейших - партия "ЗА КЕРНЕСА!"* и другие.

Причины прекращения деятельности этих политсил (если присмотреться к деталям и нюансам), разумеется, достаточно разные. Впрочем, общее тоже есть: изменение политической конъюнктуры, появление новых "хозяев" и спойлеров, обслуживающих их, появление "новых желающих", стремящихся "и для себя что-то откусить"... Плод нынешней конъюнктуры - 354 партии, функционировавших (по данным "Єдиного реєстру громадських формувань") на 1 января с.г. Подсчитала: почти 38% из них (или 163 партии) были зарегистрированы непосредственно в период 2014-2017 гг. Пик регистрации партий - 2015-й, когда появилось 79 новых образований.

Впрочем, эти цифры - относительные, ведь некоторые партии годами находятся на стадии прекращения (в частности, более шести лет - партия "Українська платформа", свыше четырех с половиной - "Фронт Змін", несколько лет Минюст готовит приказ об аннулировании свидетельства партии "За справедливість і добробут", штаб-квартира которой в г. Симферополе, и решение об аннулировании регистрации партии "ВІДРОДЖЕННЯ І Розвиток", которая базируется в Доброполье в Донбассе. Поэтому названные политсилы только формально можно отнести к действующим. А если принять во внимание тот факт, что в середине 2016 г. НАПК сообщало, что 86 партий отсутствуют по адресу официальной регистрации, то количество партий, функционирующих формально, достигает по меньшей мере 90 (около 25,5% от всех действующих).

А теперь - немного сюра...

Когда партии впервые столкнулись с необходимостью отчитаться о своих финансовых затратах, то (как сообщал представитель НАПК в интервью Deutsche Welle), летом 2016-го в агентство обращалось за консультацией лицо, на котором было зарегистрировано... 17 партий.

Сем-над-цать? У меня вопрос: а сколько вообще Минюст может выдать партиек в одни руки?

Имени владельца этого "политического имущества" мне не удалось узнать, но, анализируя (на начало 2017-го) информацию на сайте Минюста, обнаружила, что главой, например, ПАРТИИ "НАРОДНИЙ Контроль" и ПАРТИИ "ГРОМАДСЬКИЙ РУХ "НАРОДНИЙ КОНТРОЛЬ" был народный депутат Дмитрий Добродомов; руководителем партии "Молодь до ВЛАДИ!", как и силы с названием "БЛОК ДАРТА ВЕЙДЕРА", - Валентин Скрипец. И снова вопрос: почему государственные мужи (вопреки законодательству) толерируют ситуацию со специфической "многопартийностью" лица?

Но оцените красоту игры: Скрипец - помощник молодого народного депутата Дмитрия Голубова, члена фракции БПП. В прошлом году Голубов был руководителем "Інтернет партії України", но вскоре руководство политсилой было доверено его парламентской помощнице Юлии Рыжих. Третий помощник Голубова - Максим Ястремский - тоже при деле: возглавляет "Піратську Партию України". Кроме того, "ОДЕСЬКА ПАРТІЯ" в 2017 г. стала называться "ОДЕСЬКА ПАРТІЯ ДМИТРА ГОЛУБОВА", хотя сам политик на сайте Верховной Рады значится беспартийным. То есть "команда Голубова" владеет пятью партиями. И, учитывая финансовые возможности г-на Голубова (а именно он задекларировал криптовалюту - биткоины - на сумму
2 млрд грн), у этого партийного инкубатора большие перспективы!

…и еще немножко...

Другой интересный, но, как может показаться, странный вопрос, - откуда берутся партии? Минюст говорит: если вы законопослушные и одержимые мечтой объединить единомышленников ради реализации высоких и чистых помыслов, то через несколько месяцев (или же, замечу, лет, как свидетельствует упрямство партии "Зелений Тризуб" или "Української Галицької Партії") хождения в Минюст вы, наконец, зарегистрируете свою политсилу. На Интернет-ресурсах - нельзя, а вдруг кто-то проговорится, что рейдерство - тоже один из путей получения партии. Нет, говорят "юристы с адвокатами": самое простое - купить ее. Ведь несмотря на то, что де-юре покупка/продажа политсилы невозможны, "в реальной жизни", сознаются они, политические партии все же и продаются, и покупаются.

