UA / RU
Поддержать ZN.ua

Холодно, господа...

В этой стране холода всегда приходят внезапно. Всякий раз в самый канун первых заморозков выясняется, что трубы не заменены, бойлерные не отремонтированы, мазут и уголь не завезены, газ не подан, а долги не погашены...

Автор: Сергей Рахманин

В этой стране холода всегда приходят внезапно. Каждым летом каждое правительство вкупе с местной властью торжественно сообщает о начале подготовки к отопительному сезону. И всякий раз в самый канун первых заморозков выясняется, что трубы не заменены, бойлерные не отремонтированы, мазут и уголь не завезены, газ не подан, а долги не погашены. Причины (объективные и мнимые), а также виновные (истинные и дежурные) спешно находятся. Недоработки столь же спешно и не слишком добросовестно устраняются. Страна переводит дыхание. До первого снегопада. Он тоже обладает скверной привычкой обрушиваться внезапно. Дворы тонут в сугробах, улицы в заторах, а мы — в очередном словесном потоке чиновничьих оправданий и объяснений. Ибо зима для ответственных лиц обычно наступает столь же нежданно, как и осень. Постоянная подготовка и хроническая неготовность отечественных хозяйственников к смене времен года — старая, добрая традиция.

С прошлого года на украинских землях появился еще один обычай. Наши державные мужи оказываются поразительно не готовыми к смене политических декораций. Процесс создания парламентской коалиции застает их врасплох во второй раз подряд. И на ошибках (в том числе и на ошибках собственных) они точно так же отказываются учиться.

Еще год назад БЮТ и «Наша Украина» подняли вопрос о проведении досрочных парламентских выборов. В феврале 2006-го вожди двух политических сил подписали Соглашение об объединенной оппозиции. После чего лидеры обоих блоков объявили: в случае проведения внеочередной кампании этот документ будет положен в основу будущего коалиционного договора. Политики сообщили, что впредь не повторят прежних глупостей. Они не станут откладывать на завтра то, что можно было сделать вчера. И отныне успех общего благородного дела не попадет в зависимость от чьих бы то ни было кадровых либо властных амбиций.

В апреле мечта о досрочных выборах обрела реальные очертания. К лету стало ясно, что переизбрание Рады неизбежно. За последующие несколько месяцев оранжевые и «сердечные» провели несчетное количество консультаций и переговоров. Кормчие блоков-союзников бодро рапортовали о координации действий, согласованности позиций и единстве взглядов. Обещалось, что сразу после подведения итогов выборов страна все узнает. По истечении считанных дней (если не часов) коалиция демократических сил представит обществу исчерпывающую программу действий и полный список кадровых назначений.

Многие трезвомыслящие наблюдатели подобного оптимизма не разделяли. Слишком много общих слов и белых пятен было в совместных декларациях. Слишком много противоречий наблюдалось в «координированных» действиях и «согласованных» обещаниях двух политических сил. Слишком много резких выпадов позволяли «единомышленники» в адрес друг друга. Слишком очевидно не согласовывали друг с другом предвыборные посулы.

Тем не менее помаранчевые избиратели искренно верили, что во второй раз в мутную реку взаимного недоверия их избранники не полезут, и всем распрям будет положен конец уже 1 октября. Но все, как выяснилось, только начиналось.

Один известный политик на просьбу сравнить нынешнюю и прошлогоднюю коалициады ответил коротко: «Дежавю». Позволим себе не согласиться с подобной категоричностью. Неко­торые различия все же имеют место. С одной стороны, в этот раз установлен куда более высокий режим секретности переговоров. С другой — Ющенко куда менее активно маскирует свое нежелание видеть Юлию Тимошенко премьером и свою готовность опереться на бело-голубых. Причем речь идет вовсе не о создании формальной коалиции «НУ–НС» и ПР, как это может кому-то показаться. Планы гаранта куда сложнее и (в то же время) куда прозаичнее.

В чем Виктор Андреевич постоянен, так это в своем желании ставить условия. Безо всякой оглядки как на итоги выборов, так и на требования законодательства. Ющенко «дает поручения» победившим партиям вести переговоры о создании коалиции, хотя подобного права, по Конституции, у президента нет и никогда не было. Юристы главы государства пытаются найти правовые обоснования желанию Ющенко видеть своего ставленника на посту главы МВД, хотя тот же Основной Закон даже косвенно подобного права за президентом не признает.

Как и год назад, реальные переговоры идут не между Блоком Юлии Тимошенко и «Нашей Украиной», а между Банковой и Юлией Владимировной. Что делает подобные консультации исключительно нервозными, а их исход абсолютно непредсказуемым. Рабочие группы БЮТ и «НУ—НС» добросовестно, пункт за пунктом, устраняют существующие противоречия (которые, в действительности, можно было бы снять еще до выборов), но при этом участники процесса отдают отчет: судьбу переговоров им решить не позволят. Несмотря на попытку лидеров «НУ—НС» обозначить самостоятельную роль в президентском сценарии, доля переговоров в руках Юлии Владимировны и Виктора Андреевича.

