Народный депутат Богдан Губский всегда был последовательным оппонентом закона о выборах на пропорциональной основе, но в конечном итоге, как и многие другие, проголосовал за него. Если депутаты-мажоритарщики отдают свои голоса в поддержку выборов по партийным спискам, этому могут быть два объяснения. Или они руководствуются соображениями стратегического характера, или подчиняются давлению обстоятельств. Богдана Владимировича грешно считать «кнопкодавом», готовым выполнить чье-либо распоряжение, наступив на горло собственной песни. Теперь, когда на политическом небосводе страны появилась возглавляемая им партия «Единая Украина», предположения о стратегических соображениях получили окончательное и недвусмысленное подтверждение. Самое время поинтересоваться у виновника события о побудительных мотивах его партийного строительства.
— Итак, Богдан Владимирович, чем вы можете объяснить собственную метаморфозу?
— Я и сейчас считаю, что украинские избиратели предпочитают видеть лицо конкретного кандидата в депутаты, а не «кота в партийном списке». Ведь они привыкли обращаться за помощью к избранному ими депутату, поэтому придают большое значение его личностным качествам. Но, с другой стороны, общество неотвратимо идет к политической структуризации, в котором интересы людей, групп людей выражаются в идеях, в том числе партийных. Следовательно, в изменении системы выборов есть рациональное зерно. Другое дело, что закон о пропорциональных выборах должен все же быть несколько иным. Существуют различные варианты выборов по партийным спискам. Так, в Великобритании кандидатов от партий выдвигают в округах. Вот и я предлагал проект, учитывающий ментальность украинского электората. Им как раз и предусматривалось выдвижение кандидатов в депутаты от партий в округах. Но ситуация в Верховной Раде на тот момент сложилась такая, что я понял: плетью обуха не перешибешь, а изменение избирательной системы — требование времени.
Теперь о следующем своем шаге. Если человек стремится заниматься политической деятельностью (это не самоцель, а лишь средство реализации своей готовности изменить мир к лучшему), в новых условиях ему необходимо состоять в партии. Благо, выбор довольно богат. Можно поступить в ту из существующих, программа и цели которой в наибольшей мере соответствуют твоим убеждениям. А если полного соответствия нет? Тогда есть другой путь — создавать новую партию. Я, как видите, пошел по второму пути. Не хочу делать вид, что за этим не кроется нежелание расставаться с депутатским мандатом. Есть желание работать для людей, содействуя принятию законов, направленных на реализацию серьезной социальной политики. А это возможно только в парламенте. Институты гражданского общества у нас еще недостаточно развиты, и в силу этого я намерен баллотироваться в 2006 году. Надеюсь, это достаточно полно объясняет ваш вопрос о партийности?
Вам известно, что я в парламенте не одиночка. Я член и сопредседатель депутатской фракции, в которую объединились группы «Народовластие» и «Демократические инициативы». Мы много советовались и пришли к выводу, что ни одна из существующих на данный момент партий не отражает в полной мере нашей идеологии, мнений и видения того, как следует осуществлять стратегию развития государства. И уж если мы единомышленники, объединенные общей идеей, то следует создавать свою партию, которая бы проводила в жизнь те наработки, которые у нас есть, заняв достойное место в политической жизни страны. Поэтому вполне закономерно, что многие члены нашей депутатской группы пополнили ряды партии «Единая Украина», формируя ее идеологический костяк.
— Какие цели и задачи вы ставите перед собой, какая идеологическая направленность «единоукраинцев»?
— Программа партии в данный момент разрабатывается. Когда этот процесс будет завершен, она подвергнется обсуждению как внутри партии, так и за ее пределами, а затем будет утверждаться на съезде. Сейчас могу лишь сказать, что исходить сегодня из того, что партия должна быть исключительно левой или исключительно правой, — анахронизм. Главная наша цель, основная задача партийной деятельности будет обращена на людей, их конкретные интересы. Мы считаем, что деятельность любых органов исполнительной власти, той или иной партии должна оцениваться по тому, что она дает простому украинцу. Ведь очень часто за красивыми цифрами невозможно увидеть человека. Сегодня говорят о росте ВВП, других экономических показателей. Но не слышно, каким образом конвертировать эти показатели в улучшение благосостояния людей. ВВП растет, а зарплата, между тем, не увеличивается соответствующими темпами. Я не считаю это результатом чьего-то злого умысла. Просто нужно подумать, что нужно сделать, чтобы достижения государства конвертировать в благополучие каждого отдельного человека, каждой отдельной семьи. Любой успех государства должен немедленно положительно сказываться на достатке его граждан.