Одни из "правовых групп", проявляя "гибкость в рамках закона", другие, провозглашая себя лидерами "на рынке продаж политических партий", предлагают партии "в любом регионе нашей страны". Так, осенью 2017 г. одна из юридических контор, в частности, предлагала "не что-нибудь", а "готовую действующую политическую партию": "партию с чистой репутацией" и "большими перспективами на будущее", поскольку она была создана в мае 2014 г., у нее уже есть 15 областных парторганизаций, т.е. своя "сформированная сеть политической деятельности государственного масштаба", и, кроме того, в 2014 г. партия участвовала в выборах в Верховную Раду Украины. У нее восемь кандидатов в восьми мажоритарных округах Украины. Следовательно, "имя партии уже известно украинцам!". Но... владельцу партия стала не нужна. Покупайте!

А как поражает (едва ли не больше всего!) одна из "международных юридических фирм", которая сообщает, что у нее есть "список зарегистрированных партий", "ожидающих своих лидеров". То есть тебя ждут с деньгами! Просто приди, заплати и владей.

Такие "аргументы" юристов помогают понять характерные признаки ряда нынешних украинских партий: они куплены, имеют "владельцев", созданы и функционируют во внеправовом поле: не являются результатом реализации конституционного права граждан на свободу объединения, не выступают добровольными объединениями граждан, которые являются приверженцами определенной общенациональной программы общественного развития (как того требуют ст. 1-3 Закона "О политических партиях в Украине"). Этот перечень нарушений можно продолжать, опираясь едва ли не на каждую следующую статью упомянутого закона.

Но обращу внимание и на другое: законодатель, понимая необходимость контролировать "деятельность" политических сил, думается, еще не до конца осознал необходимость контролировать и процесс их реорганизации, когда один "владелец" партии продает ее через посредника новому "обладателю", а со временем происходит изменение названия, руководства, программы, устава, юридического адреса политсилы. Законодательство относительно политических партий отстает от политических реалий. Да и от потребностей общества.

Кое-что о дистанционном управлении партиями...

Дистанционное управление - это не только, когда Михаил Добкин берет зарегистрированную в марте 2016 г. партию "БЛОК МІСЦЕВИХ ГРОМАД" и превращает ее в "собственную партию" "ХРИСТИЯНСЬКІ СОЦІАЛІСТИ", которой, впрочем (по данным упомянутого "Єдиного реєстру..."), руководит Артур Мартин. Это и другие довольно специфические, по моему мнению, случаи: когда партию Наталии Королевской "Україна - Вперед!" "сторожит" и.о. главы В.Ткаченко, пока госпожа "играет" - исполняет "миссию" сопредседателя Центральной контрольно-ревизионной комиссии в "ОПОЗИЦІЙНОМУ БЛОЦІ". А "НАРОДНІ ІНІЦІАТИВИ ОЛЕКСАНДРА ФЕЛЬДМАНА", потеряв руководителя (который, очевидно, "заигрался", попав в мужскую компанию сопредседателей партии "Наш край"), то ли ждут его возвращения, то ли смены владельца. Хотя, может, я и ошибаюсь, поскольку сайт Верховной Рады Украины информирует, что уважаемые господа Королевская и Фельдман... беспартийные.

Более тяжелые случаи - это когда глава партии где-то за границей, возможно, и с другим гражданством. Это я и о Лазаренко, который до сих пор издалека руководит "Громадою", и о Черновецком с его "Християнсько-Ліберальною партією України".

Иногда политическая игра имеет и совсем жуткие формы: "Єдиний реєстр..." информирует, что лидером Славянской партии является... умерший несколько лет назад А.Базилюк (1942-2012); а Партией "Союз" все еще руководит Л.Миримский (1960-2017).

…Новые формы дистанционного управления? Или игра живых с костями мертвых?

