UA / RU
Поддержать ZN.ua

Худой мир и бюджетные деньги

В ремонтном убранстве сессионный зал Верховной Рады Украины. Депутаты, загоревшие и посвежевшие з...

Автор: Наталия Яценко

В ремонтном убранстве сессионный зал Верховной Рады Украины. Депутаты, загоревшие и посвежевшие за три недели отпуска, на внеочередной сессии, 31 июля, принимают изменения к Государственному бюджету Украины на 2008 год, необходимые для финансирования работ по ликвидации паводка в шести западных областях страны. Принимают конституционным большинством в 441 голос — довольно нетипично для Верховной Рады шестого созыва.

Дебаты достаточно продолжительные, но не ожесточенные. Все фракции понимают, что худой мир лучше доброй ссоры, особенно сейчас, когда вносить изменения в бюджет необходимо без малейших проволочек. Но по привычке оппоненты все-таки ругают друг друга, чтобы преподнести себя, любимых, как единственных истинных защитников интересов трудящихся. Пардон, в данном случае — пострадавших от водной стихии.

Законопроектов относительно того, как делить дополнительные финансовые ресурсы, было три. Первым, 28 июля, появился кабминовский (№3019), ему вдогонку, 29-го, был направлен президентский. И в самый канун сессии, 30-го, в секретариате ВР зарегистрировали законопроект Александра Пеклушенко, депутата от Партии регионов.

Поскольку главной целью регионалов было, скорее всего, «засветиться», а главными требованиями — а) отправлять деньги на пострадавшие территории непосредственно, минуя центр и не выстраивая людей в очереди под правительственными кабинетами, б) с первой же минуты взять расходование средств под неусыпный парламентский контроль, ана­лиз данного законопроекта мы опустим. Тем более что главные бюджетные противоречия, по нехорошей новейшей традиции, сконцентрировались по линии «Кабмин — секретариат президента».

К великому сожалению, эта линия разлома постоянно углубляется. Что не сулит стране ничего хорошего, поскольку в сентябре нас ожидают как минимум две баталии — по поводу изменений в бюджет 2008-го и проекта бюджета на 2009-й. Формально — баталии парламентские, по сути — между двумя претендентами на президентскую булаву в 2010-м, ни один из которых не хочет уступать.

Впрочем, на сей раз — видимо, от осознания масштабов экологического бедствия, обрушившегося на миллионы сограждан, — консенсуса достигли фактически за неполных два дня — 30 и 31 июля. Уже в первый час работы внеочередной сессии стало понятно, что регионалы в общем и целом поддержат далеко не идеальный ющенковский вариант, а изменения Кабмина в полном объеме не пройдут.

Возможно, в том была некая логика. Поскольку под флагом борьбы с наводнением, необходимости восстановить десятки разрушенных мостов и сотни километров дорог правительство предложило — ни много ни мало! — увеличить в 2008 году государственные гарантии по кредитам Укравтодора на 23,5 млрд. грн. Для сравнения: в действующем варианте бюджета-2008 записано всего 800 млн.

Был и второй камень преткновения. Кабмин пожелал повысить ставки акцизов на табачные изделия, спирт и пиво. И сделать это не просто посреди года, с 1 сентября, а путем внесения соответствующих норм в бюджетный закон.

Рука уже отказывается писать о правовом нигилизме. Но мне снова, как попугаю, приходится повторять прописные истины, что согласно закону о системе налогообложения, Бюджетному кодексу да и майскому решению Конституционного суда Украины налоги бюджетным законом менять нельзя. А если менять, то только специальными законами и с соблюдением незыблемого пра­вила: такие изменения вступают в силу лишь с нового бюджетного года, да и то при условии, что они приняты и подписаны в виде закона президентом до 15 августа года предшествующего.

Против акцизных инициатив правительства Тимошенко депутаты провели тихую, но довольно эффективную баталию. В результате куда-то «испарились» предложения по новым ставкам акцизов на пиво и спирт. А «табачные» акцизы председатель комитета по налогам Сергей Те­рехин был вынужден вынести в спе­циальный закон, который после при­нятия поправок к бюджету сессионный зал дружно проголосовал.

Но не спрашивайте, что точно там записано и с какого числа в Украине подорожают сигареты. Окончательного текста закона я не видела, не думаю, что с ним были знакомы и большинст­во депутатов. Однако, по словам г-на Терехина, вступление в дейст­вие новых акцизов позволит рассчитывать уже в этом году на 1,1 млрд. грн. дополнительных поступлений в бюджет. И еще на три с хвостиком — в 2009-м.

Причем, судя по настроению в парламентско-правительственных кругах, это повышение акцизов не последнее. Поскольку, по словам г-на Терехина, акцизы на табак у нас вчетверо ниже, чем в Польше, и вдвое — чем в Российской Федерации.

Помогут ли деньги курильщиков восстановлению разрушенного стихией на западе страны? Если да, то ближе к концу года. Реально же пострадавшие области могут рассчитывать на 2,32 млрд. субвенций, выделяемых им непосредственно, минуя Минэкономики, а также на восстановление объектов госсобственности за счет средств резервного фонда Кабмина, в который будут дополнительно направлены 1,6 млрд. грн.

Получит свой «доппаек» и Укравтодор. Но это будут сотни миллионов бюджетных гривен, а не дополнительные госгарантии по кредитам на 23,5 млрд.

Как водится, депутаты не забыли и об аграриях. 1 млрд. грн. дополнительно выделен Аграрному фонду (на закупки зерна нового урожая). Еще
400 млн. грн. — на компенсацию процент­ных ставок по кредитам сельхозпредприятий.

Общий итог внеочередной парламентской сессии —
5,8 млрд. грн. дополнительного бюджетного ресурса. Примерно три четверти этих средств пойдут на ликвидацию последствий паводка. Пойти-то пойдут, да вот дойдут ли до адресатов и будут ли эффективно использованы? Есть вопросы.

Будем откровенны: до обидного скуден потенциал местных властей, которым вверяются немалые государственные деньги. А вот соблазны... Мы уже научены горьким опытом, как на бедах пострадавших делают свой бизнес процветающие и благополучные. По принципу близости к неиссякающей бюджетной кормушке.

Но это уже совсем другая история. Или все-таки та же самая?