На этой неделе лидер столичной оппозиции Виталий Кличко и народный депутат Кирилл Куликов (руководитель парламентской ВСК, занимавшейся Киевом) в составе группы представителей пяти столичных профсоюзов были приняты главой президентского секретариата Верой Ульянченко. В итоге Вера Ивановна пообещала миссионерам жесткую и оперативную реакцию президента на результаты расследования комиссии. Речь даже шла о намеченном, по словам Ульянченко, на четверг указе об отстранении Черновецкого от должности главы столичной государственной администрации.
Надо сказать, что взволнованная заявлениями оппозиционеров общественность ждала «жесткой реакции» в ходе запланированного на этот день визита Ющенко на НСК «Олимпийский». Однако когда в штабе стройки века табличку с надписью «Ульянченко» предусмотрительно заменили на «Васюник», стало понятно, что очередное хождение столичной оппозиции к президенту превратилось в пшик. А потому нам предъявить президенту, озаботившемуся подготовкой столицы к Евро-2012 и деликатно журившему Черновецкого, оказалось, собственно, и нечего. Ну, разве что осталось спросить у Виктора Андреевича, как он относится к неоднозначным процессам, происходящим в отношении Киева в парламенте. И уточнить, на всякий случай, на счет обещанного от его высокого имени указа. Что «ЗН» и сделало.
Однако обо всем по порядку.
Напомним, что возвращение Леонида Михайловича из затяжной оздоровительной командировки после грандиозных мартовских концертов на Крещатике ознаменовалось по меньшей мере четырьмя нюансами:
— во-первых, широко разрекламированным в медиа сном Алины Айвазовой о том, что быть ее супругу президентом, который тонкие политологические души расценили как заявку Черновецкого на потенциальное кандидатство;
— во-вторых, работой парламентской ВСК, ее разоблачительным отчетом о деятельности киевской власти и соответствующим постановлением ВР, со второго голосования все-таки рекомендовавшим президенту отстранить мэра от должности главы КГГА до окончания работы комиссии (30 октября);
— в-третьих, рядом судьбоносных законов в отношении столицы, не только утвердивших два тура выборов городского головы, но и разделивших полномочия мэра и главы КГГА;
— в-четвертых, ключевым для политикума решением Конституционного суда, определившим, что править Киевом переизбранному в прошлом году Черновецкому — полный срок.
Итак, комиссия ВР работала долго и слаженно. По словам Кирилла Куликова, 10 июня отчитавшегося перед ВР, считать финансовые нарушения начинали не с десятков тысяч, а с сотен миллионов. Отчет на шестнадцати страницах («ЗН» уже писало о нем в номере за 06.06.2009) действительно впечатляет. Впрочем, как и ответ Национального банка на запрос ВСК по поводу прозвучавших в медиа обвинений о налоговых потерях при продаже «Правэкса» (банка Черновецкого). Новостью здесь можно считать то, что если компетентные органы (в данном случае УБОП) подтвердят факт недостоверной информации в документах, поданных в НБУ, и окажется, что Черновецкий действительно нарушил закон (см. выдержки из документа, предоставленного К.Куликовым), то НБУ готов к жестким мерам и отзыву лицензий.
На выходе? Нуль. По меньшей мере, пока УБОП принимает решение, а Генпрокуратура и президент работают над материалами депутатского расследования. Что касается президента, то он лично подтвердил «ЗН», что материалы ему переданы и он их изучает. Об указе же, зачем-то обещанном Ульянченко, Виктор Андреевич, понятное дело, деликатно промолчал. Мы же в связи с этим только уточним одну деталь: у президента уже есть опыт 2008 года, когда он почти год «изучал» так и оставшиеся тайной реальные результаты расследования деятельности Черновецкого комиссией СП. И обозначим тенденцию: чем более тщательно Ющенко работает над документами, тем более забавно выглядят киевские оппозиционеры, который год совершающие челночные рейды за справедливостью на Банковую. В общем Кличко и Ко надо либо менять пиарщиков, либо не видать ему мэрства, как Виктору Андреевичу президентства. Ведь искать справедливость там, где ее априори нет, — неоправданно ни с точки зрения политтехнологий, ни с точки зрения конкретного результата.
Теперь законы. Полномочия всенародно избираемого мэра и назначаемого президентом главы КГГА разведены. В первом чтении. До сих пор чуть ли не ежедневно заседают согласительные советы фракций. Вопросов тьма. Выделенная политическая задача — ограничить власть Черновецкого, пока мало совмещается с унитарной — провести масштабную реформу самоуправления столицы, которая из флагмана превратилась в аутсайдера. Здесь вопросы взаимоотношений районов и администрации, центрального и городского бюджетов, государственной и коммунальной собственности. К тому же на пути сторонников разделения полномочий, а среди них, как известно, отметились БЮТ, коммунисты, литвиновцы и часть «НУ—НС», помимо известного решения КСУ, некогда «оформленного» под Омельченко (президент обязан назначить главой администрации исключительно мэра), встал Ющенко. «Я никогда не подпишу такой закон, — заявил ВАЮ, отвечая на вопрос «ЗН». — Я не пойду на поводу у очередных политических интриг, и так уже поставивших Киев в управленческий тупик». Вряд ли стоит теперь уточнять, что если даже инициаторам закона и удастся вывести его на уровень реформы, а не банальной политической интриги, то за него не будет голосовать та же Партия регионов. Помогать БЮТу преодолевать президентское вето ПР, надо полагать, тоже не будет.