…и их местонахождение

Из 354 партий, которые, считает Минюст, были "живы" на 1 января 2018 г., юридический адрес 279 политсил, по моим подсчетам, - в г. Киеве. Показательно: партия может называться "ХЕРСОНЦІ" или "ЧЕРКАЩАНИ", но ее штаб-квартира - в Киеве. Другие 74 партии местом регистрации выбрали
67 городов, два поселка городского типа и пять сел. Наименее популярными у желающих зарегистрировать партию были такие области, как Тернопольская и Черкасская, где зарегистрировано только по одной политсиле. По две политсилы зарегистрировано в Винницкой, Волынской, Закарпатской, Полтавской Ровненской, Хмельницкой и Черниговской областях. По три - в Житомирской, Запорожской, Луганской и Харьковской. Четыре политические партии - на Львовщине; по восемь - в Днепропетровской и Одесской областях. Самые популярные - Донетчина и Киевщина, где свои штаб-квартиры разместили по 11 политических партий. В частности на Киевщине о наличии "собственных" партий заявили не только города (Березань, Белая Церковь, Буча, Вышгород, Ирпень), но и села (Софиевская Борщаговка Киево-Святошинского района и Счастливое Бориспольского). Ни одна из партий не выбрала местом регистрации своей штаб-квартиры такие области, как Ивано-Франковская, Кировоградская, Николаевская, Херсонская и Черновицкая.

Говоря о местонахождении политсил, обращу внимание на специфический нюанс: в отчетах партий за 2017 г., представленных в НАПК, фактическим местонахождением, например, всех (!) 23 структурных образований (областного или другого уровня) ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "ОБ'ЄДНАННЯ "СИЛА ГРОМАД" указан единый киевский адрес: ул. Трехсвятительская, д. 5/1; 27 организаций ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "ЗА КОНКРЕТНІ СПРАВИ" (т.н. партии Герег) - зарегистрированы на Хмельнитчине. Такая ситуация говорит по меньшей мере о нарушении ст. 11 Закона "О политических партиях в Украине" (2001), согласно которому "политическая партия на протяжении шести месяцев со дня регистрации обеспечивает образование и регистрацию в порядке, установленном этим законом, своих областных организаций в большинстве областей Украины, городах Киеве, Севастополе и в Автономной Республике Крым". А кроме этого - о феномене (который стремительно развивается) региональных партий, для создания и функционирования которых в Украине нет юридических оснований. Впрочем, региональная политическая партия соответствовала и соответствует тем или иным политико-экономическим интересам региональных элит и является инструментом решения ими разнообразных задач в специфических условиях региональных политических режимов.

О самом-самом-самом сокровенном и о зловещих призраках

Увлекательное чтиво, побуждающее ко многим размышлениям, - упомянутые отчеты политических партий об имуществе, доходах, затратах и обязательствах финансового характера за 2017 г., представленные в НАПК. Но здесь обращу внимание только на еще один аспект: не все партии проявили готовность говорить о своем самом сокровенном. Из 354 политсил на сайте НАПК (на 25 марта т.г.) размещено лишь 210 партийных отчетов.
144 политсилы еще доносят свои документы? Или они просто игнорируют и НАПК, и общество? А может, уже прекратили свое существование? Где эти все ПСПУ (глава Н.Витренко), СПУ (она чья - Устенко? Кивы? Каплина?), ПАРТІЯ РЕГІОНІВ (а эта чья?) и "Народна Партія" (глава В.Литвин)? Где бывшие борцы-патриоты НРУ, УНП и "ТРЕТЯ УКРАЇНСЬКА РЕСПУБЛІКА" - выдохлись и исчезли или умерли на старте? А где отчеты персонального УДАРа (В.Кличко), Морської (С.Кивалова) и "Народних іниціатив" (А.Фельдмана)? Где две венгерские - КМКС и Демократична партии? Где и перед кем отчитывается "Партія поляків України"? А где отчеты партии Н.Савченко и политсилы В.Рубана? Медведчуковского "Українського вибору"? Или они уже не отчитываются перед Украинским государством?