На что рассчитывает Юлия Владимировна, в общем, очевидно. А вот чего хочет Виктор Андреевич? И как именно он добивается задуманного?

Попробуем ответить на эти вопросы. Нельзя сказать, что Ющенко хочет коалиции с «Регионами». Он просто не хочет видеть премьером Тимошенко. В этом нежелании слишком много как политического, так и личного. И сил противиться этому нежеланию у гаранта нет. С другой стороны, бело-синих президент обнять не может: электорат не простит. Посему его вполне устроила бы гибридная властная конструкция. Элементами которой стали бы:

— оранжевый премьер (но не Тимошенко);

— бело-синий спикер (например, Янукович);

— коалиция, основанная БЮТ и «НУ—НС» (предполагающая, впрочем, передачу небольшой части постов в парламенте и правительстве регионалам).

При такой схеме Ющенко (с его точки зрения):

— укрепит собственную власть;

— не растратит остатки репутации в глазах помаранчевого электората;

— нейтрализует и Юлию Владимировну, и Виктора Федорови­ча;

— окажет небезвозмездную услугу «донцам» (не желающим оставаться вне власти);

— убережет фракцию «НУ—НС» от раскола, практически гарантированного в том случае, если бы он открыто призывал к так называемой «ширке».

Дело оставалось за малым — отвадить Тимошенко от премьерского кресла. Как? Сама она, понят­но, ни в какую не согласится. Лично Виктор Андреевич выступить инициатором раскола не мог.

Реализация поставленной задачи осложнялась еще и тем, что гарант не вполне контролирует «пропрезидентскую» фракцию. Демарш значительной части новоизбранных депутатов от «НУ—НС» во главе с Луценко (объявивших, что они против переговоров с «Регионами») стал первым тревожным звонком для Ющенко. Выдвижение Кириленко в спикеры (не согласованное с Ющенко) — вторым.

Среди свежеизбранных оранжевых нардепов немало искренних сторонников объединения с регионалами, но они никогда не скажут об этом вслух. Среди тех, кто прошел в парламент под знаменами «НУ—НС», достаточно тех, кто против премьерства Тимошенко, но они не станут демонстрировать свою позицию во время голосования за главу Кабинета. Об ответственности перед избирателями, о цене слова, данного электорату, на этих выборах говорилось столько, что только самоубийца рискнет отречься от сказанного так быстро и так решительно. Вот если бы у самой Юлии Владимировны не выдержали нервы… Или, если бы часть фракции БЮТ (материально стимулированная регионалами) отказалась бы отдать свои голоса за премьера Тимошенко… Вот тогда другое дело.

Виктора Андреевича, надо думать, чистоплюйство соратников расстроило. Но желания стать (в одном лице) главным политическим разводящим и скоросшивателем украинских земель не отбило. И он взялся за дело с другой стороны.

Во-первых, БЮТ было выставлено условие: еще до избрания спикера и премьера коалиции надлежит одобрить несколько важных решений. Перечень предлагаемых нормативных актов достаточно долог, но мы сакцентируем ваше внимание только на одном — новой редакции закона о Кабинете министров. Прежний президент неоднократно критиковал его как антиконституционный. Свежая версия документа (разработанная на Банковой), судя по всему, противоречит Основному Закону не меньше. Поскольку (по нашим сведениям) предусматривает реальную зависимость центрального органа исполнительной власти не только от Совбеза, но и от президентского секретариата. Более того, по некоторым данным, проект закона предполагает частичную подчиненность правительства даже совещательным органам, создаваемым президентом. Если это правда, то Тимошенко предложили своими руками передать в руки президента часть полномочий. Расчет неплох: согласится — попадет в зависимость, не согласится — спровоцирует разрыв, развязав президенту руки.

Было, впрочем, еще одно условие. Президент настаивал на праве лично подобрать кандидатуры не только на посты руководителей МИД, МО, СБУ и ГПУ, но и на должности глав Министер­ства внутренних дел, Госкомтаможни и (по неподтвержденным данным) налоговой администрации. Кроме того, Виктор Андреевич требовал для «НУ—НС» весь социально-гуманитарный блок.

Тимошенко, поразмыслив, выразила готовность подобный вариант обсудить. Но, со своей стороны, заявила о претензиях на половину губернаторских постов. Юлии Владимировне дали понять, что расстановка кадров в этой сфере — прерогатива президента.

Как должен происходить «дележ» портфелей? Первый вариант. Можно действовать по закону. И тогда кресла глав всех министерств и ведомств (кроме оборонного и внешнеполитического) распределяются лидерами фракций в соответствии с коалиционным соглашением. После чего сформированное правительство имеет право подать президенту представление о снятии действующих глав администраций и назначении новых.

Второй вариант. Можно опираться на политические договоренности. В соответствии с которыми Тимошенко может учесть отдельные кадровые пожелания Ющенко, а Ющенко — пожелания Тимошенко.

Но Виктор Андреевич был готов рассматривать и первый, и второй вариант только тогда, когда он устраивал лично его. Правы зубоскалы — «золотая акция» не у Литвина, а у Ющенко. Тимошенко в этой ситуации непросто: согласится на ультиматум гаранта — отдаст большую часть власти. Не согласится — отдаст всю.