Но если даже предположить, что в случае каких-то фантастических обстоятельств документ вступит в силу, то, говорят, что команда мэра уже готова вооружиться тезисом о том, что закон обратной силы не имеет и все, что относится к разведению полномочий и ограничению мэрской власти, не касается Леонида Михайловича. Досрочно же переизбранный Черновецкий с легкой руки Конституционного суда будет править в столице полно и безраздельно вплоть до 2012 года. Надо сказать, что именно сие железное утверждение КСУ, а не результаты работы следственной комиссии и горячо обсуждаемые законопроекты сегодня играют ключевую роль во всех внутриполитических раскладах. При том не только на уровне столицы, но и центральной власти.
На самом деле с момента опубликования решения КС столичный мэр стал по-особенному интересен вступившему в президентскую кампанию политикуму. С одной стороны, совершенно понятно, что Леонид Михайлович пользуется полной поддержкой президента. И описанный случай в НСК «Олимпийский» только подтвердил это. С другой стороны, Черновецкий не может не понимать, что его дальнейшее пребывание у власти, тем более до 2012 года, связано отнюдь не с Виктором Андреевичем и его 3-процентным кандидатским рейтингом. Потому стабильная деликатность Черновецкого в отношении лидера оппозиции Януковича, а также демонстративное гробовое молчание в адрес премьера говорят об одном — команда мэра обдумывает тактику сотрудничества с потенциальными победителями президентской гонки.
С Януковичем проще — «Регионы» в столице традиционно лояльны к мэру. С Тимошенко же, до сих пор переживающей провал прошлогодних выборов в Киеве, а также не лучшие (в смысле рейтинга) времена борьбы с экономическим кризисом, — отнюдь. Тем не менее нельзя не заметить, что премьер сегодня также довольно осторожна по отношению к столице. Она не торопится созывать Кабмин по поводу отстранения не согласованных с правительством замов Черновецкого, к чему обязывает принятое Радой постановление по результатам работы ВСК. Она также принимает «ухаживания» Леонида Михайловича, который вдруг активно начал искать кредиты на погашение долгов перед «Киевэнерго», по-видимому, просчитав, как это важно для Кабмина. А ведь мог и повременить. К тому же у Юлии Владимировны появился хороший козырь поторговаться с Черновецким в части сокращения изъятия из столичного бюджета на нужды Евро — Ющенко поручил мэру подготовить проект изменений в бюджет и попросить у ВР и Кабмина назад миллиард. Ну и наконец, стоит ли уточнять, что после известных событий в одном известном аэропорту расторопность УБОПа, который при желании может отобрать у Леонида Михайловича не только кресло, но и свободу, будет зависеть исключительно от настроения ЮВТ.
При этом не будем забывать и о том, что мэр Киева на прошлых выборах наладил устойчивые коммуникации с территориальными избирательными комиссиями и, говорят, даже на перспективу отблагодарил их ключевых менеджеров. Такой электорально-административный ресурс делает персону Леонида Михайловича сегодня просто непотопляемой. А надежду на то, что у всей этой столичной истории будет счастливый конец, — неосуществимой.
На самом деле, можно констатировать, что политики, вознамерившиеся победить в предстоящей схватке за высший государственный пост, свели деятельность государственной машины и в центре, и на местах к холостому ходу. При этом каждый демонстративно буксует в своей четко обозначенной нише. Цель одна — если не победить самому, то вовремя выбить гарантии у победителя. Этим довольно успешно сегодня и занимается столичная власть. Чем при этом промышляет киевская оппозиция, с инициатив которой, собственно, мы и начали свое повествование, — большой вопрос. Так, публично требуя отстранения от власти Черновецкого, в кулуарах те же оппозиционеры признают, что их, кстати, вполне справедливое требование может быть использовано тем же президентом исключительно как технологический ход. «Без Черновецкого экономика кризисного Киева, где все завязано на его людях, его связях и его подписях, обрушится, — говорят самые откровенные. — И это через два месяца позволит ему вернуться в город на белом коне. И остаться до 2012 года».
Более того, думающей общественности давно стало понятно, что в контексте происходящего в стране Киев, благодаря Черновецкому, выглядит всего лишь подчеркнуто эпатажной гримасой одного и того же лица. Причем не только власти, а всего украинского политикума. В числе основных черт которого, – амбиции, коррупция и безответственность. Показательно, что это прекрасно осознает и сама столичная власть. Ее позиция по отношению к оппонентам давно свелась к короткому, но емкому тезису: «А вы-то чем, собственно, лучше?»
Потому не удивительно, что сегодня в столице нет критической массы людей, готовых идти на баррикады против Черновецкого. Они его терпят. Нет критической массы политиков во власти, готовых дать объективную оценку деятельности Леонида Михайловича. Он им нужен. Нет критической массы оппозиционеров (ни на каком уровне), способных на что-то большее, нежели создание банального информационного повода. Нет позиции правоохранителей. Потому пока все они будут так или иначе пользовать Леонида Михайловича, он будет пользовать Киев и нас.