Взять минимальные зарплаты и пенсии. Разве допустимо их отставание от прожиточного минимума? Как при этом накормить и одеть-обуть ребенка, дать ему такое образование, завершив которое он будет иметь возможность заниматься любимым делом, получая за это достойное денежное вознаграждение? Только тогда, когда все это станет возможным, можно говорить об успехе государства. Государственное достижение не в том, чтобы отправить в космос корабль. Это тоже важно, но каждый успех на государственном уровне должен улучшать благосостояние граждан. Во всем мире средний класс является движителем прогресса, а у нас он едва достигает 10%. Подавляющая часть населения существует ниже прожиточного уровня. Вот на что необходимо обращать внимание, искать пути исправления ситуации.
Мы не призываем бороться с богатством, бороться необходимо с бедностью, стремиться к тому, чтобы обеспеченными были все.
— А вы знаете, как этого достичь, не прибегая к известному способу «отнять и поделить»?
— Сегодня прожиточный минимум составляет 362 гривни. Сумма небольшая, но и ее нужно еще обеспечить. Вскоре будет рассматриваться бюджет на следующий год. В него нужно заложить минимальную зарплату и минимальную пенсию на уровне прожиточного минимума, требуют решения вопросы возвращения вкладчикам их вкладов в Сбербанк. Давайте посмотрим, что конкретно можно сделать уже сейчас. Решение этих вопросов непосредственно зависит от общеэкономической ситуации. Но ведь имеем 5 млрд. гривен сверхплановых поступлений от приватизации. Так почему бы не направить их на выплату вкладов? Люди знают, что на средства, которые они доверили Сбербанку, строились заводы и фабрики, возводились плотины. Следовательно, это и их имущество, и если оно продается, деньги должны быть возвращены тем, у кого были позаимствованы. Только на одни лишь средства Сбербанка осуществлялось капитальное строительство в СССР!
— Не хлебом единым жив человек, Богдан Владимирович.
— Совершенно верно. Возьмем здравоохранение. Скажите, могут ли сельсоветы содержать сельские больницы? Нонсенс. Там сейчас зачастую нет ни машины скорой помощи, ни медицинской техники, ни лекарств. Зная об этом, фракция в прошлом году инициировала выделение из государственного бюджета 40 млн. гривен на приобретение машин скорой помощи для села. Часть средств уже получена, и в этом году будет приобретено почти 1000 автомобилей. Опять же, по нашей инициативе около 200 млн. гривен были заложены в бюджет 2004 года на обеспечение сельских больниц медицинской техникой. Но чтобы каждый год не возвращаться к одним и тем же вопросам, я внес законопроект, согласно которому сельская медицина должна финансироваться за счет государственного бюджета.
Можно ли говорить о качественном образовании, если большинство сельских детей не имеют представления о компьютере? Компьютерный класс должен быть в каждой сельской школе. Каждый крестьянский школьник должен иметь равную возможность с городскими детьми поступить в высшее учебное заведение. Именно поэтому фонд интеллектуального сотрудничества «Украина — XXI век», который я возглавляю, внедряет различные программы, призванные стимулировать интерес общества к этой проблеме. Около 500 студентов обучаются сейчас на средства фонда, поступающие на его счет от благотворителей. Но пойдем дальше. Получив образование, молодой человек должен иметь возможность работать по специальности. Отток серого вещества за пределы страны красит в серый цвет ее общество. Но проблема даже не в том, что наши специалисты выезжают за границу. Печально то, что многие профессионалы вынуждены работать не по специальности. Государство затратило колоссальные деньги на их образование, сами они отдали учебе лучшие годы своей жизни, но, не найдя применения полученным знаниям, вынуждены переквалифицироваться, работать в других сферах.
Каждому в отдельности эти житейские проблемы на государственном уровне не решить. Следовательно, необходимо создать государственную систему, которая бы давала возможность это делать.
Да, у нас гигантский разрыв между бедностью и богатством. И богачи должны прийти к осознанию того, что повышение благосостояния бедноты в их интересах. А для этого следует поделиться. Мы против национализации, против ревизии приватизации. На это стоит идти лишь в отдельных случаях. Но фондом «Украина —XXI век» уже накоплен немалый опыт, есть люди, осознавшие необходимость благотворительности и финансирующие фонд, есть дети, которые на эти деньги получают образование. Вот эту систему и нужно разворачивать в общегосударственном масштабе. Поэтому основное направление деятельности партии — социальное. Мы за широкую программу социальных реформ. Не экономика ради экономики, а экономика ради человека.
— Вы считаете, что именно такое название партии — «Единая Украина» — отражает ее социальную направленность? Чересчур уж созвучно приснопамятному «брэнду» «За единую Украину». Не было сомнений относительно того, что «как вы яхту назовете, так она и поплывет»?
— Название «Единая Украина» подразумевает единое государство, единую ответственность, единые возможности.