Отдельный разговор - об отсутствии отчета на сайте НАПК партии "РУСЬ ЄДИНА". Политсила появилась в 2003 г. как "Слов'янський народно-патріотичний союз", в 2005-м была переименована в "Партію політики ПУТІНА", в 2008-м - собственно на "РУСЬ ЄДИНА". Впрочем, в конце 2016 г. в информационном пространстве распространялись факты о деятельности Волынской, Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Киевской, Николаевской, Полтавской, Харьковской, Херсонской областных и ряда городских и районных организаций... "Партії політики ПУТІНА". Возникают вопросы: партия действует нелегально? С разрешения или по недосмотру Минюста (в течение восьми лет после переименования!)? Почему региональные политические режимы допускают функционирование ППП? И, наконец, почему те, кто не равнодушен к судьбе Украины, не интересуются партиями-призраками? Зловещими призраками в гражданском обществе, нависающими и над политической системой страны.

А их - не один. Об этом дает основания думать, например, отсутствие на сайте НАПК отчета КРУК. Такую аббревиатуру собственного названия дала ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "Київська Русь - Україна". Присмотреться к КРУК, чтобы понять, не зловещий ли он, заставила история его перевоплощения из Политической партии "Ми Маємо Мету". Эта "политическая МММ" была зарегистрирована в июле 2013 г. во главе с человеком, который через несколько месяцев стал террористом и предателем Украины, одним из предводителей фейковых республик на Востоке Украины - Д.Пушилиным. Как свидетельствовал сайт Минюста, он оставался руководителем МММ в течение 2014 и 2015 гг. Только в конце 2015-го (или на начало 2016-го) МММ перевоплотилась в КРУК. Меня интересует, как Пушилин передавал руководство партией? А государство и общество контролировали этот процесс?

О феномене "партии вторые, третьи, четвертые и др. руки"

Как воздуха, обществу не хватает прозрачности в сфере развития партий. Очевидно, многим хотелось бы узнать, каким был механизм преобразования "Всеукраїнської партії Миру і Єдності", зарегистрированной в 2000 г. в Донецке, в 2013 г. - в "Национальний Альянс свободи та Українського Патріотизму "НАСТУП", осенью 2014-го - в ПАРТИЮ "БЛОК ПЕТРА ПОРОШЕНКА" и с началом 2015 г. - в "БЛОК ПЕТРА ПОРОШЕНКА "СОЛІДАРНІСТЬ"? Это аналог или реинкарнация первой "Солидарности", которая, появившись в 2001 г. во главе с М.Антонюком, очень быстро перешла под руководство П.Порошенко? (Партией с 2005 г. до 2013-го - момента аннулирования ее свидетельства - руководил другой человек.)

Как невинная партия "Троєщина", зарегистрированная в 2010 г. как партия "Закон і Порядок", превратилась в парламентскую партию "ОПОЗИЦІЙНИЙ БЛОК" во главе с Ю.Бойко и Б.Колесниковым? Эти партии - часть политической системы государства. От их качества/качеств зависят и качество самой политсистемы, и ее способность противостоять самым разнообразным вызовам, держать удар.

Сплошная головоломка - ребрендинг "новых партий", созданных в 2014-2017 гг. Подсчитала, что из 161 партии, зарегистрированной за несколько последних лет, на 1 января 2018 г. изменили свое название свыше 30%. При этом 40 из них переименовывались дважды; восемь - трижды. Но, очевидно, самые большие тектонические сдвиги происходили у зарегистрированной в январе 2016 г. политсилы ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "СВОЇ", которая вскорости уже называлась "УКРАЇНСЬКА СОЦІАЛ-ДЕМОКРАТИЧНА ПАРТІЯ "СВОЇ", затем - "ПРАВДА І СПРАВЕДЛИВІСТЬ" и, наконец, - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "ОЛЕКСАНДРА МОРОЗА "ЗА ПРАВДУ І СПРАВЕДЛИВІСТЬ".

Многочисленные переименования дают основания говорить прежде всего о том, что не следует искать в названиях, как и в программах, нынешних политических сил в Украине идеологию или "высокие идеи": вначале есть название "для продажи", потом - название "на злобу дня" или для удовлетворения собственных амбиций. Политики не страдают чистоплотностью и ничем, кажется, не гнушаются.

Готовимся к выборам...