Как бы то ни было, вариант перехода в оппозицию Ю.В. окончательно не сняла с повестки дня. Но и бороться за полномочия не перестала. После очередного раунда переговоров лидер БЮТ согласилась с президентскими притязаниями на МВД, вытребовав себе должность главы Минтранса. Что же касается распределения постов глав администраций, то этот вопрос стал лишней строкой в так называемом листе расхождений. То есть пополнил перечень спорных позиций, согласовывать которые вожди будут без участия переговорных групп, с глазу на глаз.

К какому варианту в итоге склонится лидер БЮТ, мы пока судить не беремся. Заметим лишь: она знает, что любой закон можно изменить. А еще знает, как превращать чужих назначенцев в свои кадры. В качестве примеров можно привести не только хрестоматийных Томенко и Пинзеника. Подтверждением данного тезиса вполне может служить, например, г-н На­ливай­ченко. Или г-н Гайдук, которого она видит в своем будущем правительстве вице-премьером.

Одним словом, Юлия Владимировна кое-что умеет, и на умения свои рассчитывает.

А на что рассчитывают противники Тимошенко, если она, вопреки их расчетам, не хлопнет дверью? Тогда может вступить в дейст­вие вторая часть гипотетического плана. Банковая требует, чтобы голосование за кандидатуру спикера состоялось до голосования за кандидатуру премьера. Тимошенко не возражает. Кириленко в качестве председателя Верховной Рады ее в принципе устраивает. При некоторой взаимной неприязни они являются естественными союзниками в борьбе против «донов». В случае прихода бело-синих к реальной власти, политического будущего нет у обоих.

Но, устраивая Тимошенко, Кириленко на посту лидера ВР, судя по всему, не устраивает президента. Виктор Андреевич рассчитывал видеть на этом посту либо Януковича (если бело-синих удастся в каком-либо виде втащить во власть), либо Плюща (если союз с регионалами сорвется). По слухам, в самом «НУ—НС» многие не разделяют спикерские амбиции лидера «Нашей Украины».

Оранжевых, готовых не голосовать за Тимошенко, найдется немного. Возможно, не найдется вовсе. А вот оранжевые, готовые не голосовать за Кириленко, обязательно найдутся. Например те, кто остался верен Петру Порошенко, который не забыл, кому обязан отсутствующим депутатским мандатом. Именно так утверждают некоторые депутаты-регионалы, по поручению своей партии и своего правительства, «зондирующие» почву в стане врага. Нам эта версия не кажется однозначной.

Но если она верна, то срыв голосования по кандидатуре спикера вполне может означать новый виток коалиционных переговоров. И предполагать новые условия, и, возможно, новых участников.

Ну, и, наконец, победное продвижение Тимошенко к премьерскому посту может остановить моральная нестойкость некоторых членов БЮТ. По слухам, некоторых из них уже удалось заинтересовать. А потому вожделенных 226 голосов в назначенный час Юлия Владимировна может и не дождаться. Не знаем, верит она в подобное предательство или нет, но некоторые меры предосторожности уже предпринимает.

Главный резерв для возможного премьера — Блок Литвина. Причем попытки наладить контакты с самим Владимиром Михайловичем, насколько можно судить, пока успеха не принесли. И потому что экс-спикер искренно не хочет ни в какую коалицию. И потому, что половиной своих штыков он не распоряжается. Скорее можно предположить, что неподконтрольных Литвину членов будущей фракции БЛ контролирует некто Василий Хмельниц­кий, в недавнем прошлом — член ячейки БЮТ, ныне — «списочник» ПР. Используя давнее знакомство с Василием Ивановичем, Юлия Владимировна, кажется, допускает возможность обменять сговорчивость его людей на часть причитающегося ей власт­ного ресурса. Не зря же она так долго торговалась с президентом за Минтранс.

И, наконец, об еще одной жертве, на которую, по слухам, теоретически готова пойти Тимо­шенко — лидер БЮТ не исключает, что может поддержать Юрия Луценко в его стремлении стать новым столичным мэром. Юлия Владимиров­на в последние недели несколько пересмотрела свои взгляды на вождя «самбистов», увидев в нем политика, способного удержать НУНС от всех более широких объятий «регионов».

Было бы смешно думать, что «бело-синие» сидят, сложа руки. Вне власти они себя не мыслят, и ради сохранения ее готовы на многое. Не случайно, встречи руководителей президентского секретариата и представителей верхушки ПР стали ныне обыденным делом. Вполне возможно, именно эти переговоры для Банковой и являются главными. Кстати, на днях Виктора Балогу и Бориса Колесникова видели в модном киевском ресторане за одним столиком с главой Консти­туционного суда. О чем рассуждали державные мужи за обедом? Не об отмене ли императивного мандата?

Станет Тимошенко премьером или нет, мы не беремся судить. Но рискнем предположить, что будущая коалиция едва ли окажется монолитной. События последней недели в этом убедили. Чем жарче споры, тем больше холода в отношениях двух вождей и возглавляемых ими политических сил.

И почему эти холода всегда застают врасплох?