Единое государство — это духовное и культурное единство всех регионов и, что особенно важно, объединительная роль институтов власти. И де-юре, и де-факто Украина — единое государство, которое нуждается только в развитии. Под единой ответственностью мы подразумеваем равенство всех без исключения перед законом. Что же касается единых возможностей, то здесь идет речь о том, что каждый человек в одинаковой степени должен иметь гарантированную государством возможность самореализации.
А лично нам не нужно объединяться. У нас есть конкретная цель, к которой мы стремимся, и, смею утверждать, что в этом мы едины. Мы не «За единую Украину», которая в этом нуждалась, но так и не объединилась.
Кстати, во время выборов моим конкурентом был кандидат от этого блока. Это не к тому, что я себя кому-то противопоставляю. Да, избиратели не всегда воспринимают кандидатов от власти, но точно так же случается и с кандидатами от оппозиции. Правда, лично я по этому признаку кандидатов бы не разделял.
— Как украинский политический бомонд отнесся к вашему партийному зодчеству?
— Мы все, независимо от политической направленности, едины в стремлении построить государство, работающее на людей. Тактика и стратегия у каждой партии своя, но цели, в целом, одинаковы. И, исходя из этого, считаю, что конструктивно настроенные люди из разных политических лагерей, с которыми мы общались, достаточно позитивно восприняли нашу инициативу. Другое дело, что любая партия стремится к победе на выборах, получить как можно больше голосов, и конкурентная борьба здесь неизбежна. Важно только, чтобы это была борьба партийных программ и последовательности в их осуществлении, тогда люди получат возможность сделать правильный выбор, что обеспечит улучшение их жизни.
— И все же, вы отличаете уже своих союзников от противников?
— Своим союзником мы видим весь народ Украины, ведь не ставим перед собой задач, которые пошли бы во вред людям и государству в целом. И, несмотря на любые возможные препятствия, не намерены идти на компромиссы с совестью. Это однозначно. Мы всегда будем высказывать и отстаивать собственное мнение, и этим, надеюсь, заслужим должное уважение. Что же касается противников, то это, безусловно, те общественные и политические организации, которые видят свое «светлое будущее» в разобщении людей, противостоянии регионов, расколе Украины.
— А с кем, по-вашему, должна быть Украина?
— Наша позиция в том, что на сегодняшний день есть суверенное государство Украина. У него нет каких-то там заклятых врагов. Зато есть огромные природные, индустриальные и человеческие ресурсы. Но мы почему-то все время шарахаемся то влево, то вправо, то к Западу, то к Востоку. Пора уже уяснить, что Украина — государство самодостаточное, которому следует найти собственное место и стать самостоятельным центром влияния как минимум в европейском, а возможно, и в мировом сообществе. Не ждут нас в Евросоюзе — не нужно отчаиваться. Не желает Россия создавать полноценное экономическое пространство, не будем паниковать по этому поводу. Не должны мы бросаться с Востока на Запад, от ЕС к ЕЭП. Не нужно к кому-то постоянно проситься. Это унижает. Следует проводить самостоятельную государственную политику, учитывающую надежды людей на достойную жизнь. Вот наиглавнейший интерес Украины как государства. Уважают и ценят самостоятельных и независимых. Ведь по своему потенциалу наша страна сравнима с Германией или Францией, нужно только его реализовать.
— И последний вопрос. До следующих выборов в Верховную Раду осталось не так уж много. Успеет ли к тому времени партия нарастить мышечную массу, достаточную для преодоления трехпроцентного барьера, или вы рассчитываете войти в парламент, создав блок с какой-нибудь другой политической силой?
— Мы абсолютно уверены в том, что на парламентских выборах 2006 года сможем преодолеть проходной барьер самостоятельно. Более того, я считаю, что порог в 3% явно занижен, и его необходимо повысить. Верховной Раде следующего созыва партии-карлики не нужны. Украина нуждается в мощных политических силах.
Уже сейчас мы планируем свои действия на предстоящих выборах, создаем ячейки в регионах. В нашей партии немало депутатов-мажоритарщиков, снискавших не только в своих округах, но и за их пределами заслуженный высокий авторитет. Не стану называть поименно, дабы кого-то не обойти вниманием. Общаясь с людьми в регионах, мы уже сейчас видим, что идеи «Единой Украины» привлекают массы.
Социальная направленность, построение государственности — все это возможно только при условии демократизации общества. Это, прежде всего, выборность власти снизу вверх, ее отчетность перед народом, прозрачность избирательной системы. Исходя из этого, мы видим, каким образом можно реализовать наши идеи, и абсолютно уверены в том, что без посторонней помощи преодолеем проходной барьер.
Иной вопрос, что даже имея для этого достаточно сил, я не исключаю возможности блокирования с целью создания более мощной политической силы с тем, чтобы после победы на выборах 2006 года создать в Верховной Раде Украины большинство. И это большинство возьмет на себя ответственность за развитие демократического гражданского общества в Украине. Но на сегодняшний день мы намерены идти на выборы самостоятельно.